Блоки Дьенеша.
методическая разработка по математике

Бассан Виолетта Александровна

Сводная таблица по использованию игр с блоками Дьенеша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bloki_denesha.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сводная таблица по использованию игр с блоками Дьенеша

Возраст

Название игры

Цель и ход игры

Младший возраст

Дидактическая игра «Художники»

Цель: развитие умения анализировать форму предметов;
развитие умения сравнивать по их свойствам;
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции)(карточки)

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур;

  • развивать наблюдательность, внимание и память.

Задание:

разделите  фигуры между сказочными  героями так, чтобы:

- у Буратино оказались все синие квадраты;

- чтобы Карандашу  достались все  желтые;

- чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Дидактическая игра «Второй ряд»

Цель: развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);

такой же формы, но другого цвета (размера);

другая по цвету и размеру;

не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди»

Цель: знакомить с логическими блоками, закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»

Ход игры: педагог дает детям задания – «Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Дидактическая игра «Найди не такую»

Цель: продолжать знакомить с логическими блоками.

Ход игры: положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Средний возраст

Дидактическая игра  «Что изменилось?»

Цель: совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине, развивать мышление.

Ход игры: Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классификация по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Ход игры:

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Найди клад»

Цель: совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине; развивать мышление.

Ход игры: выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы.

Дидактическая игра «Космический корабль»

Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.

Ход игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра  « Игра с одним обручем»

Цель: развивать  умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Ход  игры: перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча?

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -1

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Ход игры: все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2

Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение угадывать предметы на ощупь.

Ход игры: все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать логическое мышление

Ход игры: выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление.

Ход игры: предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

Дидактическая игра «Угощение для медвежат 1»

Цель: развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»

Ход игры: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

Давайте угостим медвежат.   Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной).  Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

Дидактическая игра «Угощение для медвежат 2»

Цель: развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.

Ход игры: вариант игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

Старший возраст

Дидактическая игра  «Сколько?»

Развитие умения задавать вопросы и развитие умения выделять свойства фигур.

Дидактическая игра «Магазин»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства;

развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Ход игры: 
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Цель: развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Дидактическая игра «Этажи»

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Ход игры:

 Предлагаем выложить  в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Дидактическая игра  «Заселим в домики»

Цель: развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Ход игры:  Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Игра «Украсим елку бусами»

Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки).

Дидактическая игра «Найди меня»

Цель: развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Ход игры: дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Сколько?»

Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Ход игры: дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

Дидактическая игра «Найди нужный блок»

Цель: познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков; развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

Дидактическая игра «Найди нужный блок 2»

Цель: развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал»

Цель: развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок

Дидактическая игра «Сравни – где больше»

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление.

Ход игры: в один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...