Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы «Математический калейдоскоп»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
кружковой работы
«Математический калейдоскоп»
(Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера)
разновозрастной группы «Б» компенсирующей направленности
для детей от 5 до 7 лет с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_kaleydoskop.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»
Дополнительная общеразвивающая программа
кружковой работы
«Математический калейдоскоп»
(Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера)
разновозрастной группы «Б» компенсирующей направленности
для детей от 5 до 7 лет с ЗПР
на 2022-2023 учебный год
Воспитатели:
Г.Г. Гафарова
Л.И.Власенко
Мегион, 2022
Актуальность:
Для современной образовательной системы проблема умственного развития чрезвычайно важна и й. Знающие, активные и образованные люди станут цениться, как истинное национальное богатствактуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революциео, так как необходимо компетентно ориентироваться во всё возрастающем объеме знаний.
Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование универсальных предпосылок учебной деятельности.
Цель программы:
Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников, в работе по формированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи:
- Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию.
- Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Прививать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Воспитывать познавательный интерес.
- Формировать приемы тождества и различия предметов по одному, нескольким признакам.
- Способствовать выявлению и абстрагированию свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины).
Условия реализации программы:
Программа реализуется по следующим принципам: системности, наглядности, интеграции, креативности, индивидуальности. Работа с детьми строится поэтапно, каждый этап имеет цель и направления работы:
Первый этап: самые простые игры, цель которых в усвоении свойств геометрических фигур, форм предмета, размера, цвета; усвоение определенного круга математических понятий.
Второй этап: игры, на развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления: счет, счетные операции при помощи чисел, измерение, вычисление, направленные на изучение качественной и количественной классификации, развитие творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.
Третий этап: более сложные игры на замещение и моделирование свойств, кодирование и декодирование информации. Развитие логических операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, сериация.
Сроки реализации кружковой работы: сентябрь – август
Продолжительность занятий – 25-30 минут 1 раз в неделю.
Перспективно – тематическое планирование
Программное содержание | Оборудование | |
Сентябрь | ||
1 | Диагностика | |
2 | Ознакомление с новой технологией блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера. Изучение методики по использованию игр и упражнений. | |
3 | Знакомство с блоками Дьенеша. | |
4 | Игры и занятия с палочками Кюизенера. Набор разноцветных полосок – палочек Кюизенера. | |
Октябрь | ||
1 | .«Разноцветные заборы» («Спрячь игрушку») Развитие представлений о цвете, умения называть цвета; развитие представлений о высоте («высокий», «низкий» и т. д.);развитие представлений о длине; развитие умений сравнивать предметы по высоте и длине; | Набор разноцветных полосок; силуэты животных разной высоты; мелкие игрушки (воробей и др. – см. стихотворение). |
2 | «Мосты через реку» (коллективное). Развитие представлений об эталонах цвета; развитие представлений о ширине («широкий», «узкий» и т. д.), длине; развитие умений сравнивать предметы по ширине и длине;(предварительно) знакомство с тем, что такое река, какие бывают мосты через реку (в ходе экскурсии к ближайшему мосту). | Набор разноцветных полосок – палочек Кюизенера; длинная извилистая «река», ширина которой изменяется (в коллективной работе), или «реки» и «ручейки» разной ширины, вырезанные из голубой бумаги (в индивидуальной деятельности); силуэты машин, автобусов, троллейбусов и других видов транспорта (или изображающие их мелкие игрушки). |
3 | «Сказочная математика» Развитие логического мышления, умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру. Формировать умение решать логические задачи на поиск лишней фигуры. | Логические блоки; карточки с изображением звезд. |
4 | «Найди клад» Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. | 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги ("клады"), карточки со знаками цвета, формы, размера, толщины (для 2 и 3 вариантов). |
Ноябрь | ||
1 | «Какие лесенки умеет строить Зайка» Освоение числового значения цветных полосок, состава НОД чисел и умений строить числовой ряд (до 5, до 10). | Игрушечный заяц, комплект разноцветных полосок – палочек Кюизенера для каждого ребёнка; карточки с цифрами от 1 до 10. |
