Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Часы и определения времени
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Инякина Ирина Викторовна

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Часы и определения времени

Программное содержание:

- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;

- формировать умение определять время по часам, активизировать словарь по теме.

- способствовать развитию логического мышления; слухового и зрительного внимания;

- развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; строить полные предложения.

- воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Словарная работа: циферблат, минутная стрелка, часовая стрелка, час, полчаса

Предварительная работа:

- Чтение пословиц, разгадывание загадок о времени, частях суток, днях недели («Делу время, потехе – час»«Каков Емеля – такова и неделя» и т. п.);

- Рассматривание плакатов «Как определять время»;

- Формирование умения определять время с помощью часов-тренажера;

- Чтение стихов о времени, днях недели, часах (Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», И. Фомичева «Часы с кукушкой», Н. Григорьева «Сутки» и др.);

- Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов часов;

- Речевое упражнение «Часики».

Материалы, оборудование:

- интерактивная доска

- разные виды часов: песочные часы, механические часы

- заготовки из картона с изображением циферблата по количеству детей,

- фломастеры,

- цифры от 1 до 12

- магнитофон

- презентация «Часы бывают разные».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята,  сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось?» А  будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все  цифры». Теперь я  больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и  взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?

image

Дети: Да.

Воспитатель: Сначала давайте узнаем, как устроены часы? Что есть у часов?

Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

Воспитатель: Что нарисовано на циферблате? Как вы думаете?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Правильно, цифры. Кто знает, а что обозначают цифры?

Дети: Цифры обозначают часы.

Воспитатель: Ребята, стрелки которые показывают время, называют минутная и часовая.

Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

Воспитатель: Скажите, а все ли часы одинаковые?

Дети: Нет

Воспитатель: А чем отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, величиной, цветом.

Воспитатель: Чем похожи?

Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они  показывают время.

Воспитатель: Ребята, давайте расставим цифры на циферблат нашему будильнику и вернем стрелки.

Маленькая стрелка показывает часы, она называется часовая и движется медленно, а большая указывает на минуты и называется минутная, и движется быстрее. Есть еще стрелка секундная, она самая быстрая и показывает секунды. Если минутная стрелка сделает целый круг, то пройдёт один час.

– А сколько времени пройдет, если минутная стрелка сделает только половину круга?

(Половина часа).

Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, длинная узкая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а широкая и короткая – на той цифре, которая показывает данный час. Если сейчас ровно, например, 8 часов, короткая часовая стрелка будет стоять на цифре 8, а длинная минутная, всегда смотрит прямо вверх и показывает на цифру 12.

 Посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

Дети: Два часа.

Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 2.

Игра «Который час?»

Дети получают карточки и самостоятельно выполняют задание, отдельных детей спрашивает воспитатель.

Описание: E:\ДС 8\Подготовительная группа\1.png

Физкультминутка

 Тик-так, тик-так —

 Все часы идут вот так:

 Тик-так.                                 (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

 Смотри скорей, который час:

 Тик-так, тик-так, тик-так.               (Раскачивайтесь в такт маятника.)

 Налево — раз, направо — раз,

 Мы тоже можем так.                      (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

 Тик-так, тик-так.

 Чтоб совсем проснуться

 Чтоб совсем проснуться,

 Нужно потянуться!                                 (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

 Распрямились, потянулись,

 А теперь назад прогнулись.                    (Наклоны вперёд и назад.)

 Спину тоже разминаем,

 Взад-вперёд её сгибаем.                          (Наклоны вперёд-назад.)

 Поворот за поворотом,

 То к окну, а то к стене.

 Выполняем упражненье,

 Чтобы отдых дать спине.                        (Повороты корпуса вправо и влево.)

 Отдохнули мы чудесно,

 И пора на место сесть нам.                     (Дети садятся.)

 

Игра «Расставь стрелки правильно»

Дети получают карточки и самостоятельно выполняют задание, отдельных детей спрашивает воспитатель.

 

Описание: E:\ДС 8\Подготовительная группа\2.png

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь удобнее и внимательно слушайте. (Демонстрация презентации)

Как же люди раньше жили без часов? Как они определяли время? (Дать детям возможность поразмышлять, выслушать все ответы).

- Оказывается, ребята, что часы были и раньше, но в давние времена они были другие.

Как вы думаете, какие это были часы? Догадайтесь, что это за «живые часы»? Включить звуки петух.) (1 СЛАЙД) Да, оказывается, петух – это тоже «часы». О чём он нам сообщает?

Ответы детей: 1. Он сообщает своим криком, что уже наступило утро.

2. Это живой будильник!

Воспитатель: Как вы думаете, ещё живыми часами весной и летом могут быть кто, отгадайте?

Ответы детей: Птицы. Это жаворонок, соловей. Они поют самые первые утром.

Воспитатель: Затем люди придумали солнечные часы. (2 СЛАЙД) Это самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время. Человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы : вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Кто догадается, почему?

Ответы детей: 1. В пасмурную или дождливую погоду солнечные часы ничего не показывают.

2. Их нельзя взять с собой в квартиру; время они показывают неточно.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Вскоре человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени.

- Чем они схожи с хорошо знакомыми нам механическими часами? (Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду).

- Чем они отличаются от других часов? (У них нет стрелок и цифр, сделаны они из стекла.) Посмотрите, у нас есть часы, в которых песок пересыпается за 1 минуту. Как вы думаете, это много или мало? Мы сейчас с вами поиграем и проверим.

Воспитатель: Затем люди стали придумывать новые часы и придумали очень много разных часов. (Краткий рассказ о механических и электронных часа) (3,4 СЛАЙД)

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель: А теперь 1 минута -  это много или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».   

Игра «Назови часы»

Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом

-  часы, которые стоят на полу …напольные

 - часы, которые висят на стене …настенные

 - часы, которые звонят по утрам …будильник

 - часы, которые стоят на камине …каминные

 - часы, которые работают на батарейках …электронные

 - часы с песком …песочные

 - часы, которые носят на руке …наручные

 - часы на башне Кремля …Кремлевские

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов, научились определять время. Вернули цифры на циферблат.

Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям.  А сейчас я предлагаю вам нарисуйте любые часы, которые вам понравились.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredeleniya_vremeni.docx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...

Конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе

МДОУ д/сад № 30 «Сказка»г. Вольск Конспект занятия по ФЭМПв подготовительной к школе группеВоспитатель: Клюева Т.БПрограммные задачи: 1.      Закрепить знания ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится в игровой форме и направлено на закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10,ориентировке на ограниченной поверхности,на развитие внимания,памяти....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Тема: История часов.Цель: познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.Интеграция образовательных областей: позна...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Путешествие на луну"

Интересный конспект по математике для детей подготовительной группы детского сада...