Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
статья по математике (старшая группа)
В данной статье раскрываются методы и приемы работы с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.bloki_denesha_i_palochki_kyuizenera.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужные решения. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение. Педагогу требуется сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательными, ненавязчивыми, радостными. Логическое мышление, в полном объеме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но научить ребенка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно-пространственной развивающей среды в группе:
- уголок занимательной математики, состоящей из развивающих и занимательных игр;
- познавательный центр: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
-наглядный материал по логическому мышлению, загадки, физкультминутки и т.д.
Для определения эффективности нашей работы по ФЭМП мы проводили педагогическую диагностику посредством игр и наблюдений. Проанализировав результаты, пришли к выводу, что у многих детей:
-плохо сформированы сенсорные эталоны;
- некоторые дети плохо различают оттенки;
- группируют фигуры по форме и толщине;
- слабо развита фантазия.
И мы перед собой поставили цель: использовать современное игровое оборудование для формирования логики, пространственного мышления и элементарных математических представлений. А также и задачи:
-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.
-Закреплять умение анализировать, самостоятельно находить существенный признак для классификации.
-Упражнять в умении находить блоки и палочки по кодовым обозначениям.
-Учить детей понимать схему и строить по ней.
-Закреплять навыки счета.
-Развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память.
-Воспитывать дружеские чувства в процессе выполнения заданий, развивать сопереживание, желание помочь друг другу.
Работа с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера направлена на:
- Развитие логического мышления. Развитие представлений о множестве, операциях над множествами. Формирование представлений о математических понятиях (алгоритм, кодирование).
- Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Ознакомление с формой, цветом, размером, толщиной.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения.
- Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
Блоки Дьенеша разработал венгерский психолог и математик Золтан Пол Дьенеш. Объемный материал именуется логическими блоками, а плоскостной -логическими фигурами.
Классический вариант логических блоков Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур.
1.Четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
2Трех цветов (синий, желтый, красный).
3Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами - цветом, формой, величиной, толщиной. Данный комплект дает возможность детям оперировать свойствами предметов. При этом одни и те же упражнения для работы с блоками Дьенеша можно менять, усложняя их. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, мы предоставили детям возможность самостоятельно познакомиться с блоками. А далее переходили к играм и упражнениям.
Игра «Бусы».
Цель: развивать умения анализировать, выделять свойства фигур, читать схему.
Игра « Украсим елку».
Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства.
Игра « Обручи».
Цель:развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Результаты работы с блоками Дьенеша.
1.Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.
2.У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.
3.Дети неплохо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.
4.Освоили конструктивные навыки строить постройки по образцу, читать схемы и чертежи.
5.У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Палочки Кюизенера разработаны бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Хотя палочки предназначены непосредственно для обучения математики и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку. Палочки просты и понятны, работу с ними дети воспринимают как игру. Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречия ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Данный материал представляет собой набор из 116 счетных палочек. Десяти разных цветов и разной длины от 1 до 10 сантиметров. Комплектация неслучайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствует определенному числу. Например, 1- белый куб стороной 1 см, 2-розовый прямоугольник, 3-голубой т.д. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина, число, которому они соответствуют. Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам. Например, «красное семейство» составляют палочки розового, красного, бордового, соответствуют числам 2, 4, 8, то есть числам кратным 2. «Синее семейство»- палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6, 9, кратные 3. А «желтое семейство»- палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующим числам 5 и10. Сначала мы с палочками играли, ставили перед детьми простые задачи, использовали его как конструктор. Но со временем задачи усложнялись. Выучили цвет каждой палочки, соответственно и число. Вот несколько примеров наших игр.
Игра «Флажки».
Цель: учить строить прямоугольник, формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.
Игра «Дорожка к сказочному домику».
Цель: учить моделировать по условию. Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1.
Результаты работы с палочками Кюизенера:
1.Дети освоили эталоны цвета, отношения по длине, высоте, свободно ориентируются по числовому ряду до 5,успешно научились моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине, появился интерес к новым математическим играм. Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Образовательные:Продолжать формировать представление об определённой последовательности чисел.Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 5 и в порядковом счёте в пределах 5.Закрепить у детей предс...
«Палочки Кюизенера». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера....
Презентация опыта "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам блоков Дьенеша"
. Если спросить у школьника, какой предмет для него самый трудный, то многие скажут, что это математика.Цель моей работы развитие познавательных способностей детей через логико-математические иг...
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое....
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера
Изучение математического материала посредством палочек Кюизенера. Примерные игры и упражнения с палочками Кюизенера для всех возрастов дошкольных групп....
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр с применением блоков Дьенеша
Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, по...
Мастер-класс для родителей «Использование логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «...