«Волшебный мир математики. Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников.»
материал по математике на тему

Семечкова Наталья Николаевна

Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебный мир математики23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 присмотра и оздоровления г.Мончегорска  Мурманской области.

Выступление на городском семинаре –практикуме по теме:

«Волшебный мир математики. Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников.»

                                                                         Воспитатель: Семечкова Н.Н.

Март 2016 г.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того, чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Слайд:

НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ НЕ УСВАИВАЮТСЯ И НЕ ЗАУЧИВАЮТСЯ РЕБЕНКОМ, НЕ БЕРУТСЯ ПАМЯТЬЮ, А ВОЗНИКАЮТ И СКЛАДЫВАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ НАПРЯЖЕНИЯ ВСЕЙ АКТИВНОСТИ ЕГО СОБСТВЕННОЙ МЫСЛИ. Л. С. Выготский

Формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.

Учитывая это, формирование ЭМП у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения в ходе ООД, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, во время дежурств, в играх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых). При этом задача педагога состоит в том, чтобы воспитанники понимали, что математические знания, которые они приобрели в ходе ООД, нужны им в повседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников к математике и расширению полученных знаний.

Как показывает практика, ребята очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, счету ребенка можно научить во время дежурства. Как вы думаете как?  (например, попросить его принести определенное количество столовых приборов). В бытовой деятельности также возможно развивать умение отличать и сравнивать предметы (например, попросить принести тот мяч, который больше и т. д.) .

Занимаясь аппликацией, ребята могут убедиться в том, что количество предметов не зависит от места их расположения. Во время рисования можно вести поиск закономерностей или их нарушения, познакомить с понятием ритма в узоре, составлением узоров из геометрических фигур.

Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика. Читая детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой: Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Мальчик с пальчик и т. д. А как же пословицы и поговорки? Там ведь тоже математика! Один в поле не воин. Семеро одного не ждут и пр. На занятиях по физическому воспитанию дошкольники осваивают количественный и порядковый счет.

Знакомство с окружающим миром и развитие речи также много дают в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.

Практика ФЭМП в ходе ООД и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических понятий, полученных каждым ребенком, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди них является как раз навык логического мышления, способность действовать в уме. Ребенку, не овладевшему приемами логики, учеба будет даваться труднее – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно- пространственно развивающую и игровую среду. Чем полнее и разнообразнее представляемый ему материал для исследовательской деятельности, занятий математикой, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала в группе позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.

Так, к объектам для исследования в реальном действии специалисты относят широкий диапазон материалов, от специально разработанных до естественных природных и культурных:

Как вы думаете коллеги какие?

Слайд:

• Материал для сенсорного развития (головоломки, мозаика, пирамидки, шнуровки и т. д.)

• Природные объекты (коллекции минералов, семян, игры с песком и водой и т. д.)

• Культурные объекты (лупа, весы, термометр и т. д.)

Для реализации принципа наглядности в ходе ФЭМП используются специально созданные пособия (образно-символические материалы) :

Какие?

Слайд:

• Наборы картинок с изображениями (геометрические формы, бытовые предметы, животные, растения и т. д.)

• Разрезные картинки, складные кубики, пазлы

• Парные картинки для сравнения

• Истории в картинках

• Разнообразные игрушки (объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей, фруктов и т. п.)

• Схемы-таблицы, графические лабиринты, условные изображения в виде схем, черетежей, карт, глобусов и т. п.

Также используется нормативно-знаковый материал языковых и числовых знаков: набор цифр и букв, алфавитные таблицы и т. д.

Данные типы материалов вводятся в детскую деятельность постепенно. На каждом возрастном этапе их диапазон расширяется, они изменяются от простого к сложному, что, в конечном итоге, создает возможность для полноценных и разнообразных творческих занятий.

Материал для познавательного развития размещается в разных местах группы, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов располагается на специальном дидактическом столе. (слайд) Остальные предметы для исследования и образно-символический материал помещаются в поле зрения ребят непосредственно перед началом их свободной деятельности. Все эти материалы дети должны свободно брать и заниматься с ними в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками). Для того, чтобы вызвать интерес у воспитанников к новым или позабытым предметам, в течение года они систематически меняются.

Нельзя не остановиться на приобщении дошкольников к математике в условиях семьи. Такое приобщение в игровой и занимательной форме поможет им быстрее и легче усваивать сложные моменты. Для этого потребуется смекалка и творческий подход родителей, которые между делом могут задавать ребенку вопросы или несложные задачи, например, во время совместной домашней работы или прогулки. Особый интерес вызовут у детей изготовленные родителями различные математические пособия. Методическую помощь в этом, конечно, призваны оказать мы, то есть педагоги дошкольного учреждения.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

—   Уважаемые педагоги я использую различные методы и приемы, применяя дополнительный дидактический и наглядный материал. Сегодня на примере ООД  по знакомству детей с неделей как единицей измерения времени и названиями дней недели, я хочу показать вам  некоторые приемы обучения. Это будет небольшой отрывок из занятия.

Имитация занятия.

Приглашаю для проведения мастер-класса  несколько человек. Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо.

— Дети, подойдите ко мне и образуйте  круг.

Участники располагаются по кругу. Проводится упражнение «Приветствие».

— Дети вы хотите отправиться в путешествие? Приглашаю в страну волшебной  Математики.

Вот волшебная страна

Всем известна нам она.

Цифры, числа тут живут.

Чудеса нас скоро ждут.

— Чтобы попасть в волшебную страну, нужно перескакивать с кочки на кочку (кочки с цифрами от 1до 10).

Дети проходят препятствие.

мы очутились на Острове «Отгадай-ка»

Ответьте на вопросы:

— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

— День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)

— Мы поедем  к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

А сейчас закройте глаза 1,2,3 открываем глаза).

Мы с вами очутились на острове «Цветной недели».(присаживаются на стульчики)

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

Но сначала давайте мы с вами повторим цвета которые соответствуют дням недели: Понедельник-красный

Вторник-оранжевый

Среда-жёлтый

Четверг-зелёный

Пятница-голубой

Суббота-синий

Воскресенье-фиолетовый.

Итак начинаем:

— Первый день нашей недели, трудный день, он… (понедельник).

Встает  ребенок у кого красный круг.

— Вот жираф заходит стройный говорит: «Сегодня… (вторник)».

Встает ребенок с оранжевым кругом.

— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас…? … (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

— весь почистили мы снег на четвертый день в… (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была… (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

— на шестой день папа не работал, потому что была … (суббота).

Встает  ребенок с синим кругом.

— Я у брата попросил прощения на седьмой день в … (воскресенье).

Встает  ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

— Посмотрите, на листочках нарисованы  волшебные гномики, но они почему-то не разукрашены. Разукрасьте их.

Дети садятся за стол разукрашивать гномиков .

Благодарю вас ребята за работу, вы оказались способными учениками.

А теперь вы превращаетесь во взрослых, и мы продолжаем работу.  Как вы считаете, сможете ли вы применять в  работе с детьми методы и приемы предложенные мною? Что вам больше понравилось? В чем испытывали затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебный мир математики» Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математ...

Консультация "Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Консультация "Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Консультация для родителей Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математ...

Волшебный мир математики: актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников

      Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задач...

Консультация для педагогов " Волшебный мир математики: актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит а...

«Волшебный мир математики: актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Консультация для педагоговна тему«Волшебный мир математики: актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников»...

Волшебный мир математики. Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математ...