Современные технологии математического развития дошкольников
презентация по математике

Рогачева Людмила Александровна

Презентация "Современные технологии математического развития дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremen_tehnologii_matem_razvitiya.ppt553.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии математического развития дошкольников

Слайд 2

В последние годы в теории и практике дошкольного образования все чаще употребляется термин «технология». Применительно к методике математического развития дошкольников говорят о технологиях обучения, математического развития, технологии развития количественных представлений у дошкольников, технологии логико-математического развития и обучения дошкольников.

Слайд 3

Характерной особенностью технологии является четкая структурированность и алгоритмизация , которая понимается как выделение последовательных процедур и операций, объединенных внутренней логикой функционирования и развития данного процесса.

Слайд 4

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на: активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

Слайд 5

ПРОБЛЕМНО - ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Одна из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути. В её основе лежит активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату . Цель - развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. позволяет ребенку: овладеть средствами (сенсорные эталоны, речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, обследованием, классификацией, сериацией), накопить логико-математический опыт.

Слайд 6

ПРОБЛЕМНО - ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В работе Михайловой З. А. , представлена в системе следующих средств: логико-математические игры; логико-математические сюжетные игры (занятия); проблемные ситуации и вопросы; творческие задачи, вопросы и ситуации; экспериментирование и исследовательская деятельность.

Слайд 7

Современные логико-математические игры , используемые в ДОО, разнообразны. В проблемно-игровой технологии они представлены в виде групп: настольно-печатные («Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд»).; игры на объемное моделирование («Кубики для всех», «Загадка», «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор»); игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Сложи квадрат», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», « Пифагор», «Пентамино»); игры из серии «Кубики и цвет» («Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно»); игры на составление целого из частей («Дроби», «Чудо-цветик»); игры-забавы : перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки»).

Слайд 8

Использование логико-математических игр осуществляется в специальных дидактических условиях, среди которых: отсутствие принуждения, поддержка игровой атмосферы, переход от простейших форм и способов осуществления игровой деятельности, - к более сложным.

Слайд 9

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий , которые включают: группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок : трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи.

Слайд 10

СЮЖЕТНАЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА. Носовой Е.А. разработан комплекс таких игр и упражнений («Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»), которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Автор разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Слайд 11

Данная технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности; переход к участию в играх на более высоком уровне; вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми (отличаются измененным сюжетом, преобразованным ходом игры) Играя, дети осваивают: средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.

Слайд 12

В каждой игре имеется: завязка-сюжет, действующие лица, которые следуют сюжетной линии, элементы схематизации, преобразования, игровая мотивация, ситуации для обсуждения, выбора материала, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

Слайд 13

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ВОПРОСЫ И СИТУАЦИИ. помогают ребенку: устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, а самое главное – ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей .

Слайд 14

Запомните! Слишком простая задача ребенку неинтересна , поэтому, рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. (подводит ребенка к решению задачи с помощью творческих вопросов). Например, нарисуй кошку, не рисуя ее (рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части)). Нарисуй медведя в квадрате со стороной 2 клетки, но так, чтобы он был самым большим (осознание относительности). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты?

Слайд 15

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ рассматривается как: средство овладения поисковыми действиями, умение формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. (занимательные задачи, задачи-шутки, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению). Данные проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком ( в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?)

Слайд 16

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка - собственная исследовательская практика . Осуществляется в детском экспериментировании , в процессе которого дети осваивают: действия по измерению, комбинированию, преобразованию различных материалов и веществ; принцип сохранения; знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.); учатся использовать познавательные книги как источник информации. (при сравнении веса сухого и мокрого песка, дети замечают, что мокрый песок тяжелее. После дополнительных вопросов педагога дети формулируют вывод: «В мокром песке вода есть, - поэтому он тяжелее»).

Слайд 17

результаты исследовательской деятельности : новая информация об исследуемом объекте , его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами (о геометрических формах, величинах, разных способах измерения, зависимостях чисел); новая информация о другом (дополнительном) исследуемом объекте (о простых приборах для измерения длин; об отражении предметов в воде, зеркале; действия магнита); знания о способах исследования и его результатах (о простейших опытах, экспериментах, выдвижении предположений, необходимости варьирования при выборе способов организации исследования, оценке результата и прогнозе дальнейших исследований).

Слайд 18

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В её основе лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата . Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ . Авторы предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр ( противоречие в произведении К. Чуковского «Федорино горе»: оставить Федоре посуду, чтобы она могла готовить и принимать пищу или лишить ее посуды за плохое обращение?). По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Слайд 19

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ - упражнений : «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» – назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Слайд 20

Наряду с упражнениями ТРИЗ - технология предлагает специальные игры, составленные педагогом на основе известных детям сюжетов, типа : «Хорошо-плохо » (в качестве объекта выбирается треугольник, необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается). «Выбери троих»( предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать; - «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол). «Да и нет» (педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет».).

Слайд 21

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Суть эвристической технологии (Г.А. Репина) состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя . Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание . Цель технологии - оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей.

Слайд 22

Авторы эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы . К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. - Методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. (представь себе, что ты число 5 (условная мерка, треугольник, цилиндр). Какой ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать?) - Эвристические вопросы – позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте ( Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. - Метод ошибок – использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. (Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.)

Слайд 23

К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики . - Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями - сказочными числами. - Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. - Агглютинация – это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Слайд 24

Метод мозгового штурма пользуется большой популярностью на современном этапе. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. (Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает.) Педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки . К выводам дети приходят сами на основе анализа , после того, как будут высказаны все идеи.

Слайд 25

Метод синектики заключается в поиске аналогий . Так, в работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию , то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету : солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия – умение поставить себя на место другого объекта. (Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником? )

Слайд 26

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Сегодня информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. Компьютер несет в себе новые игровые и обучающие возможности и для детей – дошкольников.

Слайд 27

В настоящее время в НИИ дошкольного воспитания, в РФ, разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно – образовательной системе ДОУ . Уже созданы несколько серий программ для дошкольников , которые условно, в зависимости от педагогической направленности, делятся на группы: - Обучающие (имеют предметный характер) –матем, родной язык, музыка…, содержание и ход представленных в них игр четко очерчен. - Развивающие - побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками(дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи. - Диагностические – позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей. Если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления.

Слайд 28

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА « СИТУАЦИЯ» (Людмила Георгиевна Петерсон) Деятельностный подход - такая организация образовательного процесса, при котором ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в ПРОЦЕССЕ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 29

Дидактической основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов : Принцип психологической комфортности – предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессообразующих факторов образовательного процесса; Принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми; Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора; Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; Принцип непрерывности - обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Слайд 30

ТЕХНОЛОГИЯ « СИТУАЦИЯ» Включает 6 последовательных этапов: Введение в ситуацию; Актуализация знаний и умений; Затруднение в ситуации; « Открытие» нового знания; Включение нового знания( способа действия) в систему знаний и умений; Осмысление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии математического развития дошкольников

Современныетехнологии математического развития дошкольников...

Современные технологии математического развития дошкольников

В последние годы в теории и практике дошкольного образования все чаще употребляется термин «технология».Применительно к методике математического развития дошкольников говорят отехнологиях ...

Презентация "Современные технологии математического развития дошкольников"

Презентация для педагогов по технологиям математического развития дошкольников...

Современные технологии математического развития дошкольников

В последние годы в теории и практике дошкольного образования все чаще употребляется термин «технология».Применительно к методике математического развития дошкольников говорят о- технология...

Презентация "Современные технологии математического развития дошкольников"

Слайд 1Современные технологии математического развития дошкольников.Слайд 2Мы живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, интерн...

Современные технологии математического развития дошкольников

Современные технологии математического развития дошкольников....