2 | «Путешествие в Страну Цветных чисел» Упражнять детей в составлении чисел из 2-х меньших; повторить счёт о 10 в прямом и обратном направлении; формировать умение работать по образцу, соотносить цветные палочки к размеру задаваемой формы; развивать творческое воображение, смекалку. | Палочки Х. Кюизенера (по 1 набору на каждый стол, плоскостной вариант), образцы узоров, силуэты животных, предметов быта, игрушки мышки (2 шт.); тетради для работы; цветные карандаши. |
3 | «Поиграем с Буратино» Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, нетреугольный и т.д.). | Логические блоки, игрушка Буратино, карточки-свойства (для II и III вариантов). |
4 | «Помоги муравьишкам» Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. | Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей. |
Декабрь | ||
1 | «Сказка о натуральном ряде» Показать детям направленность ряда чисел; формировать представления детей о свойствах чисел натурального ряда (сравниваемость, относительность, транзитивность; возрастание и убывание и возрастание);учить видеть разностные отношения между соседними числами натурального ряда; ввести понятие чётных нечётных чисел. | Набор карточки с цифрами до 10 на каждого ребёнка и такие же демонстрационные большего размера; набор палочек Кюизенера на каждого ребёнка и для фланелеграфа большего размера. |
2 | «Три котёнка» Развитие комбинаторных умений; воспроизведение отношений «выше-ниже», «над-под», «между»; уточнение представлений о направлениях счёта; соотношение предметов по цвету с ориентацией на сюжет игры. | Три котёнка (игрушки), цветные палочки Кюизенера (объёмный вариант), силуэт дома с забором (не окрашенный), схемы частей домов (стены, крыши, заборы, чердаки, окна – всех по 3 штуки), 5 гномов в цветных колпачках, окрашенных в цвета палочек Кюизенера. |
3 | «Автотрасса (построй дорожку)» Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). | Таблицы с правилами построения дорог (табл. 1 – 3), логические блоки. |
4 | «Необычные фигуры» Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм - "выращивание дерева"); творческого мышления, воображения. | Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур (табл. 4 – 6). |
Январь | ||
1 | «Переполох» Упражнение детей в воспроизведении количества по представлению; упражнение в счёте от исходного числа до заданного; составление целого из частей. | 5 ваз и поднос я яблоками (не меньше 20 штук), 5 мышей, 5 непрозрачных пакетов, силуэт дверей, кот (игрушка), набор палочек Кюизенера в плоскостном варианте. |
2 | «Где, чей гараж? (построй дом)» Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию. | Логические блоки, карточки-домики (табл. 7 – 9), прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 шт.). |
Февраль | ||
1 | «Тимошка-озорник» Воссоздание числового ряда и группировка предметов (по 5-7); упражнение в определении места предмета в ряду; употребление в речи слова «кроме»; определение формы на основе отрицания признака. | Кот (игрушка), пять коробок, одна из них большего размера, пять чайных чашек, рисунок аквариума и семь рыбок. |
2 | «Оле-Лукое» Развитие умений выделять чётные и нечётные числа; выделение каждого второго предмета в ряду; упражнение в нахождении порядкового номера предмета, пути следования на основе исключения; действия с моделью недели, закрепление их названия. | Модель недели, палочки Кюизенера в плоскостном и объёмном варианте, 9 кукол, круги. |
3 | «Дорожки» Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. | Логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения). |
4 | «ДОМИНО» Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. | Логические фигуры или блоки. |
Март | ||
1 | «Винни-Пух и его друзья» Восстановление и продолжение числового ряда; самостоятельное решение логической задачи путём нахождения недостающего предмета; выбор предмета, части которого (лепестки) образуют пары; упражнение в определении состава числа, поиск пути по лабиринту; упражнение на отсчитывание предметов по 2. | Герои сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»; ромашки с разным количеством лепестков (3-8), не менее 25 штук, одна ромашка с семью съёмными лепестками; палочки Кюизенера; 10 яблок. |
2 | «Весёлый счёт» Развитие умений выявлять отношения между числами, увеличивать и уменьшать их на единицу; самостоятельное определение зависимости между числами, освоение способа образования больших и меньших чисел. | Набор цветных счётных палочек Кюизенера; набор палочек из картона, где единица представлена квадратом 5х5 кв. см. |
3 | «Найди пару» Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Логические фигуры или блоки. |
4 | «Две дорожки» Развитие умений выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
| Логические фигуры |
Апрель | ||
1 | «Соседи» Установление равенства и неравенства групп предметов; применение знаков с целью выражения отношений между числами; освоение способов моделирования действий увеличения и сложения. | Игрушки животных, знаки сложения и вычитания, набор палочек Кюизенера в плоскостном варианте, листы цветной бумаги на каждого ребёнка. |
2 | «Полёт на необитаемую математическую планету» Совершенствовать у детей навыки раскладывания определённого числа второго пятка на два меньших и составлять из двух меньших чисел большее число на наглядной основе. Продолжать учить детей производить простейшие арифметические действия на сложение и вычитание. Продолжать учить детей составлять и решать простые задачи на сложение (когда к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (когда вычитаемое меньше остатка). | Палочки Кюизенера (в увеличенном виде); карточки с цифрами (на одной стороне – цифра, на другой – буква); иллюстрации на космическую тему. |
3 | «Поймай тройку» Развитие умения сравнивать. | Логические фигуры или блоки. |
4 | «Где, чей гараж» Развитие умений классифицировать. | Логические фигуры (блоки1), таблицы с изображением дорожек и гаражей (табл. 10, а). |
Май | ||
1 | «Лесные мастера» Освоение состава числа и выражение в речи всех его вариантов; освоение вычислений с использованием палочек Кюизенера и схемой сборки домов. | Палочки Кюизенера (от 1 до 5), выполненные из цветного картона; крыши домов, шириной: 5 см, 10 см, 15 см, 20 см; схема сборки домов. |
2 | «Засели домики» Развитие классификационных умений. | Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков (табл. 14). |
3 | «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?» Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. | Карточки с логическими таблицами (табл. 15-17), логические фигуры. |
Июнь | ||
1 | «Помоги фигурам выбраться из леса» Развитие логического мышления, умения рассуждать. Материал. | Логические фигуры, или блоки, таблицы. |
2 | «Загадки без слов» Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. | Логические блоки, карточки с обозначением свойств. |
3 | «Где спрятался Джерри?» Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. | Логические блоки, карточки с обозначением свойств, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка). |
4 | «Угадай фигуру» Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах. | Логические фигуры и два набора карточек-свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей. |
Июль | ||
1 | «Сократи слово» Развитие логического мышления, умения строго выполнять правила при выполнении действий, внимания. | Логические блоки (фигуры), таблица 22. |
2 | «Построй дом» Развитие логического мышления, внимания. | Набор логических фигур в мешочке, 4 карточки-домика (см. табл. 23, а), прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 штук). |
3 | «Раздели блоки-1» Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию "не".
| Логические блоки, две игрушки (Буратино, Незнайка). |
4 | «Раздели блоки-2» Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и", "или". | Логические блоки, две игрушки - Винни-Пух и Пятачок. |
Август | ||
1 | «Раздели блоки -3» Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и", "или", доказательности мышления. | Логические блоки, три игрушки (волк, заяц, лиса). |
2 | Игры на закрепление пройденного материала: Д/и «Клад», « Игра с одним обручем», «Чего не хватает», «Игра с двумя обручами», «Дом и мебель для матрёшки». | Логические блоки, набор разноцветных полосок – палочек Кюизенера. |
3 | Игры на закрепление пройденного материала: Д/и «Найди не такую», «4-й лишний», «Продолжи ряд», «Строим дорожки». | Логические блоки, набор разноцветных полосок – палочек Кюизенера. |
4 | Диагностика. Предполагаемые результаты: - Будут изучены качественные и количественные классификации; - усвоен определенный круг математических понятий; - развиты творческое и абстрактное мышления; - приобретены навыки измерения, счета, представления о размере, форме и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве; - сформировано понимание отрицания свойств; - развита способность к логическим действиям и операциям; - сформированы навыки вычислительной деятельности, умение решать примеры на сложение и вычитание. |
Результаты работы:
Удалось внедрить новые формы развивающего обучения детей дошкольного возраста;
дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями;
появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них; ети овладели знаниями о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках; расширили математический кругозор; повысился уровень познавательных способностей у детей; положительная динамика качества математической подготовленности к школе.
Информационные ресурсы:
- Детство: ПООП ДО, Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
- Математика от трех до семи лет: Учебно-методическое пособие, «Детство-пресс», 2010.
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика для дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2012.
- «Развитие игровой активности дошкольников», Журнал «Управление ДОУ», Москва-2010.
- Н.В.Шайдурова, «Развитие ребенка в конструктивной деятельности», « ТЦ Сфера», 2018.
- Е.С.Демина, «Развитие элементарных математических представлений», «ТЦ Сфера», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...