Первые шаги в математику "Ориентировка в пространстве и на плоскости"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия. Первые шаги в математику

в средней группе

«Ориентировка в пространстве и на плоскости»

 

Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.

Задачи:

-уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

-закреплять умение определять своё место среди окружающих людей;

-формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги);

-развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;

-тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогия и обобщение;

-активизировать словарь;

-учить словесно, описывать местоположение предмета в окружающем пространстве;

-развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: кукольный персонаж «Незнайка»; игрушки (мишка, котенок, кубик); презентация; листы формата А-4, на каждого ребенка; раздаточный материал, цветные карандаши.

Участники: дети, воспитатель

Методы и приемы:

ИКТ

- словесные;

- игровые;

- наглядные;

- практические.

Ход НОД:

1.Вводная часть

       Дети сидят полукругом  перед экраном проектора.  На экране появляется Незнайка со своими игрушками(Слайд 1).

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Ребята кто скажет, как его зовут?     (Незнайка)

Правильно, это Незнайка он хочет с вами немного поиграть. Он принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?

 (Ответы детей, дети называют игрушки, которые видят на экране, такие же игрушки стоят и на столе, рядом стоит ширма).

- Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

- Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.

- Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите,  как они стоят?  (ответ детей – рядом друг с другом);

- Где стоит мишка? (посередине стола, между кубиком и котенком);

 - А где стоит котенок? (ответы детей – справа от него);

- А как можно сказать, где стоит котенок? (слева от мишки).

Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и  просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

 -Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Мишку поближе к детям, а сзади него кубик  и котенка Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед кубиком, кто стоит за ним. Затем делается ещё 2-3 перестановки.

  В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

 2.Основная часть

Игра «Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит  всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

 

Игра «Угадай , где нахожусь»

Воспитатель меняет местоположение Незнайка, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка (слайд 2).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили…

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Малоподвижная игра «Что, где?»

Дети образуют круг. Воспитатель встаёт в центре круга, бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя? Кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева? »

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы  с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям:

- нарисуйте в середине листа круг ( проверяем себя, слайд 3)

- справа треугольник ( проверяем себя, слайд 4)

- слева квадрат ( проверяем себя, слайд 5)

- внизу овал ( проверяем себя, слайд 6)

- вверху прямоугольник( проверяем себя, слайд 7).

Расскажите, что и где вы нарисовали.

3.Заключительная часть

Незнайка говорит спасибо большое детям, что научили его ориентироваться в пространстве и на листах бумаги, прощается.

       Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют,  у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

Подведение итога: что мы делали? (ответы детей)

Какие слова мы сегодня употребляли?

Понравилось ли Вам занятие?

-Как здорово, что к нам приходил Незнайка, ведь благодаря его заданиям  мы узнали много нового!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 333.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия. Первые шаги в математику

в средней группе

«Ориентировка в пространстве и на плоскости»

 

Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.

Задачи:

-уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

-закреплять умение определять своё место среди окружающих людей;

-формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги);

-развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;

-тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогия и обобщение;

-активизировать словарь;

-учить словесно, описывать местоположение предмета в окружающем пространстве;

-развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалыкукольный персонаж «Незнайка»; игрушки (мишка, котенок, кубик); презентация; листы формата А-4, на каждого ребенка; раздаточный материал, цветные карандаши.

Участники: дети, воспитатель

Методы и приемы:

ИКТ

- словесные;

- игровые;

- наглядные;

- практические.

Ход НОД:

1.Вводная часть

       Дети сидят полукругом  перед экраном проектора.  На экране появляется Незнайка со своими игрушками(Слайд 1).

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Ребята кто скажет, как его зовут?     (Незнайка)

Правильно, это Незнайка он хочет с вами немного поиграть. Он принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?

 (Ответы детей, дети называют игрушки, которые видят на экране, такие же игрушки стоят и на столе, рядом стоит ширма).

- Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

- Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.

- Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите,  как они стоят?  (ответ детей – рядом друг с другом);

- Где стоит мишка? (посередине стола, между кубиком и котенком);

 - А где стоит котенок? (ответы детей – справа от него);

- А как можно сказать, где стоит котенок? (слева от мишки).

Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и  просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

 -Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Мишку поближе к детям, а сзади него кубик  и котенка Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед кубиком, кто стоит за ним. Затем делается ещё 2-3 перестановки.

  В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

 2.Основная часть

Игра «Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит  всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

 

Игра «Угадай , где нахожусь»

Воспитатель меняет местоположение Незнайка, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка (слайд 2).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили…

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Малоподвижная игра «Что, где?»

Дети образуют круг. Воспитатель встаёт в центре круга, бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя? Кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева? »

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы  с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям: 

- нарисуйте в середине листа круг ( проверяем себя, слайд 3)

- справа треугольник ( проверяем себя, слайд 4)

- слева квадрат ( проверяем себя, слайд 5)

- внизу овал ( проверяем себя, слайд 6)

- вверху прямоугольник( проверяем себя, слайд 7).

Расскажите, что и где вы нарисовали.

3.Заключительная часть

Незнайка говорит спасибо большое детям, что научили его ориентироваться в пространстве и на листах бумаги, прощается.

       Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют,  у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

Подведение итога: что мы делали? (ответы детей)

Какие слова мы сегодня употребляли?

Понравилось ли Вам занятие?

-Как здорово, что к нам приходил Незнайка, ведь благодаря его заданиям  мы узнали много нового!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Маркетинг в дошкольном учреждении: первые шаги в конкурентоспособное образовательное пространство

Важнейшим приоритетом в деятельности системы образования является последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества образовательных услуг. Чтобы вписаться в образовательную среду дошк...

Конспект НОД по математике в средней группе «Ориентировка в пространстве и на плоскости».

Материал заняти по развитию пространственной ориентации и правильного расположения предметов....

непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по ФЭМП Тема «Мой любимый детский сад» (ориентировка в пространстве и на плоскости)

Интегрированная непосредственная деятельностьв подготовительной группеТема «Ориентировка в пространстве и на плоскости»Приоритетная образовательная область- «Познавательное развитие» блок «ФЭМП»Интегр...

Конспект НОД по РЭМП "Ориентировка в пространстве и на плоскости" для детей с ЗПР (старшая группа) с использованием ИКТ

У дошкольников с задержкой психического развития имеются недостатки базисных пространственных ориентировок, что препятствует формированию полноценных пространственных представлений и их...

Конспект по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя....