Сказочная геометрия
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Создание условий для формирования умения распознавать геометрические фигуры в окружающих нас предметах средствами сюжетов из русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_noda_skazochnaya_geometriya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №130 Г. ЛИПЕЦКА

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ «СКАЗОЧНАЯ ГЕОМЕТРИЯ».

ВОСПИТАТЕЛЬ:

НЕФЕДОВА Е.А.

 Цель: создание условий для формирования умения распознавать геометрические фигуры в окружающих нас предметах средствами сюжетов из русских народных сказок.

Программные задачи.

Образовательная: формировать умение соотносить количество предметов с цифрой; закреплять знания о геометрических фигурах; правильно пользоваться математическими терминами и грамотно формулировать выводы.

Развивающая: развивать социальные умения и навыки работы в группе; активизировать  диалогическую речь детей при решении проблемных ситуаций.

Воспитательная: воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма, доброжелательности, взаимовыручки.

Методы и приёмы.

Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.

Практический (решение проблемных ситуаций, грамотное применение математических терминов, определение форм геометрических фигур на примере различных жизненных ситуаций).  

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, перессказ знакомых сказок).

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок, рассказов познавательного характера.

Беседы на тему: «Как появилась сказка?», «На что похожи геометрические фигуры?».

Оборудование и материалы.

Ковер с геометрическими фигурами, веер с числами (по количеству детей), сказочная музыка, конструктор «Городок», схема «Мост», круги диаметром 20 см желтого цвета (по количеству детей), головоломка «Танграм» (по количеству детей), валенки с изображением геометрических фигур, листы зеленой бумаги половина формата А4(по количеству детей), простые карандаши, презентация, созданная в приложении Microsoft Power Point.

Ход НОД.

Вступительное слово воспитателя. Однажды на Луне родился малыш, и случилось так, что он попал на Землю.

– Кто это? (Лунтик.)

– Правильно, ребята, это Лунтик. Он очень вежливый, добрый и любознательный малыш, всегда стремится помочь всем на свете. И вот совсем недавно с ним произошел удивительный случай.

Лунтик у себя на поляне нашел необычную вещь – она была свернута в трубочку и перевязана золотой ленточкой. А когда Лунтик развязал ленточку и раскрыл эту вещь, то исчез. Он оказался в стране сказок. Оказывается, Лунтик нашел волшебную карту сказок. И теперь он не может выбраться из этой удивительной сказочной  страны. Лунтик просит о помощи, чтобы ему кто-нибудь помог найти дорогу домой.

– Ребята, а вы хотите помочь Лунтику? (Да!)

 – Отлично! Тогда начнем операцию по спасению Лунтика. Связь с ним будем осуществлять через Интернет. А пока устанавливается связь, мы с вами проведем интеллектуальную разминку.

Задание №1. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА».

  1. Назовите сказки, в которых встречается цифра 3 («Три поросенка», «Три орешка для Золушки», «Три медведя», «Три толстяка»)
  2. Назовите сказки, в которых встречается цифра 7 («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик»). А теперь воспользуемся веером с цифрами и далее мы будем отвечать на вопросы, только показывая нужную цифру на веере, не произнося ни слова.
  3. Сколько сторон у треугольника?
  4. Сколько ушей у двух мышей?
  5. Сколько углов у квадрата?
  6. Сколько пятачков у пяти поросят?
  7. Сколько кругов у светофора?
  8. Сколько хвостов у четырех котов?

Воспитатель. Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!

Внимание! Лунтик вышел на связь.

Он сообщает нам, что очутился в неизвестной ему сказке. Нужно узнать, что это за сказка, отгадав загадку:

Дом стоит в лесу дремучем

В нем живет медведь гремучий.

С ним и девочка живет

Есть готовит, пол метет,

По родителям скучает

И вернуться к ним мечтает.

(«Маша и медведь»)

Но это еще не все! Наш Лунтик должен помочь Маше залатать ковер, который лежит на полу у медведя в доме.

Задание №2. «ЗАЛАТАЙ КОВЕР».

Воспитатель. Вот ковер, он в дырках. А все заплатки, в виде геометрических фигур, назовите их (круг, квадрат, треугольник).  По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по величине.)

– Ребята, давайте разделимся на три команды: первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего. А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине). А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. (Самостоятельная работа детей) .

– Молодцы! А теперь приведем ковер в порядок и поставим на него заплатки.

Вот вы и справились с заданием. Молодцы, ребята!

Воспитатель. Давайте посмотрим по компьютеру, где сейчас наш Лунтик.

Задание № 3. «ГУСИ – ЛЕБЕДИ».

Воспитатель. Наш Лунтик оказался в другой сказке. Ребята, кто узнал сказку? («Гуси-лебеди»).

– Послушаем задание от Лунтика.

Сначала нужно пересказать, что повстречала на своем пути девочка, когда побежала спасать своего братца (Яблонька, Печка, Речка).

 – А теперь каждый из них дал Лунтику задание и он вновь просит нас помочь ему.

Задание от яблони.

С яблоньки на землю 5 яблок упали,

А на земле уж 3 штуки лежали.

Сколько яблок сейчас на земле

Сосчитайте скорее вы мне. (8)

Задание от печки.

Сладкие румяные пироги

В печке у меня подошли

У меня их 10, посмотри,

Пополам попробуй их подели. 

Задание от речки.

Я молочная речка кисельные берега.

Очень трудно, поверьте, мне жить без моста.

А кто мост через речку перекинет

Тот и сказку нашу навсегда покинет.

Воспитатель. Ну что ж, ребята, придется вновь нам помочь Лунтику, построить мост. Давайте рассмотрим схему по которой мы будем конструировать мост. (Показать слайд со схемой.) А теперь пройдем за столы, где вас ожидает строительный материал и точно такие же схемы.

Конструирование моста из конструктора «Городок».

(схема «Мост»)

Воспитатель. Молодцы, ребята, очень хорошие получились у вас постройки.

А теперь мы с вами поиграем, для этого пройдем на ковер и представим…

П/и «По мосточкам»

Дети стоят в 3 колонны у черты (или шнура). Перед каждой колонной — скамейка (мосточек через речку), за которой ориентир. По команде воспитателя дети, стоящие первыми, бегут к скамейкам, пробегают по ним, спрыгивают и добегают до ориентира, обегают его и передают эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, в которой окажется больше детей, правильно выполнивших упражнение.

Воспитатель. А теперь садимся на стульчики и попытаемся выйти на связь с Лунтиком.

Задание № 4. «КОЛОБОК».

Воспитатель. Давайте посмотрим, где сейчас находится Лунтик.

Ничего не понимаю! Что это за фигуры? (На слайде поочередно показываются круг и шар большого и малого размера.) Скажите, ребята, а на что похож шар? (Предположения детей.) А не напоминает ли он вам сказочного героя? (Колобка.)

Так в какой же сейчас сказке Лунтик? («Колобок».)

Лунтик сообщает, что получил новое задание. Необходимо разделить колобок на две равные части (на 4, 8 равных частей). Для этого нам необходимо пройти за столы. (Далее воспитатель раздает желтые листы бумаги в виде круга диаметром 20 см.)

– Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. А теперь пройдем на ковер и встанем в круг, который напомнит нам вновь колобка. Вспомните, кто попадался колобку на пути (Зайчик, волк, медведь и лиса). Представим, что мы все превратились в зайчиков.

Динамическая пауза.

Зайчикам сейчас всем нужно, упражненья сделать дружно?

Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.

Лапки к верху, лапки в бок и на месте скок-скок-скок.

А теперь бежим вприпрыжку, молодцы, мои зайчишки!

Замедляйте детки шаг, шаг на месте, стой! Вот так!

Задание № 5. «ТЕРЕМОК».

Воспитатель. Посмотрите, ребята, а сейчас в какой сказке оказался Лунтик? («Теремок».)

Давайте узнаем, с каким испытанием сейчас предстоит справиться Лунтику. Лунтик сообщает, что в этой сказке кто-то сломал домик. Необходимо узнать кто это сделал и построить новый дом.

Головоломка «Танграм».

Дети собирают теремок, по нерасчлененной схеме. Если у детей возникают трудности, можно предложить расчлененную схему теремка. (См. В. Надеждина, Танграм 1000+1 фигура, стр. 107 и 179).

– Хорошие у вас получились теремки, но вот незадача, когда медведь сломал теремок, все вещи перепутались, среди них и валенки. Нужно их разобрать на пары.

П/и «Валенки»

Детям раздаются картинки с изображением валенок. Под музыку дети бегают (перепутываются), когда музыка останавливается дети должны найти свою пару и встать рядом, подняв карточку вверх. (Повторить игру 2-3 раза, после игры дети садятся на стульчики.)

Задание № 6. «ТРИ МЕДВЕДЯ».

Воспитатель. Что-то Лунтик не выходит насвязь. Ой, ребята, кажется по электронной почте пришло очередное сообщение. Прочитаем его.

В одном лесном доме медведи живут

Уйдут на прогулку корзинки возьмут

Однажды вернулись медведи домой

А на кроватке кто-то чужой.

Ох и рассердился Мишка большой

Топнул он грозно правой ногой.

В кроватке той девочка тихо спала

От стука проснулась сейчас же она.

Увидев медведей тотчас испугалась

И из дому прочь в лес дремучий умчалась.

– Как выдумаете, ребята, что это за сказка? («Три медведя».)

Сейчас мы с вами вспомним, что случилось с Машенькой в конце сказки. (Она убежала от трех медведей.) Да, она убежала в лес, где ее и встретил наш Лунтик. Оказывается, что домик Машеньки находится на той же поляне, что и у Лунтика. Но, чтобы выйти из леса, нужно хорошо в нем ориентироваться. Итак, ребята, поможем Машеньке и Лунтику выбраться из леса? (Да.)

Тогда пройдите за столы и получите ориентировочный лист (это листы половины формата А4, зеленого цвета).

А листочек свой зеленый

Я как надо положу

Я от вас, друзья, не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь

За работу я берусь.

Далее проводится задание по ориентировке на листе бумаги.

- В левом верхнем углу нарисуйте круг.

В правом верхнем углу – прямоугольник.

В центре – овал.

В левом нижнем – ромб.

В правом нижнем – квадрат, а на верхней стороне квадрата – треугольник. Что получилось? (Дом.)

Вот мы и привели Машеньку к ее домику, а вместе с ней и Лунтик вернулся на свою поляну и встретил своих друзей.

Подведение итогов.

Вот и завершилась наша спасательная операция.

Понравилось ли вам помогать, тем, кто попал в беду?

Ребята, я желаю вам расти добрыми, отзывчивыми и старайтесь помогать своим родителям и друзьям.

А сейчас, вы можете выбрать любую игру, которая вам больше всего понравилась и снова в нее поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"

В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...

Сказочная геометрия

Конспект занятия по математике. Старшая группа....

СКАЗКА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ЧАСТЬ1).

Я создаю серию обучающих сказок по геометрии. Такие сказки помогут в игровой форме познавать элементарные математические представления. Сказки можно обсуждать, перессказывать, дополнять рисунками,лепк...

Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» Геометрия и окружающий мир

Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения»Геометрия и окружающий мирТематическое планирование...

НОД по математике "Путешествие в страну геометрию"

НОД по математике с детьми среднего возраста...

Разработка электронно-дидактического пособия "Весёлая геометрия".

Пояснительная записка.Данное электронное пособие предназначено для детей среднего возраста.Актуальность: понятие о геометрических фигурах важно для развития логического мышления и формирования о...

Занятие по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста: "Сказочная геометрия"

Сформировать представления о сенсорных эталонах, о геометрических фигурах: «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «трапеция», «ромб», «овал» учить соотносить сенсорные эталоны с предметами...