Формирование элементарных математических представлений
консультация по математике (младшая группа)

Мария Мешкова

По статистике самым трудноусваиваемым предметом в школе является математика. Множество терминов, абстрактных понятий и математических заданий пугают малыша, если он ранее не был подготовлен к школе. А неумение слушать, работать в коллективе и совместно выполнять то, что предлагает учитель, вызывает просто нежелание заниматься этим, казалось бы, скучным предметом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Формирование элементарных математических представлений» Зачем вашим детям учить математику? - Телеканал «О!»

По статистике самым трудноусваиваемым предметом в школе является математика. Множество терминов, абстрактных понятий и математических заданий пугают малыша, если он ранее не был подготовлен к школе. А неумение слушать, работать в коллективе и совместно выполнять то, что предлагает учитель, вызывает просто нежелание заниматься этим, казалось бы, скучным предметом.

В любом возрасте ребенок трудно расстается с мамой, ему сложно усидеть на месте даже 15 минут (а занятия будут по 30 минут), хочется поиграть, пошалить и просто пообщаться. И нельзя ломать и пресекать естественные потребности малышей. Наша задача – не запугивать детей школой, а мягко подготовить их к очередной жизненной ступеньке, не лишать ребенка радостного и беззаботного детства, позволяя ему развиваться как личность. Только в уютной атмосфере дети себя смогут раскрыть, что позволит нам выявить у них те или иные способности и наклонности, а также усмотреть проблемные моменты и прийти на помощь и опять же не акцентируя внимания на этих проблемах, мягко, деликатно искать пути их решения. Помогут в этом, естественно, игры. И чем младше ваш ребенок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке, т.к. ребенок обучается через игру.

Помните, что помимо времени, проведенного вместе с ребенком дома, есть и другое благодатное время для общения и его развития: дорога в детский сад и обратно, поездки в общественном транспорте, ожидание очереди на приеме у врача, подъем по лестнице и т. д.

Дошкольный возраст - возраст почемучек. И если у вас хватит мудрости терпеливо отвечать на все «почему» - со временем вы увидите, какие мудрые и развитые дети у вас вырастут.

«Мы в ответе за тех, кого приручили», - говорят о друзьях наших меньших. И горько и больно наблюдать современные семьи, где дети просто забыты.

Родители утром несутся на работу, по пути забрасывая малышей в детский сад, вечером быстренько хватают ребенка, порой не с лучшим настроением, и также несутся домой, чтобы там малыш был предоставлен сам себе (компьютер, приставки, гора давно наскучивших игрушек, купленных необдуманно и непонятно с какой целью). И результат очевиден. Маленький словарный запас, неумение общаться со сверстниками, т. к. дети – это копия родителей, все манеры и речевые обороты они перенимают и впитывают как губка. А где же счастливое детство?!

Математические задания и игры для дошкольников

Жалко, что в нашем государстве был только Год семьи. Вся политика должна быть направлена в это русло, и не один год, а постоянно. Иначе мы как народ просто перестанем существовать, так же как термин «семья» давно уже себя не оправдывает.

Так давайте сейчас уже бить в колокола и, пока еще не поздно, сделаем переоценку ценностей. Наше богатство – наши дети! А теперь вернемся к математике и попробуем играть, начиная с дома.

Математика для дошкольников - математические игры

Просыпается ребенок, потянулся: одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А внизу наши ножки ждут тапочки. Сколько их? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек. Термин: столько же.

Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? (3). Почему? (три человека в семье).

За завтраком (обедом, ужином):

  • Какой формы тарелочка, салфетка, крышка стола, стула?
  • Сколько тарелочек, ложечек, чашек? (по три, по четыре).
  • А сколько ложек какао или сахару насыпали в чашку (считаем вслух).

А какой благодатный материал с математическими и геометрическими элементами – салфетка!!!

  • Мы - волшебники. Из квадратной салфетки можем сделать косыночку. Какая фигура получилась? (треугольник, прямоугольник, маленький треугольник и квадратик).
  • А можем сделать полотенце. Какая фигура? (прямоугольник).

(Попросите ребенка раздать всем поровну фрукты, конфеты (по 2-3 предмета). Предложите разложить фрукты в порядке увеличения размера и наоборот.)

  • А какие геометрические формы они вам напоминают?

(Попросите столовой и чайной ложкой измерить количество крупы и сравнить результаты.)

  • Почему разные числа? (большая и маленькая мерки).

(Съедая плоды, считайте, сколько их остается.)

На прогулке также на каждом шагу встречается математика. Дома: высокие, низкие. Посчитали этажи.

  • Сколько машин стоит на площадке? (5).
  • Одна уехала. (4). И т. д.

В парке собираем листочки. На какие группы их можно разделить?

1. По цвету.

2. По форме.

3. По размеру.

Аналогично с камешками, ракушками и т. д.

Дома, сидя перед телевизором, высыпаем пуговки на пол и просим на простом листочке положить справа (слева, в верхнем правом или нижнем левом углу красную большую пуговицу). Можно создавать целые картины, группируя пуговки по цвету, форме и размеру.

Еще можно взять обыкновенный шарфик (сидя в очереди) и сделать из него круг, треугольник, квадрат, ромб или трапецию, считая при этом и стороны, и углы.

А давно известные головоломки из спичек? Нет их под рукой – нашли палочки, карандаши и вспоминаем наше детство.

Как поменять одну палочку, чтобы корова смотрела в другую сторону? И т.д.

А в книгах просто на каждом шагу встречаются элементы математики. Например: «Герои сказок Пушкина в цифрах».

1. Сначала невод пришел с одной тиной. В другой раз – с травою морскою. А в последний раз – с золотою рыбкой. Вопрос: сколько раз старик забрасывал невод?

2. Сколько превращений было с князем Гвидоном?

3. Задача богатырская:

Завтракали на привале.

Нам с собой яичек дали.

Всмятку два и два крутых.

Сосчитай-ка, сколько их?

#1047;адача белочки-кудесницы:

Два бельчонка на опушке

Сколотили две кадушки.

Положили в бочки мятные листочки.

Красную бруснику,

Черную чернику.

Клали понемножку желтую морошку.

Что бельчата на опушке положили в две кадушки?

Хорошими помощниками станут в овладении счетом всевозможные настольные игры: лото, домино, игры-«ходилки». Домино непременно «взрослое» с точечками. А игры-«ходилки» с кубиками стоит упростить, подстраиваясь под возраст и возможности ребенка. Для этого склейте из бумаги свой собственный кубик, где на трех гранях будет стоять всего по одной точечке, а на трех остальных - по две. Когда малышу будет легко делать ходы на один и на два, сделайте новый кубик, куда добавьте три точки. Так постепенно доберетесь и до обычного игрального кубика. Как правило, малыши очень любят подобные игры. И вместе с игрой осваивают счет.

МБДОУ детский сад №2 - Проект «Элементарная математика в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...