Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр с применением блоков Дьенеша
методическая разработка по математике
Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. В наше время очень актуальна и важна проблема умственного развития. Чрезвычайно важна и актуальна проблема вопроса подготовки ребенка к образовательной деятельности в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр с применением блоков Дьенеша
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
В наше время очень актуальна и важна проблема умственного развития. Чрезвычайно важна и актуальна проблема вопроса подготовки ребенка к образовательной деятельности в школе.
Дошкольное образование признали уровнем образования, а значить мы обязаны работать в соответствии с ФГОС. Но требования ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном возрасте это не учебная деятельность, а формирование универсальных предпосылок учебной деятельности.
Для формирования предпосылок учебной деятельности в помощь воспитателям есть много разработок, игр, пособий, но я остановилась на блоках Дьенеша.
Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).
Исходя из всего этого, я поставила цель моей деятельности - повысить интерес к образовательной деятельности с помощью игр с блоками Дьенеша.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления о математических понятиях
-углубить представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
-закрепить навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.
-формировать умения обдумывать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий
-формировать мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
Развивающие:
-развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-обогащать активный словарь
-развивать целенаправленность, самоорганизованность.
-развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми в ходе игры.
Воспитывающие:
-воспитывать навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.
Гипотеза: играя с блоками Дьенеша, у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности, что повышает интерес к образовательной деятельности и способствует к успешной адаптации к школе.
Условия реализации:
Реализуем по принципам: системность, наглядность, интеграция, креативность, индивидуальность.
Занятия проходят в несколько этапов, которые разработал Дьенеш.
- Свободная игра. Цель-научить малыша решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты
- Плавно переходим на игру с правилами. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией.
- Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Надо подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами
- Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы
- Последний этап- самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем предлагаются разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.
Ожидаемые результаты
Образовательные:
-у ребенка сформированы представления о математических понятиях
-углублены представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
-закреплены навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.
-сформированы умения обдумывать, умеет планировать свои действия, осуществляет решение в соответствии с заданными правилами, проверяет результат своих действий.
-ребенок анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует, абстрагирует.
Развивающие:
-развивается речь, умеет аргументировать свои высказывания, строит простейшие умозаключения.
-у ребенка обогащен активный словарь
-ребенок целенаправлен, самоорганизован.
-ребенок легко общается и взаимодействует со взрослыми и детьми в ходе игры.
Воспитывающие:
-у ребенка воспитан навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывает свои действия со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...
«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....
Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Формирование элементарных математических представлений у детей...
Отчет о проделанной работе в младшей группе по годовой задаче "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Отчет о работе с детьми в младшей группе по развитию логического мышления...