РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vremennyh_predstavleniy_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которые используют взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является важным составляющим в развитии интеллекта ребенка и его математических навыков. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения, последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Возникает вопрос: в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать?
В младшей группе уточняют представления детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также по деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени.
Поэтому мы начинаем формирование временных представлений у детей с простой фиксации детского внимания на определенном отрезке времени и перечислении соответствующих ему видов деятельности детей. Например, в утренней беседе: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать» или «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Или: «Сейчас утро. Что ты будешь делать утром?» и т.д.
На следующем этапе мы используем картинки и фотографии с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток. Детям задаются вопросы: Лена, когда это бывает? Почему? можно использовать эти же картинки, но с обратным заданием: выбрать те, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток: Валя, выбери картинки, на которых нарисовано то, что мы делаем утром.
Для закрепления знаний детей временных представлений систематически используем чтение стихов и рассказов, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия.
Например, стихотворение про утро:
Смотрит солнышко в окошко Светит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки. Очень рады солнышку! [1, с.4]
Стихотворение про вечер:
Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать… [1, с.4]
Эти стихи нравятся детям, легко запоминаются. Дети охотно их декламируют.
С детьми младших групп используем простые словесные игры, в которых активизируем словарь детей за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Пропущенное слово» воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток:
«Мы завтракаем утром, а обедаем - …»;
В игре «Найди лишнее» предлагаем детям выбрать неправильное утверждение из двух. Например, «Ночью спим, ночью гуляем с мамой», «Утром мы завтракаем, утром мы обедаем»);
В игре «Придумай дальше» необходимо придумать предложения с заданными словами. Например, «Утром я… умываюсь (делаю зарядку, чищу зубы и др.)» или «Вечером мама готовит ужин (играет со мной, читает книгу и др.)».
В игре «Найди пару» детям предлагаются картинки с изображением людей, животных, растений в разное время суток: цветы утром с раскрытыми лепестками, цветы вечером с закрытыми лепестками и др. Первый вариант игры: дети подбирают картинки, на которых изображено одно и то же время суток. Второй вариант: детям предлагаются подобранные картинки, одна из которых не соответствует другим (на всех изображено утро, а на одной- вечер) и задание, найти ошибку.
Игры-инсценировки: «Утром солнышко встает…», «Утром проснулись котята, утята…», «Собираемся на прогулку…» и др. также способствуют формированию элементарных временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения этой же цели часто организуем игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинается игра такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время путешествия будем смотреть, кто-что делает утром. Мы вышли из детского сада и видим … Кто что увидел? (дети идут в детский сад, школьники в школу, тети и дяди спешат на работу, машины едут на работу, старший брат утром гуляет с собакой, утром на газоне поливают цветы, дворник собирает листья и др.) В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении части суток, свободного включения в речь их названий. Кроме этого, развивается творческое мышление и воображение.
После того, как дети научаться определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредотачиваем на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.) В этих целях организовываем наблюдения за этими явлениями на прогулках. Поскольку восход и закат солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, мы использовали рисунки с изображением цвета неба и положение солнца в различные части суток.
Все четыре карточки показывают детям одновременно и рассматривают, чем они отличаются:
- На первом рисунке - изображено утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета.
- На втором – день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло- желтый круг солнца.
- Третий – вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без
лучей.
- Четвертая – ночь: черное небо с месяцем и звездами.
Можно вместе с детьми рассмотреть иллюстрации к знакомым сказкам по принципу сравнения. Дети вспоминают не только героев сказки, но и сюжет. Также учатся определять время по характерным объективным показателям каждую часть суток.
Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, обращаем внимание на изменение темпа деятельности. Например, во время утренней гимнастики, для того чтобы изменить темп упражнений играем в игры «Быстрые ножки», пойдем медленно, пойдем быстро.
В других режимных моментах также обращаем внимание на темп действий, используя игры: «Кто быстрее оденется на прогулку», «Кто быстрее сложит игрушки на свои места» и т.д.
Во время смены деятельности важно комментировать свои действия словами.
В будущем времени: сначала мы умоемся, потом будем завтракать, Сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садиться обедать…
В прошедшем времени: Сначала мы сходили гулять, потом сели обедать, Сначала ты облился супом, потом пришлось мыть пол и тебя самого…
Для ознакомления с этими понятиями используем картинки с изображениями каких- либо последовательных действий или явлений. Например, рост и развитие растения или животного.
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему. Его нельзя задержать, вернуть, остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они называли эту реку Летой – рекой времени.
Научить детей понимаю времени и его свойств (длительности, текучесть, непрерывность) непросто – дети всегда живут в настоящем. Но можно физически показать движения времени, временную последовательность процессов, что делает усвоение этого понятия более простым.
Сформировать у детей понятие о текучести времени нам помогают «Часы». У них нет круглого циферблата, они линейные, с их помощью легче показать «текучесть» времени. Для этой игры берём прямоугольную основу, прикрепляем к ней последовательно схематичные обозначения знакомых для детей обозначений времени (фотографии детей с характерными практическими действиями для разных частей суток или картинки с изображением постоянных видов деятельности). Продеваем крупную бусину на веревочку или разноцветную резинку и прикрепляем к основе. Предлагаем ребенку задание: передвигать бусину – указатель времени – вдоль схематичных изображений по мере того, как будет проходить день.
Таким образом, постепенное и последовательное ознакомление детей с мерами времени и позволяет развивать временные представления у детей младшего дошкольного возраста, так необходимые для будущей жизни.
Литература:
1.Барто А. Мы с Тамарой. – М., 2006.
2.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду.
- М., 1998.
3.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1973.
4.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П., Математика для дошкольников. М., 1992.
5.Купецкова Е.Ф. Парциальная образовательная программа. Непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений дошкольников. - ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2018.
6.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». (из опыта работы)
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, о...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Путешествие в мир времени»
Данный материал предназначен для закрепления у детей временных представлений....
Консультация для родителей на тему: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему "Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...
«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»
Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется в...
Буклет "Развитие пространственных и временных представлений у детей младшего дошкольного возраста"
В буклете представлены игры и упражнеия по развитию пространственных и временных представлений у детей младшего дошкольного возраста....