ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Образовательные:

Продолжать формировать представление об определённой последовательности чисел.

Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 5 и в порядковом счёте в пределах 5.

Закрепить у детей представление о последовательности дней недели. Упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

Развивающие:

Развивать память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы, не перебивать других детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_fmp.doc69.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ           ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(СТАРШАЯ ГРУППА)


Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представление об определённой последовательности чисел.

Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 5 и в порядковом счёте в пределах 5.

Закрепить у детей представление о последовательности дней недели. Упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

Развивающие:

Развивать память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы, не перебивать других детей.

Материал:

Демонстрационный материал :

Наборное полотно с пятью вертикальными столбиками; указка; 15 кружков ( с одной стороны кружки окрашены в красный цвет, с другой - в синий), игрушка Карлсон.

Раздаточный материал: У каждого ребёнка карточка с пятью вертикальными полосками и по 15 квадратов (с одной стороны квадраты окрашены в синий цвет, а с другой - в красный).

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель говорит:                                                                                   - Ребята, Посмотрите, кто к нам пришел  в гости?                                       Дети:

Карлсон. :                                                                                      -     Поздоровайтесь с гостем.

 (Дети здороваются)                                          

Карлсон:

-Ребята, я,  наверное, все перепутал. Я должен был прийти в гости к Малышу в среду, я пришел, а его нет, какой же, сегодня, день недели?

Воспитатель:

Ребята, помогите, пожалуйста, Карлсону, подскажите, какой сегодня день недели?

Ответы детей уточняются, если нужно, исправляются.

- А чтобы Карлсон не забыл последовательность дней недели, и вы тоже вспомнили, давайте поиграем в игру "Что сейчас, а что потом? ".

(Напоминает правила игры, бросает мяч ребенку и называет день недели, ребенок ловит мяч и называет следующий за названным днем, день недели, бросает мяч другому ребенку и т.д.)  

-Молодцы, теперь и вы, и Карлсон, запомните последовательность дней недели.                                                                                           Карлсон:

Спасибо, ребята, теперь я знаю, что пришел раньше на целый день. А что вы еще знаете?                                                      

Воспитатель:

А ты проходи, садись,  слушай   и запоминай.                                                                                                 После игры дети  и Карлсон садятся на места.

Основная часть:

После игры  воспитатель говорит, что сегодня дети будут учиться составлять "числовую лесенку". Предлагает посмотреть, сколько столбиков на наборном полотне и предлагает пересчитать их по порядку;  слева - направо (порядковый счет хором).                                    В первом столбике помещает один красный кружок, во втором - один синий и один красный .                                                                         Спрашивает у детей:                                                                                             -Сколько кружков в первом столбике, сколько во втором?                        - Какое число больше, I или 2.

(Уточняет ответ детей, два больше, там, где два кружка, получилась ступенька лесенки).                        

Воспитатель говорит:                                                                                   - В третьем столбике я поместила на один кружок больше, чем во втором. Сколько кружков надо поместить в 3 столбике? Поскольку кружков красного и синего цветов? (ответы детей уточняются)                                                                 В третьем столбике воспитатель размещает 2 синих кружка и один красный и спрашивает детей:                                                                      - Сколько кружков каждого цвета в третьем столбике и сколько их всего?                                                                                                                    - В четвёртом столбике я размещу столько кружков, сколько в третьем, и ещё один кружок.  Кто знает, сколько кружков я помещу в четвёртый столбик?                                                                                           Таким образом,   заполняются все пять столбиков.

 Воспитатель предлагает всем детям вместе (хором) назвать, сколько кружков в каждом из них.                                                                                                      "У нас получилась лесенка со ступеньками", -говорит воспитатель,- она называется «числовой лесенкой». Подумайте, почему она так называется".                                                                                                     Педагог обобщает ответы детей: "Правильно, мы на ней видим, как получают каждое следующее число".

Далее  воспитатель  упражняет детей в сравнении чисел. Сначала дети сравнивают числа попарно: "Какое число и на сколько больше (меньше), 1 или 2, 2 или 3?" И т.д. А затем дети сравнивают число с предшествующим и последующим:  - Что можно сказать о числе 2, если сравнить его с числами 1 и 3?

Воспитатель обращается к детям:

-Сейчас вы сами построите числовую лесенку из квадратов. Ступеньки у неё должны быть одинакового цвета.

Какого цвета вы хотите сделать ступеньки?

 Хорошо, пусть ступеньки будут красного цвета.

Сколько квадратов надо положить в первом столбике?

Какого цвета надо взять квадрат?

Какого цвета и сколько квадратов надо положить во второй столбик? Положите внизу синий квадрат, а над ним красный, всего два квадрата. Дальше лесенку стройте сами.  Когда дети закончат работу, воспитатель задаёт вопросы:                          

 - Сколько квадратов у вас в первом (втором, третьем и т.д.) столбике? Детям предлагает подняться по лесенке вверх и спуститься вниз.

 Они все вместе (хором) называют, сколько квадратов в каждом столбике.

Во время опроса, воспитатель исправляет, указывает на ошибки детей.

Физминутка.

После разминки Карлсон говорит:

- А я тоже знаю одну игру, хотите поиграть со мной?  (Да).

-Игра называется "Кто быстрее найдёт предмет указанной формы?" Напоминает правила игры.                                                                                        

Предлагает  детям назвать круглые, квадратные, прямоугольные предметы в группе, а также предметы, имеющие форму цилиндра или шара.

Заключительная часть:                                                                          Карлсон:

- Молодцы, ребята! Вы много и правильно назвали предметы разных форм; круглых, квадратных, прямоугольных, а так же имеющие форму цилиндра и шара. Научили меня  считать по порядку  предметы до 5, сравнивать  числа между собой. Я теперь запомнил дни недели и приду во время в гости, когда меня пригласят.

Воспитатель:

- А ты, Карлсон,  по чаще приходи к нам, мы многому тебя научим, правильно, ребята?

А теперь давайте  прощаться с Карлсоном,  и ждем его в гости на следующей неделе, во вторник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В данной статье раскрываются методы и приемы работы с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраст...