Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр с применением блоков Дьенеша
методическая разработка по математике

Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. В наше время очень актуальна и важна проблема умственного развития.  Чрезвычайно важна и актуальна проблема вопроса подготовки ребенка к образовательной деятельности в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр с применением блоков Дьенеша

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

В наше время очень актуальна и важна проблема умственного развития.  Чрезвычайно важна и актуальна проблема вопроса подготовки ребенка к образовательной деятельности в школе.

 Дошкольное образование признали уровнем образования, а значить мы обязаны работать в соответствии с ФГОС. Но требования ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном возрасте это не учебная деятельность, а формирование универсальных предпосылок учебной деятельности.

Для формирования предпосылок учебной деятельности в помощь воспитателям есть много разработок, игр, пособий, но я остановилась на блоках Дьенеша.

Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).

Исходя из всего этого, я поставила цель моей деятельности - повысить интерес к образовательной деятельности с помощью игр с блоками Дьенеша.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представления о математических понятиях

-углубить представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

-закрепить навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.

-формировать умения обдумывать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий

-формировать мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

Развивающие:        

-развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

-обогащать активный словарь

-развивать целенаправленность, самоорганизованность.

-развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми в ходе игры.

Воспитывающие:

-воспитывать навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.

Гипотеза: играя  с блоками Дьенеша,  у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности, что повышает интерес к образовательной деятельности и способствует к успешной адаптации к школе.

Условия реализации:

Реализуем по принципам: системность, наглядность, интеграция, креативность, индивидуальность.

Занятия проходят в несколько этапов, которые разработал Дьенеш.

  1. Свободная игра. Цель-научить малыша решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты
  2. Плавно переходим на игру с правилами. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией.
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Надо подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы
  5. Последний этап- самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем предлагаются разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.

Ожидаемые результаты

Образовательные:

-у ребенка сформированы представления о математических понятиях

-углублены представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

-закреплены навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.

-сформированы умения обдумывать, умеет планировать свои действия, осуществляет решение в соответствии с заданными правилами, проверяет результат своих действий.

-ребенок анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует, абстрагирует.

Развивающие:                

-развивается речь, умеет аргументировать свои высказывания, строит простейшие умозаключения.

-у ребенка обогащен активный словарь

-ребенок целенаправлен, самоорганизован.

-ребенок легко общается и взаимодействует со взрослыми и детьми в ходе игры.

Воспитывающие:

-у ребенка воспитан навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывает свои действия со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...

«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...