Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)
«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.
У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени»
у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
Кузнецова Наталья Ивановна
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:
1. Текучесть (время нельзя остановить)
2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)
3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)
4. Отсутствие наглядности
«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.
У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.
Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.
Игровое упражнение 1
Развитие способности восприятия времени по песочным часам
Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по песочным часам (1 минута).
Игровая задача – рисовать снежинки в течение 1 минуты и следить за временем по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, рисование следует самостоятельно сразу же прекратить.
Игровые действия:
Переворачиваются песочные часы, по сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда рисование закончится, дети рассказывают, сколько снежинок они успели нарисовать. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения рисования за песочными часами и закончили рисовать вовремя.
Игровое упражнение 2
Развитие способности восприятия времени по часам
Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по часам (3 минуты)
Игровая задача – скручивать шарики из салфетки (для объёмной аппликации) и следить за временем по часам. Когда 3 минуты закончатся, надо самостоятельно прекратить скручивание.
Игровые действия:
Показываются часы, по сигналу воспитателя дети начинают скручивать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько шариков они успели скрутить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили скручивать вовремя.
Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть скрутить больше шариков и почему.
Игровое упражнение 3
Развитие способности определять объём задания
на определённый промежуток времени
Дидактическая задача – развивать способность определять объём задания на определённый промежуток времени.
Игровая задача – выбрать из предложенных образцов такой, чтобы сделать постройку из кубиков за 3 минуты, и сделать её.
Игровые действия:
Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности образец для создания постройки из кубиков именно за 3 минуты. По сигналу воспитателя дети начинают создавать постройки. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.
Игровое упражнение 4
Развитие способности оценивать временные интервалы без часов,
на основе чувства времени
Приложение – схемы для вырезания
Дидактическая задача – развивать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Игровая задача – Детям предлагается разрезать листы бумаги (шаблон для вырезания) на полоски по отмеченным линиям. Необходимо выбрать тот из предложенных вариантов шаблонов для вырезания, который можно разрезать за 3 минуты.
Игровые действия:
Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности набор шаблонов для вырезания, который можно нарезать именно за 3 минуты. По сигналу дети начинают выполнять задание. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость...
Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре...