Программа дополнительного образования
рабочая программа по математике (средняя группа)
Программа для детей 4-5 лет "Волшебные палочки". Развитие математических способностей с помощью палочек Кьюзенера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с палочками Кьюзенера. | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ»
Возраст воспитанников: 4 -5 лет
Срок реализации: 1 года
Направленность: естественнонаучная
Автор-составитель: Морозова Н.В.,
педагог дополнительного образования.
г. Москва
2022-2023
Содержание.
1.Пояснительная записка………………………………………3 стр.
2.Цель и задачи программы……………………………………4 стр.
3.Организационно-педагогические условия…………………..7 стр.
4. Ожидаемые результаты………………………………………8 стр.
5. Учебный план…………………………………………………9 стр.
6. Календарно-тематическое планирование…………………..10 стр.
7.Используемая литература…………………………………….13 стр.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная программа по естественно-научной направленности по освоению детьми старшего дошкольного возраста палочек Кюинезера. Предполагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.
Программа разработана в соответствии с требования основных нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 273-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 гг;
- Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Новизна. В современно обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.
Развивающие игры являются мощным средством умственного развития ребенка. Эти игры очень важны и интересны детям, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми действия с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
В основе этих игр – интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается к ребенку добром, самобытным языком, сказкой, забавными персонажами.
В игре ребенок добивается предметного результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность. Развивающие игры создают условие для творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Необходимо лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой деятельности.
Данная программа предусматривает использование развивающих игр, доступных для детей среднего дошкольного возраста: Цветные палочки Кюизенера.
Цель программы: развитие познавательной активности через использование Цветных палочек Кюизенера».
Задачи программы:
Образовательные:
- Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности;
- Содействовать освоению ключевых средств познания – сенсорных эталонов (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте);
- Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
- Формировать навык самоконтроля.
- Закреплять правила обращения с палочками.
Развивающие:
- Развивать элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения;
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские отношения сотрудничества;
- Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.
Актуальность. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Игра – это прекрасный метод развивающего обучения, это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.
Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используют развивающие игры с Цветными палочками Кюизенера. Не смотря на обилие методических пособий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ, активно использующих альбомы игр и заданий издают для данных игр.
Программа «Волшебны палочки» разработана для развития познавательных способностей детей 4-5 лет посредством развивающих игр с использованием альбомов и заданий.
внедрения данной программы заключается в идее использования развивающих игр, как эффективного средства умственного, речевого, творческого и психологического развития.
Использования развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка.
Игры и игровые упражнения позволяют проводить время с детьми живо и интересно. Все игры направлены на решение многих задач, к ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
Развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников.
Занятия по программе «Волшебные палочки» способствуют воспитанию у дошкольников интереса к математике, умению преодолеть трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Отличительные особенности. Использование на занятиях специального набора «Палочки Кьюзенера», схем, альбомов, соответствующих для работы с данным набором, комплексы заданий, направленных на развитие когнитивных функций ребенка. Занятия по программе «Цветные палочки» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Дошкольники знакомятся с новыми для них развивающими играми, выполняют упрощенные задания. Постепенно в играх задания усложняются, дошкольники создают сюжеты, картины из палочек, составляют рассказы по картинкам. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
Организационно-педагогические условия. Занятия по программе «Цветные палочки» проводятся в групповом помещении, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка имеется комплект, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Форма реализации программы – групповая.
Возраст детей: 4-5 лет.
Срок реализации: 1 год.
Количество часов программы: 32 часа, 1 раз в неделю.
Принципы реализации программы:
- Наглядный принцип;
- Здоровье сберегающий принцип;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип эффективности.
Приемы и методы обучения.
Аналитический метод | Практический метод | Наглядный метод | Словесный метод |
Наблюдение Сравнения Самоанализ | Упражнения Задания в игровой форме | Демонстрация | Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, поощрение |
Материально-технические условия реализации программы. Перечень оборудования, технических средств, инструментов для проведения занятий: набор «Палочки Кюизенера»; ноутбук для педагога; дидактические материалы к «Палочкам Кюинезера».
Ожидаемые результаты
Реализация программы «Цветные палочки» с помощью палочек Кюизенера, даст положительный результат:
- Дети усвоят эталоны цвета;
- Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объему;
- Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
- Свободно ориентируются по числовому ряду;
- Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
- Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
- Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
- Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
- Повысится уровень знаний в области счета;
Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.
Учебный план на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Модуль программы | Количество занятий за 1 год обучения | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
1. | Введение. Знакомство с палочками Кьюзенера. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | «Составление цветных дорожек» | 6 | 2 | 4 |
3. | «В гостях у сказки» | 21 | 5 | 16 |
4. | «Конструирование по образцу» | 3 | 1 | 2 |
5. | Итоговая работа: коллективное конструирование | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого : | 32 | 9 | 23 |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи занятия |
Октябрь Ноябрь Декабрь | 1.Вводное занятие. Знакомство с палочками Кьюзенера. 2. «По синенькой дорожке спешат сороконожки» 3. «По красной дорожке идут друзья к Антошке» 4 «На желтой дорожке угадай, чьи это ножки». 5. "Для нашей мамы кошки поем мы на дорожке". 6. "На лесной дорожке зайчишки-трусишки" 1.Сказка "Волк и семеро козлят". 2. Сказка "Колобок". 3. Игровое упражнение "Колобок и заяц" 4. Игровое упражнение "Колобок и волк" 5. Игровое упражнение "Колобок и медведь" | Познакомить с палочками Кьюзенера: цвет, длина, количество. Учить детей различать и группировать палочки (полоски) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и т.д; выкладывание на плоскости. учить детей выбирать палочки (полоски) указанного цвета; учить детей составлять из палочек (полосок) изображения предметов простой формы; развивать зрительный глазомер детей; учить детой понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Учить детей различать и группировать палочки (полоски) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по цвету и по длине и т.д.; развивать зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. Учить детей организовывать игру самостоятельно, учить «вхождению» в роль, разыгрыванию действий при помощи персонажей сказки. |
Январь Февраль Март Апрель Май | 6. Игровое упражнение "Колобок и лиса" 7. Коллективная работа по сказке "Колобок" 8. Игровое упражнение "Кошка и мышки" 9. Сказка "Красная шапочка". 10. Игровое упражнение "Красная шапочка". 11. Игровое упражнение "Дюймовочка и тюльпан" 12. Игровое упражнение "Дюймовочка и жаба" 13. Игровое упражнение по сказке "Три медведя": "Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки"". 14. Игровое упражнение "Настасья Петровна-хозяйка дома", по сказке "Три медведя". 15. Игровое упражнение "Михайло- Потапыч –хозяин дома", по сказке "Три медведя". 16. Игровое упражнение "Мишутка" по сказке "Три медведя". 17. Коллективная работа по сказке "Три медведя". 18. Игровое упражнения "Театр Карабаса Барабаса". 19. Игровое упражнение "Черепаха знает великую тайну" по сказке "Приключение Буратино". 20. Игровое упражнение "Буратино". 21. Игровое упражнение "Мальвина". 1. Игра" Сказочный город". 2. Игра "Домик в деревне" 3. Игра. "На птичьем дворе. Петух". 4.Итоговое занятие. Коллективная работа "Курочка Ряба". | Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. |
Используемая литература:
1.«Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М., Издательство ГНОМ, 2012.
2.«Разноцветные полоски» сост. Л.М. Кларина, З.А. Михайлова.
3.«Дом с колокольчиком» автор Б.Б. Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет», 2013.
4.«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет), авторы В.П. Новикова, Л.А. Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...