Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений
методическая разработка по математике
Перспективный план включает в себя использование элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений во 2 младшей, средней и старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt._plan_po_matem.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений во второй младшей группе
Месяц | № занятия | Непосредственно- образовательная деятельность | Программное содержание | Элемент занимательной математики | Материалы |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | «Шарик – кубик» | Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (Кубик) | Д/И «Чудесный мешочек» (узнавание предмета на ощуп) | Мешочек, кубик, шарик, платок. |
2 | «Большой –маленький» | Закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова большой, маленький. | Компьютерная презентация «Большой маленький» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | «Один, много, мало» | Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, ни одного.
| Чтение стихотворения | |
2 | «Один, много, ни одного» | Учить понимать слова много, один, ни одного. | Чтение стихотворения | ||
3 | «Круг» | Познакомить с кругом | Загадки и стихи о круге. | ||
4 | «Большие и маленькие круги» | Продолжать учить различать и называть круг, сравнивать их по величине. | Рассматривание картинки из геометрических фигур, ищем на ней большие и маленькие круги | Картина из геометрических фигур. | |
Н О Я Б Р Ь | 1 | «Длинный – короткий» | Учить сравнивать два предмета по длине – длинный – короткий. | Компьютерная презентация «Длинный – короткий» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. |
2 | «Один – много» | Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке. | Д/И «Найди в групповой комнате один и много предметов» | ||
3 | «Квадрат» | Познакомить с квадратом. | Игры со счётными палочками. Составление квадрата | Комплект счётных палочек на каждого ребёнка. |
4 | «Геометрия для малышей» | Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. | Компьютерная презентация «Геометрия для малышей» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | «Один – много» | Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке. | Д/И «Найди в групповой комнате один и много предметов» | |
2 | «Весёлые фигуры» | Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. | Игра «Весёлые фигуры» - составление картинок из геометрических фигур. | Комплект фигур на каждого ребёнка | |
3 | «Левый – правый» | Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать левую и правую руку. | Чтение стихотворения. | ||
4 | «Длинный - короткий» | Совершенствовать сравнивать два предмета по длине. | Игры со счётными палочками. Выкладываем длинные и короткие полоски. | Комплект счётных палочек на каждого ребёнка. | |
Я Н В А Р Ь | 1 | «Узкий – широкий» | Учить сравнивать два предмета по ширине. | Чтение стихотворения. | |
2 | «Фигуры» | Закреплять умение различать круг и квадрат. | Игра «Весёлые фигуры» - составление картинок из геометрических фигур. | Комплект фигур на каждого ребёнка. | |
3 | «Треугольник» | Познакомить с треугольником. | Игры со счётными палочками. Выкладываем треугольник. | Комплект счётных палочек на каждого ребёнка. | |
4 | «Фигуры» | Продолжить знакомить с треугольником, учить называть его и сравнивать его с квадратом. | Компьютерная презентация «Фигуры» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
Ф Е В Р А Л Ь | 1. | «Фигуры» | Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) | Загадки о фигурах. | |
2 | «Найди предмет» | Упражнять в определении пространственных направлений от себя. | Игра «Найди игрушку» | Игрушки, спрятанные в разных частях групповой комнаты. | |
3. | «Высокий – низкий» | Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результат сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже. | Чтение стихотворения | ||
4. | «Больше – меньше» | Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результат сравнения словами больше -меньше , столько – сколько. | Чтение стихотворения | ||
М А Р Т | 1 | «Фигуры» | Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. | Стихи о фигурах. | |
2 | «Длина и высота» | Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результат сравнения соответствующими словами. | Компьютерная презентация «Длина, высота» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
3 | «День – ночь» | Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь. | Чтение стихотворения | ||
4. | «Весёлые фигуры» | Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. | «Весёлые фигуры», составление картинок из фигур. | Комплект фигур на каждого ребёнка | |
А П Р Е Л Ь М А Й | 1 | «Весёлые фигуры» | Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. | Игры со счётными палочками, составление фигур и картинок из палочек. | Комплект палочек на каждого ребёнка |
2 | Математическая игра «Весёлая математика» | Упражнять сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой маленький. | Путешествие в страну больших и маленьких предметов. | ||
3. | «Один – много» |
Учить различать одно и много движений и обозначать их словами один и много. | Игра «Делай как я» | ||
4. | «Утро – вечер» | Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. | Компьютерная презентация «Утро, вечер» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
1 | «Где находиться предмет?» | Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. | Компьютерная презентация «Где находиться предмет?» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
2 | «Фигуры» | Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. | Стихи и загадки о фигурах. | ||
3. | Математическая игра «Сказка о фигурах» | ||||
4 | Математический праздник «Путешествие в страну больших и маленьких фигур» |
Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений в средней группе
Месяц | № занятия | Непосредственно- образовательная деятельность | Программное содержание | Элемент занимательной математики | Материалы |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | «Большой – маленький» | Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше. | Чтение стихотворения | |
2 | «Сутки» | Закреплять умение различать и называть части суток – утро, день, вечер, ночь. | Чтение стихотворения | ||
3 | «Геометрия для малышей» | Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Компьютерная презентация «Геометрия для малышей» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
О К Т Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь | 1 | «Фигуры» | Закреплять умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Загадки о фигурах. | |
2 | «Лево – право» | Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа. | Чтение стихотворения | ||
3 | «Сутки» | Расширять представление о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). | Компьютерная презентация «День – ночь» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
4 | «Фигуры» | Совершенствовать умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, не зависимо от их размера. | Игры со счётными палочками – складываем большие и маленькие фигуры. | Комплект счётных палочек на каждого ребёнка, образцы фигур. | |
1 | «Прямоугольник» | Познакомить с прямоугольником на основе его сравнения с квадратом. | Игры со счётными палочками –выкладываем прямоугольник. Чтение стихотворения | Комплект счётных палочек на каждого ребёнка, образцы фигуры. | |
2 | «Весёлые фигуры» | Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. | «Весёлые фигуры» - составление картинок по образцу. | Комплект фигур на каждого ребёнка, образцы картинок. | |
3 | «Быстро – медленно» | Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно. | Интересные факты «Самые быстрые и медленные животные» | Иллюстрации к интересным фактам. | |
4 | «Фигуры» | Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Стихи о фигурах. | ||
Д Е К А Б Р Ь | 1 | «Счёт» | Продолжать учить считать в пределах 5. | Чтение стихотворения С.Михалкова «Котята» | |
2 | «Длина и ширина» | Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (Длине и ширине). | Компьютерная презентация «Длина и ширина» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
3 | «Цилиндр» | Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. | Лепка цилиндра. | Пластилин, цилиндр. | |
4 | «Сутки» | Расширять представление о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь). | Загадки о частях суток. | ||
1 | «Весёлые фигуры» | Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. | «Весёлые фигуры» - составление картинок по образцу. | Комплект фигур на каждого ребёнка, образцы картинок. | |
Я Н В А Р Ь | 2 | «Далеко – близко» | Уточнить представление слов далеко, близко. | Компьютерная презентация «Далеко - близко» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. |
3 | «Фигуры» | Совершенствовать умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | «Танграм» | Комплект игры «Танграм» на каждого ребёнка, образцы картинок. | |
4 | «Вчера, сегодня, завтра» | Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. | Чтение стихотворения | ||
Ф Е В Р А Л Ь | 1 | «Счёт» | Продолжать упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5. | Чтение стихотворения | |
2 | «Где предмет?» | Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади. | Компьютерная презентация «Где предмет?» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
3 | «Сутки» | Расширять представление о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь). | Стихи о частях суток. | ||
4 | «Весёлые фигуры» | Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. | «Весёлые фигуры» - составление картинок по условию. | Комплект фигур на каждого ребёнка. | |
М А Р Т | 1 | «Счёт» | Объяснить, что результат счёта не зависит от величины предметов (в пределах 5). | Чтение стихотворения | |
2 | «Логика» | Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине. | Логические задания на группировку предметов. | Игрушки. | |
3 | «Куб и шар» | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб и шар. | Игры со счётными палочками – моделируем куб из палочек и пластилина, лепим шар. | Комплект счётных палочек на каждого ребёнка, пластилин, образцы фигуры. | |
4 | «Счёт» | Закреплять представление о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5) | Чтение стихотворения | ||
А П Р Е Л Ь | 1 | «Далеко – близко» | Уточнить представление слов далеко, близко. | Компьютерная презентация «Далеко - близко» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. |
2 | «Сутки» | Расширять представление о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь). | Загадки о частях суток. | ||
3 | «Куб и шар» | Учить соотносить форму предметов с шаром и кубом. | Компьютерная презентация «Шар - куб» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
4 | «Где предмет?» | Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади. | Компьютерная презентация «Где предмет?» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
М А Й | 1 | Игры «Весёлые фигуры» Игры со счётными палочками. | |||
2 | Математическая игра «В гостях у Золушке» | ||||
3 | Математический праздник «Весёлый поезд» |
Перспективный план использования элементов занимательной математики при формировании элементарных математических представлений в старшей группе
Месяц | № занятия | Непосредственно- образовательная деятельность | Программное содержание | Элемент занимательной математики | Материалы |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | «Считалка» | Закреплять навык счёта в пределах 5 | Чтение стихотворения С.Михалкова «Котята» (считалка) | |
2 | «Поиск клада» | Совершенствование умения двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперёд, назад, направо, налево. | Игра «Поиск клада» | Карта | |
3 | «Весёлый счёт» | Совершенствовать навык счёта в пределах 5 | Компьютерная презентация «Весёлый счёт» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | «Весёлые фигуры» | Закреплять представление о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Игра «Весёлые фигуры» (составление картинок из геометрических фигур по образцу) | Наборы геометрических фигур для каждого ребёнка. |
2 | «Я считаю» | Учить считать в пределах 6. | Чтение стихотворения В.Орлова «Я считаю» | ||
3 | «По порядку становись» | Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, ещё уже …самый узкий (и наоборот) | Игра «По порядку становись» (расстановка по порядку различных предметов), с использованием интерактивной доски. | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
4 | «Сутки» | Расширять представление о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. | Чтение стихотворения «Сутки» | ||
Н О Я Б Р Ь | 1 | «Считалка» | Учить считать в пределах 8. | Компьютерная презентация «Считалка «Муркин счёт» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. |
2 | «Геометрия для детей» | Закреплять представление о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющую форму знакомых геометрических фигур. | Компьютерная презентация «Геометрия для детей» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
3 | «Найди отличия» | Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов. | Компьютерная презентация «Найди 10 отличий» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
4 | «Части суток» | Закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь) | Загадки о частях суток. | ||
Д Е К А Б Р Ь | 1 | «Сказка про цифры» | Совершенствовать навык счёта по образцу и на слух в пределах десяти. | Чтение сказки «Сказка про цифры» | Картина по сюжету сказки, на которой дети отыскивают цифры. |
2 | «Весёлые палочки» | Дать представление о четырёхугольнике на основе квадрата и прямоугольника. | Составление из счетных палочек фигур. | Счётные палочки по одному набору для каждого ребёнка. | |
3 | «Дни недели» | Познакомить с названиями дней недели. | Историческая справка «Дни недели» (рассказ о том, как дни недели получили своё название) | ||
4 | «Про Емелю» | Закреплять умение последовательно называть дни недели. | Чтение стихотворения «Мы спросили у Емели» | ||
Я Н В А Р Ь | 1 | «Магический квадрат» | Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. | «Магический квадрат» Разгадать секрет магического квадрата и заполнить пустые ячейки. | Плакаты с изображением магических квадратов. |
2 | «Куда девался понедельник?» | Упражнять в последовательном назывании дней недели. | Чтение стихотворения Ю.Морица «Куда девался понедельник?» | ||
3 | «Нарисуй картину» | Учить ориентироваться на листе бумаги. | Игра «Нарисуй картину» (расположение на листе бумаги простейших изображений относительно друг друга) | Мольберт, лист бумаги, фломастеры. | |
4 | «Где спряталась фигура?» | Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Компьютерная презентация «Форма» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
Ф Е В Р А Л Ь | 1 | «Дни недели» | Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день был сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | Компьютерная презентация «Дни недели» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. |
2 | «Весёлая геометрия» | Совершенствовать представления о треугольниках и четырёхугольниках. | Компьютерная презентация «Весёлая геометрия» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
3 | «По порядку становись» | Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами. | Игра «По порядку становись» Раскладывание различных предметов по порядку. | Наборы предметов. | |
4 | «Мерки» | Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной мерки), равного одному из сравниваемых предметов. | Историческая справка «Чем измеряли длину наши деды» | ||
М А Р Т | 1 | «Считалка про козлёнка» | Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка. | Чтение стихотворения В.Степанова «Галочка - считалочка» | |
2 | «Дни недели» | Закреплять последовательно называть дни недели. | Компьютерная презентация «Дни недели» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
3 | «Навык счёта» | Совершенствовать навык счёта в пределах 10. | Чтение стихов В.Н.Савичева «Стихи о цифрах» | ||
4 | «Фигуры» | Совершенствовать представления о треугольниках и четырёхугольниках. | Игры со счётными палочками. | Наборы счётных палочек на каждого ребёнка. | |
А П Р Е Л Ь | 1 | «Квадрат» | Познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, учить называть эти части и сравнивать целое и часть. | Игра Никитиных «Дроби» | Комплект игры. |
2 | «Все фигуры в гости к нам» | Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Рисование картинок, используя только геометрические фигуры. | Листы бумаги и карандаши на каждого ребёнка. | |
3 | «Цифры» | Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. | Компьютерная презентация «Найди цифру» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. | |
4 | «Дни недели» | Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день был сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | Чтение стихотворения «От утра и до утра» | ||
М А Й | 1 | «Геометрия для детей» | Закреплять представление о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющую форму знакомых геометрических фигур. | Компьютерная презентация «Геометрия для детей» | Комплект оборудования: проектор, доска, ноутбук. |
2 | «Нарисуй картину» | Учить ориентироваться на листе бумаги. | Игра «Нарисуй картину» (расположение на листе бумаги простейших изображений относительно друг друга) | Мольберт, лист бумаги, фломастеры. | |
3 | Математическая игра «Все фигуры в гости к нам» | ||||
4 | Математический праздник «Теремок с цифрами» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...
Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...
Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников
В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"
Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.Эти задачи решаются в процессе ознакомления д...
Использование конструктора «3-D математика в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Предлагаем вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир конструктора «3-D математика» и на практике увидеть новые возможности, как мы можем работать с ним. Работу по формированию эл...
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...