Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Варианты игровых упражнений
для развития «чувства времени»
у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста | 685.86 КБ |
bryanskaya.docx | 685.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Варианты игровых упражнений
для развития «чувства времени»
у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.
Особенности времени:
1. Текучесть (время нельзя остановить)
2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)
3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)
4. Отсутствие наглядности
«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.
У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.
Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.
Игровое упражнение 1
Развитие способности восприятия времени по песочным часам
Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по песочным часам (1 минута).
Игровая задача – разложить по цветам счетные палочки и отслеживать время по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, следует самостоятельно сразу же прекратить раскладывать.
Игровые действия: Переворачиваются песочные часы, по сигналу воспитателя дети начинают выкладывать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда дети закончили раскладывать, они подсчитывают количество правильно разложенных палочек. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили вовремя.
Игровое упражнение 2
Развитие способности восприятия времени по часам
Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по часам (3 минуты).
Игровая задача – раскрасить яблоки и следить за временем по часам. Когда 3 минуты закончится, надо самостоятельно прекратить раскрашивание.
Игровые действия: Показываются часы, по сигналу дети начинают раскрашивать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько яблок они успели раскрасить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили раскрашивать вовремя. Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть раскрасить больше яблок и почему.
Игровое упражнение 3
Развитие способности определять объём задания на определённый промежуток времени
Дидактическая задача –– развивать способность определять объем задания на определённый промежуток времени.
Игровая задача - выбрать из предложенных схем такую, чтобы сложить фигуру из палочек кюизенера за 3 минуты.
Игровые действия:
Дети выбирают подходящую, по их мнению, по сложности схему для создания фигуры именно за 3 минуты. По сигналу дети начинают создавать фигуру. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или невыполнения предложенного задания.
Игровое упражнение 4
Развитие способности оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Дидактическая задача – развивать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Игровая задача – собирать фигуру из мозаики, но перестать продолжать собирать фигуру из мозаики, как только по твоему мнению 5 минут закончатся.
Игровые действия: Воспитатель даёт указание: каждый будет собирать фигуру из мозаики, но как только 5 минут закончатся, все должны закончить собирать свою фигуру. Показываются часы, по сигналу воспитателя дети начинают собирать фигуру из мозаики, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает собирать свою фигуру, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.
Предварительный просмотр:
Варианты игровых упражнений
для развития «чувства времени»
у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.
Особенности времени:
1. Текучесть (время нельзя остановить)
2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)
3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)
4. Отсутствие наглядности
«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.
У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.
Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.
Игровое упражнение 1
Развитие способности восприятия времени по песочным часам
Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по песочным часам (1 минута).
Игровая задача – разложить по цветам счетные палочки и отслеживать время по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, следует самостоятельно сразу же прекратить раскладывать.
Игровые действия: Переворачиваются песочные часы, по сигналу воспитателя дети начинают выкладывать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда дети закончили раскладывать, они подсчитывают количество правильно разложенных палочек. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили вовремя.
Игровое упражнение 2
Развитие способности восприятия времени по часам
Дидактическая задача - развивать способность определять промежутки времени по часам (3 минуты).
Игровая задача – раскрасить яблоки и следить за временем по часам. Когда 3 минуты закончится, надо самостоятельно прекратить раскрашивание.
Игровые действия: Показываются часы, по сигналу дети начинают раскрашивать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько яблок они успели раскрасить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили раскрашивать вовремя. Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть раскрасить больше яблок и почему.
Игровое упражнение 3
Развитие способности определять объём задания на определённый промежуток времени
Дидактическая задача –– развивать способность определять объем задания на определённый промежуток времени.
Игровая задача - выбрать из предложенных схем такую, чтобы сложить фигуру из палочек кюизенера за 3 минуты.
Игровые действия:
Дети выбирают подходящую, по их мнению, по сложности схему для создания фигуры именно за 3 минуты. По сигналу дети начинают создавать фигуру. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или невыполнения предложенного задания.
Игровое упражнение 4
Развитие способности оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Дидактическая задача – развивать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Игровая задача – собирать фигуру из мозаики, но перестать продолжать собирать фигуру из мозаики, как только по твоему мнению 5 минут закончатся.
Игровые действия: Воспитатель даёт указание: каждый будет собирать фигуру из мозаики, но как только 5 минут закончатся, все должны закончить собирать свою фигуру. Показываются часы, по сигналу воспитателя дети начинают собирать фигуру из мозаики, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает собирать свою фигуру, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость...
Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
laquo;Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времен...
Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре...