Методическая разработка комплекта заданий по математической грамотности «Занимательные круги Луллия» Тема: «Веселая математика»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Леонгардт Наталья Сергеевна

Цель: освоение детьми понятий, связанных с признаками и свойствами  объектов и изменением их значений по формированию основ математической грамотности.

Задачи:

- формировать умение детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;

- закрепить состав числа из двух меньших чисел;

 -развивать умение называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

- распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;

- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;

- воспитывать умение детей помогать друг другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леонгардт Наталья Сергеевна, МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка», воспитатель, nata.leongardt@mail.ru

Номинация: математическая грамотность

Методическая разработка комплекта заданий по математической грамотности «Занимательные круги Луллия»

Тема: «Веселая математика»

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, развитие интеллектуально – творческих способностей в детском саду. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Круги Луллия - это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей не только по формированию элементарных математических представлений, но и по всем разделам программы.

Описание: Круги Луллия представляют детям дошкольного возраста, как чудесные кольца или загадочные круги. На общий стержень (болт) нанизано три, четыре подвижных пластиковых круга разного диаметра. Сверху установлена подвижная стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов с карманами – 8 секторов и по 8 карманов на каждом круге. (приложение 1). На них располагают разнообразные картинки: предметные, сюжетные, слова, цифры, фигуры, схематические изображения (приложение 2). Круг и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось - бы, несовместимые объекты. Для работы с детьми 4 - 5 лет целесообразно брать два круга разного диаметра и использовать 4 сектора на каждом. В работе с детьми 5 - 6 лет используют два - три круга, 6 секторов на каждом. Дети 6 – 7 лет вполне справляются с заданиями, в которых используются три, четыре круга с 8 секторами на каждом.

Пособие соответствует принципам вариативности, безопасности и доступности, многофункциональное, используется в работе с детьми в организованной и самостоятельной образовательной деятельности, в режимных моментах,  самостоятельной игровой деятельности детей.

Особенность данного пособия – это универсальность и многофункциональность игрового материала, используя лишь несколько колец можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Как воспитатель, так и дети могут заменять картинки на кругах, комбинировать задания, пытаться самим определить цель и правила игры.

Цель: освоение детьми понятий, связанных с признаками и свойствами  объектов и изменением их значений по формированию основ математической грамотности.

Задачи:

- формировать умение детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;

- закрепить состав числа из двух меньших чисел;

 -развивать умение называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

- распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;

- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;

- воспитывать умение детей помогать друг другу.

Варианты мотиваций к играм.

«Мама дала Пете (?) конфет и бабушка (?). Как Пете узнать, сколько у него конфет?».

«Кате нужно нарисовать рисунок «Дом» в школу, но она не знает, из каких частей он состоит. Как мы можем помочь Маше?»

«Лиза и Ваня устроили соревнование, кто быстрее пробежит. Ваня бежал 1 минуту, а Лиза 2 минуты и Лиза убежала далеко от Вани. Они просят помочь разобраться, почему так получилось».

«Саша и Маша сидели и спорили, что каждый предмет похож на геометрические фигуры, и каждый предмет имеет свой цвет. Как помочь ребятам разрешить их спор?»

«У Кати 9 яблок. Она решила угостить своих друзей: Лизу, Ваню и Петю. Как ей разделить яблоки, чтобы каждому из друзей досталось одинаковое количество яблок?»

Варианты игр:

Дидактическая игра «Составляем задачи»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: закрепление умения составлять и решать арифметические задачи.

Возраст: 6 – 7 лет.

Материл и оборудование: круги Луллия, знаки сложения и вычитания, набор цифр от 1 до 9, предметные картинки.

Ход игры:

На нижний круг разложить предметные картинки, на средний – цифры 1 и 2 со знаком на сложение или на вычитание, на верхний цифры от 0 до 9. Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу составлять.

Например: стрелка показала: 6 шариков  +1  равно 7.

Дети составляют задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?»

C:\Users\Наталья\Downloads\IMG_20230303_130743.jpg

      Дидактическая игра «Из чего состоит число»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: закрепление умение составлять числа из двух меньших чисел.

Возраст: 6 – 7 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, набор цифр от 1 до 9.

Ход игры:

На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге, с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.

      Дидактическая игра «Кто соседи?»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: развитие умения называть последующее и предыдущее число.

Возраст: 6 – 7 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, набор цифр от 1 до 9.

Ход игры:

На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге, с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти соседей выбранного числа.

     Дидактическая игра «Найди фигуры»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель:  закрепление умения определять,  из каких фигур состоит предмет.

Возраст: 5 - 7 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, геометрические фигуры, изображения из геометрических фигур.

Ход игры:

На нижнем и среднем круге разложим изображения, состоящие из геометрических фигур, верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на  верхнем круге, из которых оно состоит.

     Дидактическая игра «Подбери цифру»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: закрепление умения соотносить цифру и количество предметов.

Возраст: 5 – 7 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, карточки с предметами, цифры от 1  до 9.

Ход игры:

На верхний круг раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

     Дидактическая игра «На что похоже?»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: формирование умения детей соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Возраст: 5 -7 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, геометрические фигуры, предметные картинки.

Ход игры:

Используем два круга. На нижний круг раскладываем предметные картинки, на средний - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.

     Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: развивать логическое мышление.

Возраст: 5 – 6 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, геометрические фигуры.

Ход игры:

На нижний круг разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на остальные з круга– отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжаем цепочку, поворачивая круги.

     Дидактическая игра «Реши пример»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: закрепить умение  решать арифметические задачи.

Возраст: 6 – 7 лет.

Материл и оборудование: набор цифр от 1 до 10, предметные картинки, примеры на вычитания и сложения.

Ход игры:

На нижний круг разложить примеры на вычитания и сложения, на средний – предметные картинки. На верхний круг - цифры от 1 до 10. Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какой пример решить. Например, 2+4. Дети решают пример, ответ 6, на втором круге найти картинки с таким количеством и на верхнем эту цифру.

     Дидактическая игра «Подбери по цвету и форме»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: развитие умения определять, на какую геометрическую фигуру похоже изображение и обозначь цвет.

Возраст: 6 - 7 лет.

Материал и оборудование: предметные картинки, геометрические фигуры, карточки с изображением цвета.

Ход игры:

На нижний круг разложить предметные картинки, на средний круг -геометрическую фигуру, на верхний - картинки с изображением цвета. Круги раскрутить, ребёнок должен определить, какого цвета и на какую геометрическую фигуру похож предмет.

Например: фиолетовая юбка в виде трапеции.

Критерии оценивания:

Во всех данных играх дети могут оценить себя сами при помощи «Светофора» (круги красного, жёлтого, зелёного цвета).

 «Светофор» позволяет дошкольнику, пользуясь цветными кругами, самостоятельно оценить, насколько правильно он выполнил задание,  уверенно ли чувствует себя при ответе на вопросы.

*Красный цвет — мне было очень трудно;

*Жёлтый — у меня были трудности, но я с ними справился;

*Зелёный —  у меня всё получилось, я справился самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений (младшая группа ) по теме: «Многофункциональная игрушка «Познавательная матрешка»»

   Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения    свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величи...

Математика для дошкольников. Математические игры с кругами Луллия.

Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тя...

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов«Занимательные круги Луллия»    Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в работе п...

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»...

Дидактическая игра с ТРИЗ технологиями "Занимательные круги Луллия для младшего возраста (сенсорного развития")

Игра предназначена для индивидуальной работы с детьми младшего возраста для закрепления знаний о цвете, форме, геометрических фигурах....

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Морское дело", на основе "Кругов Луллия"

Дидактическая игра "Морское дело" была изготовлена для лучшего запоминания фактов о Санкт-Петербурге, для развития умения устанавливать причинно-следственные связи. Активизировать словарный ...