«Развивайка»
рабочая программа по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по ФЭМП «Развивайка»
в средней группе
Составила: воспитатель первой категории
Перковская Т.Г.
г. Райчимхинск 2021г.
Содержание программы
1.Информационная карта программы
2. Целевой раздел
2. 1. Пояснительная записка
2.2. Цели кружка
2.3. Задачи и направление кружка
2.4. Программные задачи на учебный год.
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы кружка
3.2. Календарно – тематическое планирование кружка
3.3. Перечень литературных источников
4. Содержательный раздел
4.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста
4.2. Перспективный план кружка «Развивайка».
1.Информационная карта программы
Тип: образовательная
Вид: авторская
Уровень: развивающий
Форма проведения занятий: подгрупповая
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Физическое развитие
2. Целевой раздел
2.1.Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом Программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка. Организация кружка «Развивайка» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
2.2. Цель кружка: формировать у детей интерес к занятиям математикой и желания творчески применять полученные знания, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного, развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности.
2.3. Задачи и направления кружка: создание условий, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения; развитие у детей памяти, логического мышления, воображения; формирование личностных качеств (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности); компенсировать дефицит речевого общения.
2.4. Программные задачи кружка на учебный год.
- Количество и счёт
Закрепить умение: считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами.
Познакомить: с цифрами от 1 до 5; стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Учить: писать цифры по точкам; соотносить цифры с количеством предметов; понимать отношения между числами в пределах 5; отгадывать математические загадки; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы Сколько? Который? Какой по счёту?; устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.
- Величина
Учить: сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров); употреблять сравнения; выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
- Геометрические фигуры
Закрепить знания: о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); геометрических телах (шар, куб, цилиндр).
Учить: представлению о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.
- Ориентировка во времени
Закрепить умения: различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).
Учить: отгадывать математические загадки о частях суток, временах года; различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами; различать понятия быстро, медленно.
- Ориентировка в пространстве
Продолжать учить: различать правую и левую руку, раскладывать счётный материал, считать слева-направо; обозначать словами положение предмета относительно себя.
Учить: ориентироваться на листе бумаги.
- Логические задачи
Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
3. Организационный раздел
3.1 Условия реализации:
Кружок проводится с подгруппой детей или индивидуально. Тематическое планирование в средней группе рассчитано на 1 занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 32 занятия в год, длительность одного занятия 20 минут.
На занятиях дети сидят за рабочими столами, стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Каждое занятие состоит из 4 частей: математической игры, динамической паузы, графического задания, самоконтроля и самооценки выполненной работы.
3.2 Календарно – тематическое планирование кружка
1 неделя месяца – закрепление счета; 2 неделя месяца – закрепление знаний о геометрических фигурах; 3 неделя месяца – закрепление понятия величины; 4 неделя месяца – закрепление навыка ориентации во времени и пространстве
3.4 Перечень литературных источников:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
- Е.В. Колесникова Программа «Математические ступеньки»
- Е.В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет».
- «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»
- «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/
4. Содержательный раздел
4.1 Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста:
- Правильный образец педагога.
- Пальчиковая гимнастика, подвижные игры, математические загадки и задачи.
- Рисование карандашом.
- Правильный подбор мебели, освещения.
- Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
- Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
4.2. Перспективный план работы кружка «Развивайка»
Сентябрь III-неделя
Занятие № 1
Цели: Беседа о геометрических фигурах «Геометрические фигуры», повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.
Занятие № 2
Цели:«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)». Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.
IV-неделя
Занятие № 3
Закреплять: умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними; знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку.
Занятие № 4
Цели: Закреплять: счет предметов (в пределах 2), пользуясь правильными приёмами счёта; считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже.
ОКТЯБРЬ
I-неделя
Занятие № 5
Цели: Учить: считать предметы (в пределах 3), пользуясь правильными приёмами счёта; обозначать словами положение предмета по отношению к себе; ориентироваться на листе бумаги; считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Закреплять: знание о времени года (осень).
Занятие № 6
Цели: Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.
II-неделя
Занятие № 7
Цели: Учить: устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку. Закреплять: умение считать предметы (в пределах 4);
Занятие № 8
Цели: Закрепить знания о геометрической фигуре квадрат. Продолжать учить: сравнивать предметы по величине. Формировать: представление, что квадраты могут быть разного размера; навыки самоконтроля и самооценки. Развивать зрительное внимание.
III-неделя
Занятие № 9
Цели: Продолжать учить: считать предметы (в пределах 5); добавлять к меньшей группе недостающий предмет; устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов.
Занятие № 10
Цели: Закреплять представление о частях суток. Упражнять в сравнении двух групп предметов; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине). Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
IV-неделя
Занятие № 11
Цель: Учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 1 среди множества других цифр; писать цифру 1, используя образецЗнакомить с цифрой 1 как знаком числа 1.
Занятие № 12
Цель: Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе; понимать последовательность расположения геометрических фигур.
НОЯБРЬ
I-неделя
Занятие № 13
Цель: Закреплять: знание о цифре 1; Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.
Занятие № 14
Цель: Закреплять: знание о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; умение сравнивать знакомые предметы по величине, объединять предметы по этому признаку. Формировать: представление, что треугольники могут быть разного размера.
II-неделя
Занятие № 15
Цель: Знакомить с цифрой 2. Учить: писать цифру 2. Учить: соотносить цифру с количеством предметов;
Занятие № 16
Цель: Учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко»; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
III-неделя
Занятие № 17
Цель: Закреплять: знания о цифре 2; о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур; умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности. отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать: представление, что овалы могут быть разного размера; умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.
Занятие № 18
Цель: Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; писать цифру 3 по точкам; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; находить цифру 3 среди множества других цифр. Знакомить: с цифрой 3 как знаком числа 3.
IV-неделя
Занятие № 19
Цель: Продолжить учить: соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов. З с количеством предметов. Закреплять знания детей о времени года (осень). Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Занятие № 20
Цель: Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.
ДЕКАБРЬ
I-неделя
Занятие № 21
Цель: Закреплять: знание о числе и цифре 3; умение соотносить цифру с количественных предметов; писать цифры 1, 2, 3;
Занятие № 22
Цель: Сравнивать знакомые предметы по высоте, объединять предметы по этому признаку; развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.
II-неделя
Занятие № 23
Цель: Учить: отгадывать математические загадки; соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов.
Занятие № 24
Цель: Закреплять: умение сравнивать знакомые предметы по ширине; знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других. Формировать: представление, что прямоугольники могут быть разного размера.
III-неделя
Занятие № 25
Цель: Учить: устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно в круге или квадрате; равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; отсчитывать предметы по образцу; определять положение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание.
Занятие № 26
Цель: Развивать самостоятельность, ориентирование на листе при помощи аппликации, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы.
IV-неделя
Занятие № 27
Цель: Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 4 среди множества других цифр; обводить цифру 4 по точкам; соотносить предметы между собой по величине. Знакомить с цифрой 4 как знаком числа 4. Способствовать развитию зрительного внимания.
Занятие № 28
Цель: Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания («Лесенка»).
ЯНВАРЬ
III-неделя
Занятие № 29
Цель: Закреплять: знания о числе и цифре 4. Продолжать учить: соотносить цифры 1 2 3 4 с количеством предметов;
Занятие № 30
Цель: Учить: считать по образцу и названному числу; понимать отношения между числами 3 и 4; отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; соотносить цифру с количеством предметов; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации.
II-неделя
Занятие № 31
Цель: Учить: отгадывать математические загадки; писать цифру 5 по точкам; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Знакомить с цифрой 5. Закреплять знания о времени года (зима).
Занятие № 32
Цель: Учить: соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление о пространственных отношениях. Закреплять: знания о геометрических фигурах; временах года (зима, весна, лето, осень).
ФЕВРАЛЬ
I-неделя
Занятие № 33
Цель: Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии.
Занятие № 34
Цель: Учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно».
II-неделя
Занятие № 35
Цель: Учить: порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту»; ориентироваться на листе бумаги; видеть геометрические фигуры в предметах.
Занятие № 36
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.
III-неделя
Занятие № 37
Цель: Продолжать учить: порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы; отгадывать математические загадки; понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; соотносить количество предметов с цифрой.
Занятие № 38
Цель: Учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи.
IV-неделя
Занятие № 39
Цель: Учить сравнивать количество предметов; предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку; понимать независимость числа от величины предметов;
Занятие № 40
Цель: Закреплять навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы. Решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток).
МАРТ
I-неделя
Занятие № 41
Цель: Учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; соотносить цифру с количеством предметов; различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно пользоваться этими словами; упражнять в сравнении двух групп предметов.
