Конспект занятия по теме: "Гласный звук [а] и буква А,а"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Адищева Марина Олеговна

"Гласный звук [а] и буква А,а"  в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия278.51 КБ
Файл карточка с заданиями264.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Охи

Разработка учебного занятия по ДООП «Дошколёнок»

по теме: «Гласный звук [а] и буква А,а»

для подготовительных групп

Длительность занятия: 30 мин

Подготовила: педагог

дополнительного образования:

Адищева Марина Олеговна

Оха

2023

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Здравствуйте, ребята!

Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! 

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Присаживайтесь в круг.

Сегодня наше первое занятие по программе «Дошколёнок».

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Здравствуйте, Марина Олеговна!

*Смотрят друг на друга, повторяют движения

Руки вверх

Руки в стороны

Хлопают в ладоши

Присаживаются в круг.

Высказывания учащихся: мы будем учить буквы, учиться читать, готовиться к школе и тд.

3 мин

II. Актуализация знаний

Для начала я предлагаю вам провести речевую разминку.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

Как девочка укачивает куклу?

Бабушка плохо слышит. Как она переспрашивает внучку?

Какой звук мы с вами произносили?

Совершенно верно!

Ааа

Аа-аа-аа

Аа?

Везде произносили звук [а]

2 мин

III. Постановка учебной задачи

Кто-нибудь догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Верно, мы будем знакомиться со звуком [А], будем учиться его правильно произносить.

Да, это звук [А]

1 мин

V. Открытие нового знания

А как же получается звук а, как мы его с вами произносим?

*Работа с зеркалом

Давайте подойдем к нашему зеркалу, произнесем долгий звук А и понаблюдаем, что же происходит? Где находится язык, кончик языка?

Положите руку на горлышко – проверим, гудит ли оно. Как проходит воздух? Есть ли преграды? Нашими преградами во рту могут быть: губы, зубы или язык.

Если при произношении звука, у нас есть преграда – значит это согласный звук – его мы обозначаем синим цветом.

А если при произношении звука во рту нет преград – это гласный звук – его мы обозначаем красным цветом.

Так наш звук а – какой? Каким цветом его будем обозначать?

Верно!

И сейчас я предлагаю вам поиграть.

*игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук а

А, у, о, а, ы, и, а, э, у, а

Ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау

Сом, кот, рак. Азбука, ананас, ангел, индюк, умный, туфли, тапки, бант, бинт

Ребята, молодцы, вы дружно справились с заданием.

Я для вас приготовила загадку:

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква ____

Конечно, это же буква А. Посмотрите на нее.

На что похожа буква А?
Из скольких элементов она состоит?

Давайте попробуем в воздухе ее нарисовать?
А теперь давайте попробуем показать букву А из наших пальчиков?

Ребята, именно эта буква А издает звук [А].

Буквы мы глазками видим и пишем, а звуки мы слышим и проговариваем.

Давайте вместе повторим это правило.

Мы открываем рот, язык лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами.

Горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает, он не встречает преграды.

Звук [а] – гласный, обозначаем красным цветом.

*Играют

Хлопают/не хлопают

Буква А

Буква А похожа на арку, на дом, на крышу и тд

Буква А состоит из трех элементов

Рисуют в воздухе букву А

Составляют из пальчиков букву А

Буквы мы глазками видим и пишем, а звуки мы слышим и проговариваем.

7 мин

VI. Первичное закрепление

Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Верно, как вы думаете, что мы из этого будем делать?

Из счетных палочек – выложим букву А.

Счетные палочки.

Строить букву А?

*Выкладывают букву А

3 мин

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ребята, это еще не всё.

Для вас я приготовила карточки с заданием.

В первом задании вам необходимо найти все буквы А и обвести их в кружок.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0932/00140661-e5dd7fd3/hello_html_m3a64ad9c.jpg

Сколько букв А вы нашли?

Во втором задании вам необходимо найти буквы А и раскрасить их.

https://siestafood.ru/800/600/https/346130.selcdn.ru/storage1/include/site_757/section_68/thumbs/PMIuZc08nJuG_1200x0_AybP2us9.jpg

Ребята, а каким цветом мы будем закрашивать букву А? Почему?

Верно.

В третьем задании – буква А потеряла свои элементы. Давайте поможем восстановить букву А и допишем потерявшиеся элементы.

Молодцы, вы выполнили всё верно.

*слушают первое задание

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0932/00140661-e5dd7fd3/hello_html_m3a64ad9c.jpg

7 букв А

https://siestafood.ru/800/600/https/346130.selcdn.ru/storage1/include/site_757/section_68/thumbs/PMIuZc08nJuG_1200x0_AybP2us9.jpg

Красным, так как буква А издает гласный звук [А], а гласные звуки обозначаем красным цветом.

*слушают задание

7 мин

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Эхо».

Кто знает, что такое «Эхо»?
Где мы можем услышать эхо?

Верно!

Для нашей игры возьмем слово «Аист»

Представим, что вы мое эхо. Я громко в колодец произнесла слово «Аист», а вы – эхо этого слова. Давайте попробуем.

Отлично!

Эхо – это отражение звука.

Эхо можем услышать в лесу, в колодце, в горах.

*Игра «Эхо»

Слово: Аист

3 мин

IX. Рефлексия деятельности

Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Вспомните, с каким звуков мы сегодня познакомились?

Какой буквой обозначается этот звук?

Каким цветом обозначаем букву А? Почему?

Верно!

Если у вас хорошее настроение после нашего занятия – улыбнемся друг другу.

Если у вас плохое или грустное настроение – расскажите, что вам не понравилось, что вас расстроило?

Всего хорошего, до свидания!

Мы познакомились со звуком [а].

Этот звук обозначается буквой А.

Красным цветом, так как буквы, обозначающие гласные звуки обозначаем красным цветом, а согласные - синим.

Улыбаются друг другу.

Рассказывают, что им не понравилось.

До свидания, Марина Олеговна!

4 мин



Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0932/00140661-e5dd7fd3/hello_html_m3a64ad9c.jpg

https://siestafood.ru/800/600/https/346130.selcdn.ru/storage1/include/site_757/section_68/thumbs/PMIuZc08nJuG_1200x0_AybP2us9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по коррекции речи Звуки [Н], [Н’]. Буква Н.

Конспект занятия по коррекции речи "Звуки [Н], [Н’]. БукваН."...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия кружка На тему: «Звуки, [а], [у]; буквы а, у»

Конспект занятия кружкаНа тему:«Звуки, [а], [у]; буквы а, у»...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по теме Гласные звуки А, У, О.

Закрепление понятий звук, буква, слово....

Конспект занятия на тему: Гласный звук [а], буква А в старшей группе.

Цель: Познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а], дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука [а]....

Конспект занятия на тему: «Гласные и согласные звуки»

Конспект занятия на тему: «Гласные и согласные звуки»...