Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Часы и определения времени
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Часы и определения времени
Программное содержание:
- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;
- формировать умение определять время по часам, активизировать словарь по теме.
- способствовать развитию логического мышления; слухового и зрительного внимания;
- развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; строить полные предложения.
- воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Словарная работа: циферблат, минутная стрелка, часовая стрелка, час, полчаса
Предварительная работа:
- Чтение пословиц, разгадывание загадок о времени, частях суток, днях недели («Делу время, потехе – час», «Каков Емеля – такова и неделя» и т. п.);
- Рассматривание плакатов «Как определять время»;
- Формирование умения определять время с помощью часов-тренажера;
- Чтение стихов о времени, днях недели, часах (Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», И. Фомичева «Часы с кукушкой», Н. Григорьева «Сутки» и др.);
- Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов часов;
- Речевое упражнение «Часики».
Материалы, оборудование:
- интерактивная доска
- разные виды часов: песочные часы, механические часы
- заготовки из картона с изображением циферблата по количеству детей,
- фломастеры,
- цифры от 1 до 12
- магнитофон
- презентация «Часы бывают разные».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось?» А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте узнаем, как устроены часы? Что есть у часов?
Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.
Воспитатель: Что нарисовано на циферблате? Как вы думаете?
Дети: Цифры.
Воспитатель: Правильно, цифры. Кто знает, а что обозначают цифры?
Дети: Цифры обозначают часы.
Воспитатель: Ребята, стрелки которые показывают время, называют минутная и часовая.
Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.
Воспитатель: Скажите, а все ли часы одинаковые?
Дети: Нет
Воспитатель: А чем отличаются часы друг от друга?
Дети: Формой, величиной, цветом.
Воспитатель: Чем похожи?
Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.
Воспитатель: Ребята, давайте расставим цифры на циферблат нашему будильнику и вернем стрелки.
Маленькая стрелка показывает часы, она называется часовая и движется медленно, а большая указывает на минуты и называется минутная, и движется быстрее. Есть еще стрелка секундная, она самая быстрая и показывает секунды. Если минутная стрелка сделает целый круг, то пройдёт один час.
– А сколько времени пройдет, если минутная стрелка сделает только половину круга?
(Половина часа).
Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, длинная узкая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а широкая и короткая – на той цифре, которая показывает данный час. Если сейчас ровно, например, 8 часов, короткая часовая стрелка будет стоять на цифре 8, а длинная минутная, всегда смотрит прямо вверх и показывает на цифру 12.
Посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?
Дети: Два часа.
Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?
Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.
Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?
Дети: Часовая стрелка показывает на 2.
Игра «Который час?»
Дети получают карточки и самостоятельно выполняют задание, отдельных детей спрашивает воспитатель.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
Игра «Расставь стрелки правильно»
Дети получают карточки и самостоятельно выполняют задание, отдельных детей спрашивает воспитатель.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь удобнее и внимательно слушайте. (Демонстрация презентации)
Как же люди раньше жили без часов? Как они определяли время? (Дать детям возможность поразмышлять, выслушать все ответы).
- Оказывается, ребята, что часы были и раньше, но в давние времена они были другие.
Как вы думаете, какие это были часы? Догадайтесь, что это за «живые часы»? Включить звуки петух.) (1 СЛАЙД) Да, оказывается, петух – это тоже «часы». О чём он нам сообщает?
Ответы детей: 1. Он сообщает своим криком, что уже наступило утро.
2. Это живой будильник!
Воспитатель: Как вы думаете, ещё живыми часами весной и летом могут быть кто, отгадайте?
Ответы детей: Птицы. Это жаворонок, соловей. Они поют самые первые утром.
Воспитатель: Затем люди придумали солнечные часы. (2 СЛАЙД) Это самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время. Человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы : вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Кто догадается, почему?
Ответы детей: 1. В пасмурную или дождливую погоду солнечные часы ничего не показывают.
2. Их нельзя взять с собой в квартиру; время они показывают неточно.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Вскоре человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени.
- Чем они схожи с хорошо знакомыми нам механическими часами? (Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду).
- Чем они отличаются от других часов? (У них нет стрелок и цифр, сделаны они из стекла.) Посмотрите, у нас есть часы, в которых песок пересыпается за 1 минуту. Как вы думаете, это много или мало? Мы сейчас с вами поиграем и проверим.
Воспитатель: Затем люди стали придумывать новые часы и придумали очень много разных часов. (Краткий рассказ о механических и электронных часа) (3,4 СЛАЙД)
Игра «Молчанка»
(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)
Воспитатель: А теперь 1 минута - это много или мало?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?
Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
Игра «Назови часы»
Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом
- часы, которые стоят на полу …напольные
- часы, которые висят на стене …настенные
- часы, которые звонят по утрам …будильник
- часы, которые стоят на камине …каминные
- часы, которые работают на батарейках …электронные
- часы с песком …песочные
- часы, которые носят на руке …наручные
- часы на башне Кремля …Кремлевские
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов, научились определять время. Вернули цифры на циферблат.
Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям. А сейчас я предлагаю вам нарисуйте любые часы, которые вам понравились.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredeleniya_vremeni.docx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...
Конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе
МДОУ д/сад № 30 «Сказка»г. Вольск Конспект занятия по ФЭМПв подготовительной к школе группеВоспитатель: Клюева Т.БПрограммные задачи: 1. Закрепить знания ...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
Занятие проводится в игровой форме и направлено на закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10,ориентировке на ограниченной поверхности,на развитие внимания,памяти....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Тема: История часов.Цель: познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.Интеграция образовательных областей: позна...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.
Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели. Задачи: Упражнять в опре...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
" Помощь Буратино"...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Путешествие на луну"
Интересный конспект по математике для детей подготовительной группы детского сада...