Занятие № 42
Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, овал, прямоугольник. Знакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр.
II-неделя
Занятие № 43
Цель: Продолжать учить порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы; соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов.
Занятие № 44
Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах. Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.
III-неделя
Занятие № 45
Цель: Учить соотносить цифру с количеством предметов; обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Способствовать развитию зрительного внимания.
Занятие № 46
Цель: Учить ориентированию во времени. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Провести тематическую беседу «Сутки. Часы. Минутки»
IV-неделя
Занятие № 47
Цель: Закреплять навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильного ответа на вопросы. Учить: соотносить количество предметов с цифрой;
Занятие № 48
Цель: Учить различать понятия «влево», «вправо»; устанавливать последовательность событий.
АПРЕЛЬ
I-неделя
Занятие № 49
Цель: Учить: соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; отгадывать математические загадки.
Занятие № 50
Цель: сравнивать предметы разных размеров по величине; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; решать логические задачи на установление закономерностей.
II-неделя
Занятие № 51
Цель: Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различения количественного и порядкового счёта; умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе; различать и называть времена года. Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий.
Занятие № 52
Цель: Учить ориентированию во времени. Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.
III-неделя
Занятие № 53
Цель: Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов. Учить: сравнивать числа 4 и 5; решать логическую задачу на сравнение; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов.
Занятие № 54
Цель: Учить ориентированию во времени. Провести знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь».
IV-неделя
Занятие № 55
Цель: Закреплять: знания о цифрах от 1 до 5; умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить: порядковому счёту до 5; правильно отвечать на вопросы.
Занятие № 56
Цель: Учить ориентированию во времени, повторить понятие «время года». Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их.
МАЙ
I-неделя
Занятие № 57
Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.
Занятие № 58
Цель: Знакомство с измерительными приборами. Познакомить детей с часами, рассказать об их назначении, рассказать какие виды часов бывают.
II-неделя
Занятие № 59
Цель: Продолжать учить: соотносить цифру и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; отгадывать математические загадки. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.
Занятие № 60
Цель: Знакомство с измерительными приборами. Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение. Дать понятие «вес».
III-неделя
Занятие № 61
Цель: Продолжать учить: соотносить количество предметов с цифрой; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы по ширине; решать логические задачи. Закреплять: умение понимать отношения между числами; на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно».
Занятие № 62
Цель: Знакомство с измерительными приборами. Познакомить детей с линейкой, рассказать о её назначении. Провести беседу «Какие бывают линейки».
IV-неделя
Занятие № 63
Цель: Знакомство с измерительными приборами. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
Занятие № 64
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей писать цифры 1, 2; знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
ИЮНЬ
I-неделя
Занятие № 65
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей писать цифры 2, 3; знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Занятие № 66
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей писать цифры 4, 5; знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
II-неделя
Занятие № 67
Цель: Развивать умение расставлять числа по порядку. Выполнить задание «Расставь числа по порядку».
Занятие № 68
Цель: Учить детей выполнять логические задачи на смекалку. Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.
III-неделя
Занятие № 69
Цель: Учить выполнять задачи на действия (сложение и вычитание). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.
Занятие № 70
Цель: Учить выполнять задачи на составление целого из частей. Развивать мышление детей, умение составлять целое из частей.
IV-неделя
Занятие № 71
Цель: Учить выполнять задачи на разделение целого на части. Развивать мышление детей, умение делить целое на части.
Занятие № 72
Цель: Познакомить детей с деньгами, их назначением. Провести беседу «Деньги. Их назначение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивайка
занятие по математике в форме игры-соревнования для детей старшего дошкольного возраста...
"Развивайка" (программа развития познавательных процессов)
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Разнообразные задания способствуют развитию внимания, памяти, мышления, расширяют кругозор....
Игра Развивайка. Тема "Вода"
итоговое комплексное занятие по теме "Вода"...
ИГРЫ-РАЗВИВАЙКИ СВОИМИ РУКАМИ
Игры-развивайкиДидактическая игра1) "Соберем овощи и фрукты в корзинку"Цель:-Учить различать по внешнему виду овощи.-Учить различать по внешнему виду фрукты.-Закреплять знания о сенсорном предст...
Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа
Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки. Развивать психическ...
Мастер-класс по изготовлению физкультурного оборудования «Коврик-развивайка»
Коврик предназначен для развития движений, а так же способствует развитию математических навыков. ...
Проект "Развивайка"
Цель: Развитие логического мышления....