Первые шаги в математику "Ориентировка в пространстве и на плоскости"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия. Первые шаги в математику
в средней группе
«Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.
Задачи:
-уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
-закреплять умение определять своё место среди окружающих людей;
-формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги);
-развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
-тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогия и обобщение;
-активизировать словарь;
-учить словесно, описывать местоположение предмета в окружающем пространстве;
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: кукольный персонаж «Незнайка»; игрушки (мишка, котенок, кубик); презентация; листы формата А-4, на каждого ребенка; раздаточный материал, цветные карандаши.
Участники: дети, воспитатель
Методы и приемы:
- ИКТ
- словесные;
- игровые;
- наглядные;
- практические.
Ход НОД:
1.Вводная часть
Дети сидят полукругом перед экраном проектора. На экране появляется Незнайка со своими игрушками(Слайд 1).
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Ребята кто скажет, как его зовут? (Незнайка)
Правильно, это Незнайка он хочет с вами немного поиграть. Он принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?
(Ответы детей, дети называют игрушки, которые видят на экране, такие же игрушки стоят и на столе, рядом стоит ширма).
- Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.
- Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.
- Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят? (ответ детей – рядом друг с другом);
- Где стоит мишка? (посередине стола, между кубиком и котенком);
- А где стоит котенок? (ответы детей – справа от него);
- А как можно сказать, где стоит котенок? (слева от мишки).
Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.
-Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?
Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Мишку поближе к детям, а сзади него кубик и котенка Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед кубиком, кто стоит за ним. Затем делается ещё 2-3 перестановки.
В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.
2.Основная часть
Игра «Кто за кем стоит»
Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.
Игра «Угадай , где нахожусь»
Воспитатель меняет местоположение Незнайка, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).
После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка (слайд 2).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)
Покрутили…
(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Малоподвижная игра «Что, где?»
Дети образуют круг. Воспитатель встаёт в центре круга, бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя? Кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева? »
Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.
Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.
Воспитатель обращается к детям:
- нарисуйте в середине листа круг ( проверяем себя, слайд 3)
- справа треугольник ( проверяем себя, слайд 4)
- слева квадрат ( проверяем себя, слайд 5)
- внизу овал ( проверяем себя, слайд 6)
- вверху прямоугольник( проверяем себя, слайд 7).
Расскажите, что и где вы нарисовали.
3.Заключительная часть
Незнайка говорит спасибо большое детям, что научили его ориентироваться в пространстве и на листах бумаги, прощается.
Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.
Подведение итога: что мы делали? (ответы детей)
Какие слова мы сегодня употребляли?
Понравилось ли Вам занятие?
-Как здорово, что к нам приходил Незнайка, ведь благодаря его заданиям мы узнали много нового!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
333.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия. Первые шаги в математику
в средней группе
«Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.
Задачи:
-уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
-закреплять умение определять своё место среди окружающих людей;
-формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги);
-развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
-тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогия и обобщение;
-активизировать словарь;
-учить словесно, описывать местоположение предмета в окружающем пространстве;
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: кукольный персонаж «Незнайка»; игрушки (мишка, котенок, кубик); презентация; листы формата А-4, на каждого ребенка; раздаточный материал, цветные карандаши.
Участники: дети, воспитатель
Методы и приемы:
- ИКТ
- словесные;
- игровые;
- наглядные;
- практические.
Ход НОД:
1.Вводная часть
Дети сидят полукругом перед экраном проектора. На экране появляется Незнайка со своими игрушками(Слайд 1).
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Ребята кто скажет, как его зовут? (Незнайка)
Правильно, это Незнайка он хочет с вами немного поиграть. Он принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?
(Ответы детей, дети называют игрушки, которые видят на экране, такие же игрушки стоят и на столе, рядом стоит ширма).
- Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.
- Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.
- Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят? (ответ детей – рядом друг с другом);
- Где стоит мишка? (посередине стола, между кубиком и котенком);
- А где стоит котенок? (ответы детей – справа от него);
- А как можно сказать, где стоит котенок? (слева от мишки).
Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.
-Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?
Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Мишку поближе к детям, а сзади него кубик и котенка Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед кубиком, кто стоит за ним. Затем делается ещё 2-3 перестановки.
В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.
2.Основная часть
Игра «Кто за кем стоит»
Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.
Игра «Угадай , где нахожусь»
Воспитатель меняет местоположение Незнайка, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).
После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка (слайд 2).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)
Покрутили…
(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Малоподвижная игра «Что, где?»
Дети образуют круг. Воспитатель встаёт в центре круга, бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя? Кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева? »
Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.
Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.
Воспитатель обращается к детям:
- нарисуйте в середине листа круг ( проверяем себя, слайд 3)
- справа треугольник ( проверяем себя, слайд 4)
- слева квадрат ( проверяем себя, слайд 5)
- внизу овал ( проверяем себя, слайд 6)
- вверху прямоугольник( проверяем себя, слайд 7).
Расскажите, что и где вы нарисовали.
3.Заключительная часть
Незнайка говорит спасибо большое детям, что научили его ориентироваться в пространстве и на листах бумаги, прощается.
Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.
Подведение итога: что мы делали? (ответы детей)
Какие слова мы сегодня употребляли?
Понравилось ли Вам занятие?
-Как здорово, что к нам приходил Незнайка, ведь благодаря его заданиям мы узнали много нового!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...
Маркетинг в дошкольном учреждении: первые шаги в конкурентоспособное образовательное пространство
Важнейшим приоритетом в деятельности системы образования является последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества образовательных услуг. Чтобы вписаться в образовательную среду дошк...
Конспект НОД по математике в средней группе «Ориентировка в пространстве и на плоскости».
Материал заняти по развитию пространственной ориентации и правильного расположения предметов....
непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по ФЭМП Тема «Мой любимый детский сад» (ориентировка в пространстве и на плоскости)
Интегрированная непосредственная деятельностьв подготовительной группеТема «Ориентировка в пространстве и на плоскости»Приоритетная образовательная область- «Познавательное развитие» блок «ФЭМП»Интегр...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие по городу" с использованием ИКТ. тема: «Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Расширять и совершенствовать знания и умения детей ориентироваться в пространстве и на плоскости....
Конспект НОД по РЭМП "Ориентировка в пространстве и на плоскости" для детей с ЗПР (старшая группа) с использованием ИКТ
У дошкольников с задержкой психического развития имеются недостатки базисных пространственных ориентировок, что препятствует формированию полноценных пространственных представлений и их...
Конспект по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя....