План самообразования
материал по математике
«Развивающая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_5_let.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:
«Развивающая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;
Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;
Исследования А. М. Леушиной, А. С. Метлиной, Т. В. Тарунтаевой, А. А. Столяра, Е. И. Тихеевой и др. показывают, что поэтапное формирование математических знаний в дошкольном возрасте оказывает большое воздействие на различные стороны психической деятельности детей, содействует развитию восприятия и мышления, следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Одна из причин - потеря интереса к учению, к самому предмету-математике. Это можно объяснить неадекватностью методов обучения интересам детей в дошкольном возрасте.
Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Для этих игр характерны следующие особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, инструкции и т. п., таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Достоинство выбранной темы:
Главное достоинство развивающих игр – заключается в том, что они благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет, а также помогают детям научиться ориентировке в пространстве.
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2023– 2027 учебный год)
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь |
2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь 2023г. |
3. | Изучить ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь |
4. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года |
5. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
6. | Собрать банк данных по теме «Развивающая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». | В течение года |
7. | Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь |
8. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме Развивающая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». | В течение года |
9. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
10. | Изучить литературу И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений», А. А. Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» | Январь |
11. | Консультации для родителей ««Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». | Апрель |
12 | Публикации статьи в образовательной социальной сети nsportal «Картотека дидактических игр по ФЭМП» | Май |
13. | Консультация для родителей «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». | Апрель |
14. | Создание копилки математических игр. | В течение года |
15. | Изучение методики: Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. | Апрель |
16. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования. | По плану старшего воспитателя |
2024-2025 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме самообразования. | Сентябрь |
2. | Изучить литературу по темам: Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации | Сентябрь-ноябрь |
3. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | По плану старшего воспитателя |
4. | Составление картотеки публикаций по теме. | В течение года |
5. | Консультация для педагогов ДОУ ««Дидактические игры для обучения математике дошкольников» | Январь |
6. | Пополнение картотеки «Дидактические игр по ФЭМП» | Сентябрь-октябрь |
7. | Конкурс для родителей воспитанников «Лучшая математическая игра». | Март |
8. | Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах». | |
9. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования «Экспериментирование дома» | В течение года |
10. | Консультация для педагогов ДОУ «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы» | Май |
11. | Ведение персонального сайта http://nsportal.ru | В течение года |
12. | Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка» | В течение года |
13. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. | Октябрь Февраль Май |
2025-2026 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации на сайте http://nsportal.ru. | В течение года |
3. | Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева. | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Консультация для родителей ««Роль семьи в развитии речи и фэмп ребёнка»». | Февраль |
12. | Оформление выставок литературы, дидактического материала. | Март Апрель |
13. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
14. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
2026-2027 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации на сайте http://nsportal.ru. | В течение года |
3. | Продолжать оформлять картотеку дидактических игр уголок игры, наглядно-дидактический материал по развитию фэмп | В течение года |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Консультация для родителей «Развитие фэмп дошкольников в играх». | Февраль |
12. | Оформление выставок литературы, дидактического материала. | Март Апрель |
13. | Конкурс дидактических игр по фэмп среди педагогов. | Март |
14. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
2027-2028 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Использование методики «Математика на бутылках» Е.Е. Шулешко. | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
6. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
7. | Открытый показ занятий методики «Математика на бутылках» Е.Е. Шулешко. | В течение года |
9. | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности». | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
12. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...