Интеграция музыки и математики в формировании элементарных математических представлений
методическая разработка по математике (старшая группа)

Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты доставляют детям радость, развивают эстетические чувства. Всё это поможет ребёнку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен её разглядеть и оценить.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеграции музыки и математики в формировании элементарных математических представлений

Одним из основных принципов дошкольного образования считается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания, в различных аспектах воздействует на ход образовательного процесса.

  • она делает занятия необычными, более интересными и привлекательными для ребёнка.
  • восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
  • как образец художественного творчества, музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего у дошкольников.

Успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положений:

• единства образных и понятийных средств организации познавательной деятельности;

• аналогии понятий интегрируемых областей знания;

• ведущей игровой деятельности как способа и формы организации образовательного процесса.

Представить себе музыку и математику, стоящими рядом, трудно. Однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика и философа Пифагора : «Всё есть число». Конечно, понять весь глубинный философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно, а дошкольнику и вовсе невозможно, но почувствовать это интуитивно, возможно.

Ребёнок растёт, знакомится со сверстниками и играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка. Это – счёт. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но и ещё интересней для ребёнка.

Разные виды музыкальной деятельности оказывают существенное влияние на всестороннее развитие детей, в том числе на формирование элементарных математических представлений.

Разучивая движения под музыку, дети обучаются ориентировке в созданной ситуации. Исполняя хоровод, дети двигаются в заданном направлении: вправо или влево по кругу, вперёд (к центру круга) или назад. В ритмических играх дети двигаются за первым ребёнком, по сигналу – за последним, по диагонали, врассыпную, становятся на место друг за другом, вспоминая и определяя своё положение в пространстве относительно геометрии помещения и расположения других детей.

Также дети определяют своё место по заданному условию: мальчики берут себе в пару девочек, которые стоят справа или слева от них.

Выполняя движения под музыку, мы оперируем количественными отношениями и счётом. Приглашаем детей встать на танец парами, тройками, по-одному. Исполняя считалки вместе с детьми, выбираем ведущего для музыкальной игры.

Разучивая движение, объясняем детям: «На счёт «раз» выставляем правую ногу на пяточку, на счёт «два» - на носочек, на счёт «три» - опять на пяточку, на счёт «четыре» приставляем правую ногу к левой. Затем выполняем такие же движения с левой ноги».

Часто используется порядковый счёт. Перед исполнением уже знакомого танца дети вспоминают, например, что первыми танцуют девочки, а вторыми – мальчики, или говорят: «На первую часть произведения будем выполнять дробный шаг, а на вторую – шаг с притопом…»

На музыкальных занятиях закрепляются знания детей о геометрических фигурах. Мы просим детей встать в круг, а ведущего – в центр круга. Если дети стоят в двух кругах, оперируем понятиями «внешний круг», «внутренний круг». Или же дети становятся в одну прямую линию. Сравниваем музыкальный зал с прямоугольником, квадратом и просим детей встать у двух противоположных сторон зала или по углам.

Задачи развития математических представлений реализуются в разных формах организации музыкального воспитания. Наиболее привлекательны для детей – праздники и развлечения. Такая форма организации преследует несколько целей: доставляет дошкольникам удовольствие, обогащает их музыкальные впечатления, формирует разнообразные эмоции и чувства, а кроме того, закрепляет математические представления.

Развлечения с использованием математического материала содействуют развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения.

В процессе развлечения дети закрепляют уже приобретенные знания,

умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений.

В таких развлечениях применяются различные виды занимательного

материала : задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы, логические упражнения и т. п.

Вывод: Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты доставляют детям радость, развивают эстетические чувства. Всё это поможет ребёнку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен её разглядеть и оценить.

Прямым доказательством вышесказанного представляем

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе по сказке «Гуси-лебеди»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие».

Цель: Развитие музыкальных, интеллектуальных и математических способностей детей через сюжетное обыгрывание.

Задачи:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность».

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку; с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства)

Развивающие: развитие зрительного контакта, сотрудничества, внимания, способствовать развитию навыкам игры на музыкальных инструментах, опираясь на графическое их отображение, легко и красиво выполнять движения в танцевальной импровизации, соответственно изменению темпа музыки.

Образовательные: формировать стремление к активному участию в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать педагога и правильно отвечать на вопросы.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, совершенствовать навыки счёта, закреплять знания детей о геометрических фигурах, сопоставлять и сравнивать между собой цифры и числа, развивать навык самооценки и самоконтроля.

Образовательные: уметь анализировать способ расположения геометрических фигур, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Демонстрационный материал: ноутбук, мультимедийная установка, слайды к сказке «Гуси - лебеди».

Музыкальный материал: фонограммы с записью пьес «Баба-Яга», «Утро» из детского альбома П. Чайковского, для танца песня «Оранжевое солнце»

Раздаточный материал: музыкальные инструменты – деревянные ложки, бубен, колокольчики, треугольники; карточки с геометрическими фигурами, трафареты «яблок с семенами», цифры от 1 до 10, карточки с цифрами 2, 3, 4.

Ход НОД

Дети под музыку входят в музыкальный зал и становятся полукругом.

Музыкальный руководитель: Доброе утро ребята! Ну-ка посмотрите все на меня, глазки у всех проснулись, а щечки, ушки? Тогда давайте их разбудим.

Валеологическое упражнение «Доброе утро» под музыку.

Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Разотрем ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Ну вот, мы с вами проснулись и можно отправляться в путешествие. Сегодня мы отправимся путешествовать по сказке. Посмотрите на экран, и ответьте, к какой сказке относится это изображение.

Демонстрируется слайд из русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Знакома вам эта сказка? Как она называется? (Гуси – лебеди)

Помните, как зовут героев сказки? (Маша и Ваня)

И вот они опять попали в беду, и просят вашей помощи. Поможем им преодолеть трудности? Трудности необычные, все с заданиями. А для того, чтобы справиться с ними, нужно быть внимательными, сосредоточенными и находчивыми. И поэтому нам необходима разминка.

Музыкальная разминка «Счет» под музыку.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать,

Пять руками помахать

Ну и дальше продолжать!

Шесть – пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

Ну а восемь потянись,

Скажем девять - покружись.

Скажем девять - покружись,

Ну а десять поклонись! (Дети выполняют движения по тексту.)

Наша разминка закончилась, а теперь отправляемся в сказку. Но двигаться мы будем не только шагом, но и поскоками. А чтобы определить какое движение нужно выполнять нам поможет музыка. Если вы внимательно будете слушать изменения темпа в музыке, то легко справитесь с заданием.

Музыкально-ритмические движения «Поскоки и сильный шаг» (по ходу движения дети садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, Маша играла с подружками и не заметила, как Гуси-лебеди унесли братца-Ваню. Побежала Маша вызволять братца из беды. Бежит и видит, стоит печь.

Демонстрируется слайд с изображением «Печки».

Спрашивает Маша у печки: «Куда Гуси-лебеди полетели?

А печка ей и говорит: «Скажу, если ты мне поможешь, выполнишь задания». Поможем печке? Дети выполняют задание.

Итак, слушайте первое задание. Отгадайте математические загадки.

  1. Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Со стола скачусь я вдруг.

А зовусь я просто… (круг).

  1. Посчитай и посмотри:

У него три стороны.

Три вершины, три угла,

Как зовут его, друзья? (треугольник)

  1. Он давно знакомый мой

Он весь ровный и прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его… (квадрат).

  1. Если все углы прямые,

И всего угла четыре,

Ну а по две стороны

Противоположны и равны.

Этот четырехугольник,

Назовем…. (прямоугольник)

  1. Я – похож на яйцо,

И как просто буква О.

Я почти как круг – малец,

Я – такой, как огурец. (Овал)

  1. Все четыре стороны

Тоже у него равны.

Но углы в нем не прямые —

Острые есть и тупые.

Удивляется квадрат:

«Кто-то сплюснул тебя, брат!» (Ромб)

Какие вы внимательные! Все загадки отгадали правильно. Как, одним словом можно назвать эти фигуры?

«И еще одно задание. У меня в печке печенья испеклись, помоги определить какой формы печеньки не хватает.»

Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Детям показывается слайд с изображением печенек разной формой в определенной последовательности с пропущенной геометрической фигурой. Нужно определить недостающую фигуру.

После выполнения задания педагог задаёт вопросы детям:

  1. Какой формы первое печенье?
  2. Назовите последнее печенье.
  3. Сколько печений треугольной формы?

Молодцы, ребята, с заданием справились правильно и помогли Маше.

Музыкальный руководитель: Бежит Маша дальше. Встречается ей на дороге яблонька.

Демонстрируется слайд с изображением «Яблоньки».

Обращается Маша к яблоньке с тем же вопросом: «Куда Гуси-лебеди полетели? А яблонька ей и отвечает: «Скажу, если ты меня развеселишь. Скучно мне здесь одной стоять.»

Давайте поможем Машеньке, сыграем на музыкальных инструментах и развеселим яблоньку. Но прежде чем мы начнем играть под музыку, проверим, как настроены ваши инструменты. Поиграем в игру «Гляделки».

Социально-коммуникативная игра «Гляделки».

Вот теперь сыграем на инструментах «Приглашение», а чтобы узнать какой ритм будет у каждого инструмента, нам помогут ритмические полоски. Смотрим на экран.

Дети играют на детских музыкальных инструментах, опираясь на графическое отображение ритмического рисунка.

Слайд яблоня.

Воспитатель: «А теперь выполни задание: поиграй с моими яблочками, посчитай, сколько в них семечек».

Дидактическая игра «Яблочки»

Описание игры: Дети берут трафареты с изображением яблок и соответствующей цифрой (сколько семечек, такая и цифра), строятся по порядку.

Ребята, поможем Маше, возьмите по одному яблочку, сосчитайте семечки в своем яблоке, найдите соответствующую цифру и постройтесь друг за другом в колоны: первые за первыми, вторые за вторыми и т.д.

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята развеселили яблоньку, выполнили правильно задание, и яблонька показала дорогу Машеньке. Бежит Машенька и видит речку - кисельные берега, глубокую, да широкую.

Демонстрируется слайд с изображением «Речки».

Я вам предлагаю под музыку изобразить движение реки.

Танцевальная импровизация

Молодцы! Справились и с этим заданием. Перебралась Маша на другой берег и видит…

Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского.

Кого встретила Маша? Правильно отгадали, конечно, это Баба Яга.

Демонстрируется слайд «Баба-Яга».

А давайте вспомним, как называется пьеса и кто её написал?

Слайд П.И.Чайковский

А какой характер у этой пьесы? Правильно, загадочный, угрожающий. Давайте послушаем эту пьесу ещё раз.

Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского

Демонстрируется слайд с изображением «Бабы-Яги».

Воспитатель: Увидела Баба – Яга Машу и говорит: «За братцем пришла? Но отдам я его, только когда выполнишь мои задания.»

1 задание: Игра «Сосчитай».

- счёт от 1 до 10;

- обратный счёт от 10 до 1;

- назови число больше 4, но меньше 6;

- назови число меньше 7, но больше 5;

- назови числа стоящие справа от 5;

- назови число, которое стоит перед 4;

- назови число, которое стоит после 8;

Молодцы, а вот ещё труднее задание:

Вам необходимо сравнить числа, расставляя знаки больше, меньше или равно.

2 задание. Игра «Сравни».

2 и 1; 4 и 4; 4 и 3; 6 и 2; 2 и 8; 5 и 5; 9 и 4; 8 и 7.

«Молодцы, справились с моими трудными заданиями. Так и быть, отдам Ваню, если вы будете внимательны и правильно выполните следующее задание».

Музыкальный руководитель: Игра «Весёлый счёт»

Дети под музыку двигаются по залу на поскоках. С окончанием музыки музыкальный руководитель показывает карточку с цифрой 2, 3, 4. Дети строятся соответственно указанной цифре на карточке (парами, тройками, четвёрками).

Музыкальный руководитель: Бабе-Яге очень понравилось, как вы выполняли задание и она отпустила Машу с Ваней домой. А что бы они быстрей вернулись, приказала, чтобы гуси-лебеди доставили их домой как можно быстрее.

Демонстрируется слайд с изображением Маши и Вани.

Итог.

Как хорошо, что вы, ребята справились со всеми заданиями, и помогли Маше и Ване вернуться домой. Скажите, какое задание вам понравились больше всего?

Наша встреча подошла к концу, но я с удовольствием буду ждать вас ещё!

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебный мир математики» Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математ...

«Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений   у детей старшего дошкольного возраста»...

«Волшебный мир математики. Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников.»

Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников...

Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений

Перспективный план включает в себя  использование элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений во 2 младшей, средней и старшей группе...

Интеграция музыки и математики в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

quot;Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса."Альберт Эйнштейн...

«Интеграция музыки и математики в формировании элементарных математических представлений»

Представить себе музыку и математику, стоящими рядом, трудно. Однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого...