Современные технологии математического развития дошкольников
презентация к уроку по математике (старшая группа)
Современные технологии математического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_femp_2023.ppt | 1.33 МБ |
eleny_doklad.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы в теории и практике дошкольного образования все чаще употребляется термин «технология». Применительно к методике математического развития дошкольников говорят о технологиях обучения, математического развития, технологии развития количественных представлений у дошкольников, технологии логико-математического развития и обучения дошкольников.
Современные технологии математического развития дошкольников направлены на: активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
Математический уголок
Характерной особенностью технологии является четкая структурированность и алгоритмизация , которая понимается как выделение последовательных процедур и операций, объединенных внутренней логикой функционирования и развития данного процесса.
2. Сюжетная логико-математическая игра. Носовой Е.А. разработан комплекс таких игр и упражнений («Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»), которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Автор разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.
головоломки «Коломбово яйцо» «Тантограмм» ,
Кроме игр и упражнений с логическими блоками и Палочками Кюизенера широко использую в работе Кубики «Хамелион», "Сложи узор»
«Хамелион», "Сложи узор»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В настоящее время в НИИ дошкольного воспитания, в РФ, разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно – образовательной системе ДОУ . Уже созданы несколько серий программ для дошкольников , которые условно, в зависимости от педагогической направленности, делятся на группы: - Обучающие (имеют предметный характер) – математика, родной язык, музыка…, содержание и ход представленных в них игр четко очерчен. - Развивающие - побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками(дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи. - Диагностические – позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей. Если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Реализация намеченного плана я успешно осуществляю с применением наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша.
Я начала свою работу над созданием условий для успешного интеллектуального развития воспитанников: пополняется уголок математических игр, оборудованный необходимым учебно-игровыми пособиями для организации образовательной деятельности в области математического развития детей. Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.
Реализация намеченного плана я успешно осуществляю с применением наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств - мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Работа с блоками проходит в три этапа:
Кроме игр и упражнений с логическими блоками и Палочками Кюизенера широко использую в работе Кубики Никитина, головоломки типа "Пифагор". Чтобы не угасал детский интерес к этим увлекательным интеллектуальным занятиям, можно придать им неожиданную форму. Например, напольный вариант "Пифагор" и "Сложи узор" (кубики Никитина). Необычный вариант знакомой привычной игры очень заинтересовал детей и вызвал новый поток воображения и фантазии.
Головоломка "Колумбово яйцо" развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое, зрительно-моторную координацию, мышление, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.
наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Надо воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы.
Есть форма обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. Таковыми стали следующие инновационные технологии :
• занимательно-игровые технологии;
• использование русских народных и авторских сказок;
• проектно-исследовательская деятельность.
Занимательно-игровые технологии
1. Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
2. Палочки Кюизенера
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет через руки ребёнка формировать понятия числовой последовательности, состав числа, отношения «больше», «меньше», «право», «лево» и т. д. Набор способствует развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения.
3. Блоки Дьенеша
Они помогают максимально раскрыть индивидуальный возрастной потенциал ребёнка. Также помогает достигать ряд задач с развитием познавательной сферы, формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности с учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста.
4. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.) Отгадывая задачи математического содержания- дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок -это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
5. Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
6 Использование развивающих игр, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры.
Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает?», «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество предметов, умения читать.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
В работе можно использовать множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Подобрать серию упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д. На развитие наблюдательности у детей подобрать серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия «величина» использовать серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Даже знания детей проверять тоже с помощью игры «Готов ли ты к школе?». Дети сами просят, чтобы их знания проверили и радуются, когда за правильный ответ получают картинку с ягодкой.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике.
Дети очень активны в восприятии сказок, задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Ребёнку интересна конечная цель – помочь сказочным героям, найти клад, сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.
Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Игры- задания, которые можно использовать на «сказочных» занятиях:
• "Продолжи узор" развивает наглядно-образное мышление. Для выполнения этой методики от ребенка требуется внимание и усидчивость. Эта методика относится к классу методик, развивающих школьные навыки.
• "Заполни таблицу" развитие логического мышления и внимания. Обучает детей находить закономерности в логическом построении геометрических фигур или предметов. Развивает у ребенка аналитические навыки.
• "Игра с обручами" направлена на развитие логического мышления, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.
• Игра «Фабрика» направлена на развитие умения действовать по заданному правилу.
• Игра «Что дальше?» Поиск заданной последовательности.
Развитие произвольного внимания, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
• Игра "Бусы" развивает пространственное мышление, ребенок учится анализировать и находить закономерности в логическом построении различных структур.
Сказка, её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Можно проводить занятия по математике, полностью построенные по сюжету какой-либо сказки. Это интересно детям!
Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними не легко, дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. Почему же детям это интересно?
По ходу сюжета русской- народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. Например, дровосеки из сказки «Красная шапочка» появляются вовремя и спасают Красную Шапочку и бабушку от злого волка, падчерица из сказки «Двенадцать месяцев» сумела сделать невозможное и принесла подснежники из леса в январе месяце. Золушка за свою доброту была вознаграждена и нашла своё счастье.
А на «сказочных» занятиях, герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Да какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Всегда дети, решив множество задач, пройдя по лабиринтам, найдя сокровища и расколдовав героев, помогают им, и конец у сказки всегда СЧАСТЛИВЫЙ!
Завершается занятие всегда на весёлой, оптимистичной ноте, оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же все герои дарят что-то детям (угощения, небольшие сувениры, игру для группы, интересные книги или материал для поделок, шишки, жёлуди и т. д.)
Эти занятия помимо закрепления собственно математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.
Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопрос КАК?
• изменить
• смоделировать
• сгруппировать
• отыскать
• отгадать
• раскрыть секрет
Дети учатся логически мыслить!
А процесс обучения становиться интересным и совсем нетрудным!
Проектно-исследовательская деятельность
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
Через проектную деятельность можно:
• формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности;
• закреплять знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое;
• учить детей принимать решения, оперировать предметами, выявлять свойства и признаки предметов.
Мир в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования – образование с использованием современных инновационных технологий (компьютер, интерактивная доска и т.д.). Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:
∙ Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
∙ Несет в себе обзорный тип информации, понятный дошкольникам;
∙ Движение, звук, мультипликация на долго привлекает внимание ребенка;
∙ Обладает стимулом познавательной активности детей;
∙ Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
∙ В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.
Слайд № 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии математического развития дошкольников
Современныетехнологии математического развития дошкольников...
Современные технологии математического развития дошкольников
Презентация "Современные технологии математического развития дошкольников"...
Современные технологии математического развития дошкольников
В последние годы в теории и практике дошкольного образования все чаще употребляется термин «технология».Применительно к методике математического развития дошкольников говорят отехнологиях ...
Выступление на семинаре:"Современные математические технологии математического развития дошкольников"
Выступление из опыта работы...
Презентация "Современные технологии математического развития дошкольников"
Презентация для педагогов по технологиям математического развития дошкольников...
Современные технологии математического развития дошкольников
В последние годы в теории и практике дошкольного образования все чаще употребляется термин «технология».Применительно к методике математического развития дошкольников говорят о- технология...
Презентация "Современные технологии математического развития дошкольников"
Слайд 1Современные технологии математического развития дошкольников.Слайд 2Мы живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, интерн...