Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:
1. Текучесть (время нельзя остановить)
2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)
3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)
4. Отсутствие наглядности
«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.
У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.
Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvstvo_vremeni_ozo.doc | 510.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Варианты игровых упражнений
для развития «чувства времени»
у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:
1. Текучесть (время нельзя остановить)
2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)
3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)
4. Отсутствие наглядности
«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.
У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.
Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.
Список литературы
1. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1992.
2. Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И.Фрейлах. – 2-е изд., переработанное и доп. – М., «ФОРУМ-ИНФА», 2014
3. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада — 2-е изд., перераб. / Л.С. Метлина. — М.: Просвещение, 1984.
Игровое упражнение 1
Развитие способности восприятия времени по песочным часам
Дидактическая задача - учить определять промежутки времени по песочным часам.
Игровая задача – Собирать пазл и следить за временем по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, сбор пазла следует самостоятельно сразу же прекратить.
Игровые действия:
Переворачиваются песочные часы, по сигналу дети начинают собирать пазл. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда время закончится, дети рассказывают, сколько пазлов они успели собрать. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили сбор пазла вовремя.
Для усложнения можно взять врем 3, 5 минут
Игровое упражнение 2
Развитие способности восприятия времени по часам
Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по часам (3 минуты)
Игровая задача – Клеить листочки на дерево из цветной бумаги и следить за временем по часам. Когда 1 минута закончится, надо самостоятельно прекратить клеить листочки.
Игровые действия:
Показываются часы, по сигналу дети начинают клеить листочки. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько «листьев» они успели наклеить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили клеить вовремя. Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть наклеить больше листьев на дерево и почему.
Игровое упражнение 3
Развитие способности определять объём задания
на определённый промежуток времени
Дидактическая задача – развивать способность определять объём задания на определённый промежуток времени.
Игровая задача – выбрать из предложенных образцов такой, чтобы сделать схемы из мозаики за 3 минуты, и сделать её.
Игровые действия:
Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности образец для создания схемы из мозаики именно за 3 минуты. По сигналу воспитателя дети начинают создавать схему. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.
Игровое упражнение 4
Развитие способности оценивать временные интервалы без часов,
на основе чувства времени
Дидактическая задача – развивать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Игровая задача – Предлагается разрезать бумагу на полоски по отмеченным линиям в течение минуты. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение, как только по его мнению 1 минута закончится.
Игровые действия:
Воспитатель даёт указание: каждый будет разрезать бумагу на полоски по отмеченным линиям в течение минуты, а когда детям покажется, что минута истекла, прекратить работу и убрать руки со стола. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость...
Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
laquo;Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времен...