Буклет "Развитие пространственных и временных представлений у детей младшего дошкольного возраста"
консультация по математике (младшая, средняя группа)
В буклете представлены игры и упражнеия по развитию пространственных и временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Со средней группы на занятиях по математике у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении:
— Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни направо. Там ты найдешь секрет.
Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три шаг направо, один назад и повернуться налево.
Дидактические игры
«Правильно пойдешь — клад найдешь», «Прятки», «Жмурки», «Забей мяч в ворота».
Обучения ориентировке на листе бумаги
Во II младшей группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:
— Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, раскладывай слева направо (или сверху вниз).
— На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
Дидактические игры
«Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»; «Составь узор по образцу»; «Составь узор по описанию».
Ознакомление с частями суток
В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.
Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро — вечер, день — ночь.
Дидактические игры
«Когда это бывает?» (С использованием картинок, вопросов, загадок, стихов); «Закончи предложение» («Мы завтракаем...») и др.
В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Дидактические игры
«Назови части суток»; «Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет); «Наоборотинка» и др.
Ознакомление с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»
У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.
Дидактические игры
«Дополни сутки»; «Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др. «Когда это бывает?» (С использованием картинок, вопросов, загадок, стихов); «Закончи предложение» («Мы завтракаем...») и др.
В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование умения ориентироваться на своем теле «на себе»
В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.
Последовательность формирования знаний:
1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):
— Покажи, где голова.
— На что надел ботинки?
— Помоем спинку...
2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)
— Впереди — лицо, грудь, живот.
— Сзади — спина.
— Вверху — голова.
— Внизу — ноги.
— Руки — по бокам.
3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их):
— В какой руке держишь ложку?
— В какую руку взял хлеб?
— В какой руке держишь карандаш?
— Какой рукой придерживаешь лист бумаги?
4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):
— Левая нога там, где левая рука.
— Правая нога с той стороны, где правая рука.
Дидактические игры
«Кукла моется», «Оденем куклу»; «Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание)); «Кто правильно скажет и покажет» и др.
Формирование умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»
Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях и вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».
Дидактические игры
«Куда бросим мяч»; «Где звенит колокольчик?» и др.
Формирование умения определять местоположение предмета относительно себя
В средней группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:
— Стол стоит справа от меня.
— Стул стоит передо мной.
— Сзади меня окно.
Дидактические игры
«Что изменилось?», «Добавь слово», «Скажи, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.
Формирование умения определять собственное положение в пространстве
Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов:
— Я сижу за столом.
— Я сижу на стуле.
— Я лежу под одеялом.
— Я стою у окна.
— Я спрятался за шкаф.
Дидактические игры
«Где я?», «Ну-ка повернись!»; «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (Дети прячутся по инструкции воспитателя («Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся («Я сижу под столом»)) и др.
Формирование умения определять место положения предметов относительно других предметов
Со II младшей группы начинаем работу с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя:
— Карандаш лежит на столе.
— Кубик упал под стол.
— Ручку достала из стола.
— Мяч выкатился из-под стола.
— Игрушка показалась из-за спины.
— Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пирамидкой.
— Поставь предметы друг за другом.
— Поставь игрушки напротив друг друга.
Дидактические игры
«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»; «Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изменившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель показывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя); «Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, лицом друг к другу, напротив друг друга») и др.
Формирование умения двигаться в заданном направлении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Предстален опыт работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, определы цели и задачи, содержание авторских игр...
Развитие пространственно - временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Способность ориентироваться в пространстве и времени играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем....
Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»
Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...