Дополнительная общеобразовательная программа "Пифагорик"
рабочая программа по математике (средняя группа)
формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет, развитие интереса к математике, математических способностей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pifagorik.docx | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пифагорик» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах и средней школе. Опыт работы показывает, что в общепринятой системе обучения не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формируются у детей элементарные математические представления. Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет и составлена на основе Программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников». Содержание программы ориентировано на развитие математических способностей детей, которое осуществляется в систематизации и учете математических знаний, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности, игры, общения и самостоятельной деятельности. Программа «Пифагорик» включает не только работу по формированию элементарных математических представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности. Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пифагорик» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Реализация программы позволит воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Пифагорик» предназначена для воспитанников МАДОУ ЦРР д/с № 105 в возрасте 4-5 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 72 часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в кружок – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 5 - 30 человек. В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно - исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организуют взрослые, сопровождает и поддерживает.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий – 25 минут, во время занятий предусмотрены 10-минутные физкультминутки. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с утвержденным графиком
Педагогическая целесообразность
Программа «Пифагорик» составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом знаний по познавательной деятельности, а также приобрести практические навыки работы с геконтами, игровизорами,
В процессе реализации данной программы воспитанники приобретут новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Программа «Пифагорик» является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Практическая значимость
Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности. Методика реализации Программы способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией. Освоение Программы поможет ребёнку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.
Ведущие теоретические идеи
В среднем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет, развитие интереса к математике, математических способностей ребёнка.
Задачи:
- Закреплять представление о числах и цифрах до 5; формировать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств. Продолжать считать по образцу и названному числу
- Учить писать цифры от 1 до 10; отгадывать математические загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр
- Делить предмет на 2, 3, 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
- Закреплять знания о геометрических фигурах, уметь их преобразовывать путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек.
- Углублять представления о частях суток, временах года. Учить последовательно называть дни недели, знакомить с названиями месяцев.
Принципы отбора содержания
Прежде всего, это
- принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 5-6 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности;
- достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении;
- большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении;
- от простого к сложному;
- прочности овладения знаниями и умениями;
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы:
Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, дидактические игры, занимательные упражнения, рисование, фонематические упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию, а также рефлексивную деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У воспитанников повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
При организации образовательного процесса по реализуемой программе применяются групповая форма работы, индивидуальная, работа по подгруппам, которые позволяют педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Большую часть программы занимает практическая часть. Она проходит в форме упражнений, творческих заданий и практических работ.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются:
словесные (рассказ-объяснение, беседа, сказка); наглядные (демонстрация приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей); практические (выполнение упражнений, приобретение навыков).
Планируемые результаты:
В результате освоения программы дети будут:
- объединять группы предметов по общему признаку;
- находить части целого множества и целое по известным частям;
- считать до 10;
- называть числа в прямом и обратном порядке до 10,
- соотносить цифру и количество предметов;
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
- пользоваться цифрами и математическими знаками;
- различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
- измерять длину предметов;
- делить предметы на несколько равных частей;
- сравнивать целый предмет и его часть;
- ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
- определять временные отношения.
Механизм оценивания образовательных результатов
- Организация практической деятельности с учётом программного содержания и индивидуальных особенностей воспитанников по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков:
- низкий уровень. Воспитанник знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами;
- средний уровень. Воспитанник знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы;
- высокий уровень. Воспитанник знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).
3. Анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине.
Формы подведения итогов реализации программы
Для отслеживания результативности программы:
- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
- педагогическое наблюдение: наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;
- педагогический анализ опросов, выполнения заданий, активности детей на занятиях, оформленный в виде таблицы.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года | с 1 сентября по 31 мая учебная неделя – 5 дней/36 недель в год | |
Летний оздоровительный период | с 1 июня по 31 августа | |
Зимние каникулы | с 1.01 по 10.01 | |
Праздничные дни | День народного единства | 4 ноября |
День защитника Отечества | 23 февраля | |
Международный женский день | 6 - 8 марта | |
Праздник Весны и Труда |
| |
День Победы | 8 - 11 мая | |
День России | 12 - 14 июня | |
День открытых дверей | апрель | |
Выпуск детей в школу | конец мая | |
Мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками | входящий – последняя декада сентября итоговый - последняя декада мая |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | Самостоятельная подготовка | |||
1. | Количество и счет | 12 | 11,5 | 0,5 | 0 | Устный опрос |
2. | Геометрические фигуры | 10 | 9 | 1 | п/игра «Классики» | |
3. | Величина | 12 | 9 | 3 | 0 | Построй домик для Квадратика |
4. | Ориентировка во времени | 13 | 11 | 2 | 0 | Лабиринт «Кто быстрее придет к домику бабушки?» |
5. | Ориентировка в пространстве | 13 | 10 | 3 | 0 | п/игра «Поставь правильно часы» |
6. | Логические задачи | 12 | 9 | 2 | 0 | Упражнение: «Расставь мебель в комнате» |
Итого | 72 | 59,5 | 12,5 | 0 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Количество и счет (12 часов)
Развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видеть составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составлять пары предметов. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Геометрические фигуры (10 часов)
Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар. Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине). Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник. Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол). Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры. Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Величина (12 часов)
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения. Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины. Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.
Ориентировка во времени (13 часов)
Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи словами - понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже. Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем. Учить определять время по часам с точностью до часа.
Ориентировка в пространстве (13 часов)
Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска). Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между). Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка, плана.
Логические задачи (12 часов). Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Устав МАДОУ ЦРР д/с №105, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №105, локальные акты МАДОУ ЦРР д/с №105. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей воспитанников.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пифагорик», планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.
Кадровое обеспечение реализации программы: воспитатель, имеющий среднее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
Информационное обеспечение реализации программы:
Аудио- и видео- пособия
Презентации: «Весёлые цифры», «Время», «Кто быстрее?», «Праздник числа», «Сколько?», «Считалка 10 обезьян», «Какие бывают числа», «Давай посчитаем», «Как писать числа?», «Доли», «Посади зверушек в вагончик», «Крокодилья считалка».
Видеофильмы: «Уроки тётушки Совы», «Маленькие Энштейны», «Считаем с Хрюшей», «Супер цифры», «Дуняша. Числа», «Учимся считать», «Укротители цифры», «Улица Сезам».
Дидактическое обеспечение реализации программы:
Картины, предметные картинки,
| Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
Раздаточный дидактический материал по счёту и логике | Демонстрационный материал по математике Е. В. Колесникова | Волкова С. «Арифметика для самых маленьких» |
Дидактический материал по Воскобовичу Логические блоки | «Чудо-соты». «Корзинки», игровой квадрат, шнуровка | Ерофеева Т. И. «Математические сказки» |
Кубики Никитина | «Змейка», модели времён года, суток | Презентации, занятия по математике |
Список литературы
№ п/п | Разделы | Наименования |
1. | Нормативные правовые акты | 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599 3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. 4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р. 5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 7. СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |
2 | Для педагога дополнительного образования: | Е.В.Колесникова, «Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие», «Я считаю до 10. Тетрадь для детей 4-5 лет», «Демонстрационный материал. Математика для детей 4-5 лет», «Геометрия вокруг нас. Математика для детей 4-5 лет», «Геометрические фигуры. Математика для детей 4-5 лет», «Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 4-5 лет», «Я решаю логические задачи. Математика для детей 4-5 лет», «Я составляю числа. Математика для детей 4-5 лет», «Я уже считаю. Математика для детей 4-5 лет», «Математические прописи для детей 4-5 лет» - М.; ТЦ Сфера, 2017 Л. В. Минкевич «Математика в детском саду» - М.; изд. «Скрипторий», 2010 Л. Ю. Козина, «Игры по математике для дошкольников»- М.; ТЦ Сфера, 2010 Репина Г. А., Математическое развитие дошкольников. Современные направления.- М.; ТЦ Сфера, 2012 |
3 | Для воспитанников и родителей | Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е., «Игралочка» - М., изд. Беном, Лаборатория знаний, 2017 Петерсон Л. Г., Холина Н. П., Математика для дошкольников, - М., изд. Беном, Лаборатория знаний, 2016 Столяр А. А., Давай поиграем. Математические игры для детей 4-5 лет, - Москва: Просвещение, 2011 Крылова О. Н., Самсонова Л. Ю., Знакомство с математикой, - М.; ТЦ Сфера, 2013 Мышковская М. Б., Математика в стихах и картинках, - М., Олма - Пресс, 2012 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...