Логико-математическое развитие детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст)
методическая разработка по математике (средняя группа)

Бассан Виолетта Александровна

Окружное методическое объединение по теме «Современные подходы к организации ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ», в рамках работы окружного ресурсного центра логико-математической направленности «Навигатор». Сообщение по теме «Логико-математическое развитие детей 4-5 лет».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логико-математическое развитие детей 4-5 лет

(средний дошкольный возраст)

Педагогическая поддержка ребенка

 в логико-математическом развитии

Возрастные психологические особенности детей

  • Интерес к познанию отношений объектов (через установление связей, зависимостей по свойствам), освоению преобразующих действий.
  • Стремление включаться в продуктивную групповую деятельность.
  • Проявление интереса к числовой оценке совокупностей предметов, пересчитыванию предметов (5-6).
  • Включение в поисковую деятельность, не всегда результативную.
  • В конкретных ситуациях ориентируются в пространственных и временных отношениях.
  • Устанавливают отношения порядка между 4-5 объектами.
  • Преобразуют формы, воссоздают силуэты, тематические композиции.

Что осваивает ребенок

  • Сенсорные эталоны формы, цвета.
  • Знаки и символы свойства (наличие и отрицание).
  • Предметные схематические модели (лесенка, обруч).
  • Представления об отношениях соответствия и порядка.
  • Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству.
  • Отражения в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей).

Задачи развития

  • Способствовать практическому сравнению объектов по 3-ем свойствам и группировке их одновременно по 2-ум признакам (цвету и размеру; размеру и толщине).
  • Активизировать называние общих свойств групп (все круглые большие, все маленькие тонкие).
  • Побуждать составлять логические цепочки по двум свойствам одновременно; комментировать свои действия; пользоваться знаками-символами, цифрами; группировать полоски, палочки по цвету; соотносить цвет, длину (высоту) палочек и числа; выстраивать лесенки из цветных полосок, палочек, «шагать» по ним, называя числа.

Игровые пособия и материалы в предметно-развивающей среде

  • Блоки Дьенеша (3-4 набора на группу детей).
  • Цветные палочки Кюизенера (3-4 набора).
  • Пособия «Веселые цветные числа» (5-6 наборов).
  • Логические фигуры из игрового комплекса «Давайте вместе поиграем» (5-6 наборов).
  • Альбом «Лепим нелепицы» (5-6 штук).
  • Альбом «Дом с колокольчиком» (5-6 штук).
  • Альбом «На золотом крыльце» (5-6 штук, с. 2-12).
  • Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (5-6 альбомов).
  • Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
  • Знаки-символы.
  • Обручи.
  • «Жизненные материалы-заменители блоков (листья, флажки).
  • Ковролины и комплекты фигур к ним.

Способы педагогической поддержки ребенка в логико-математических играх

  • Эмоционально-заинтересованный отклик на проявление самостоятельности, познавательных инициатив, участие в результативных групповых действиях.
  • Содействие (помощь) проявлениям творчества: формулировки цели, поиску и отбору материалов, уточнению хода решения творческой задачи, участию в оценке результатов.
  • Диалог со взрослым, поощрение самостоятельных речевых высказываний по поводу организации поиска и полученного результата.

Поквартальное распределение содержания

 логико-математического развития детей

Организация детской деятельности

Игры, пособия

  • Блоки Дьенеша.
  • Палочки Кюизенера.
  • Пособие «Веселые цветные числа».
  • Альбом «Давайте вместе поиграем».
  • Альбом «Лепим нелепицы».
  • Альбом «Дом с колокольчиком».
  • Альбом «На золотом крыльце».
  • Материал к счетным палочкам Кюизинера и логическим блокам Дьенеша.
  • Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
  • Знаки-символы цвета, формы, размера, толщины.

Первый квартал

Совместная со взрослым

  • Соотносим палочки по цвету, длине, расположению: «рисуем» картинки «Красная шапочка и Серый Волк», «Дюймовочка», «Мальвина»; выкладываем из палочек силуэты оленя, верблюда, домика с забором.
  • Анализируем свойства; выявляем их наличие и отсутствие; находим блоки.
  • Сравниваем блоки по одному признаку; находим блоки с одинаковыми и разными свойствами; действуем по правилам (строим дорожки, выкладываем гусеницу).
  • Знакомимся со знаками-символами и составляем «семейки» блоков такого же цвета, формы, размера.
  • Подбираем блоки и фигуры с другими свойствами (другой формы, другого цвета) в игре «Угощение для медвежат-1». Если в правой лапе у мишки круглое печенье, то в левой должно быть другой формы (квадратное, треугольное или прямоугольное).
  • Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному признаку: отправляем машины в гаражи, «выращиваем» дерево.
  • Считаем квадратики в розовой, голубой полосках. Называем сколько их.
  • Строим лесенку из 3-ех полосок, палочек (белой, розовой, голубой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку.
  • «Шагаем по числовой лесенке», обозначаем номера ступенек цифрами.
  • Сравниваем и управляем по количеству (3 и 4, 4 и 5) блоки, фигуры, полоски, палочки.

Самостоятельная

  • Воссоздаем силуэты по страничкам альбомов.
  • Изменяем силуэты, сюжеты из альбомов.
  • Играем с блоками, полосками, логическими фигурами: конструируем, придумываем, воссоздаем новые силуэты, сюжеты, заполняем таблицы, заселяем домики.
  • Придумываем и составляем  силуэты на ковролинах.

Второй квартал

Совместная со взрослым        

  • Анализируем одно-два свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, находим блоки.
  • Анализируем, сравниваем объекты по одному и двум признакам; находим объекты с одинаковыми и разными свойствами; действуем по правилам: строим дорожки из одинаковых по цвету и форме (по форме и толщине, по цвету и форме и т.п.) блоков; подбираем блоки и фигуры с другими свойствами; играем в домино; подбираем пару.
  • Соотносим палочки, блоки по цвету, размеру, форме, расположению: «дорисовываем» картинки по сюжетам сказок «Три медведя»; «Приключения Буратино»; выкладываем из палочек силуэты домика в деревне, зайчика, кита, мышки, цветка, котенка.
  • Ориентируемся на знаки символы; составляем пары «знак-символ-блок», исправляем ошибки в парах «знак-символ-блок», собираем блоки в группу по знаку-символу; составляем силуэты из блоков; домик, птичку, поросенка, крокодила, снеговика.
  • Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному и двум признакам: готовим «сладкий» стол, делим угощение (блоки): сначала-по цвету, затем-по размеру (сначала-по форме, затем-по толщине; сначала по толщине, затем-по размеру). Определяем, сколько гостей усадим за стол; заселяем домики.
  • Считаем квадратики в розовой, голубой, красной полосках. Называем сколько их.
  • Строим лесенку из 4-ех полосок, палочек (белой, розовой, голубой, красной), «шагаем» по ней, называем числа по порядку.
  • «Шагаем» по числовой лесенке, обозначаем номера ступенек цифрами.
  • Сравниваем и уравниваем по количеству блоки, фигуры, палочки.

Самостоятельная

Тематические игры

  • Конструируем площадку для малышей.
  • Делаем мебель для кукольного дома.
  • Конструируем по мотивам русских народных сказок: «Дом для медведя», «Избушка для зайчика» из блоков, фигур, разноцветных палочек и полосок.
  • Строим свои дорожки, лесенки, цепочки, выкладываем гусеницу.
  • Составляем силуэты собак разной породы для выставки.
  • Придумываем и составляем украшения для новогодней елки (бусы из блоков, палочек; силуэты зверюшек), новогодние подарки (силуэты, сюжетные картинки).
  • Придумываем и составляем новогодние сюжеты на ковролинах.

Третий квартал

Совместная со взрослым

  • Анализируем свойства объектов, выявляем их наличие и отсутствие: угадываем блоки способом перебора свойств.
  • Соотносим палочки по цвету, размеру, расположению: выкладываем сюжетные картинки «Улитка на солнышке», «Птичий двор», «Аквариум силуэты»; «дорисовываем картинки по сюжетам сказок «Три медведя», «Приключение Буратино».
  • Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам: строим дорожки, ориентируясь на два свойства; играем в домино, ориентируясь на два свойства.
  • Ориентируемся на одно-два свойства по знакам-символам: находим блоки по двум знакам-символам, собираем их в группу, называем общее свойств группы (красные круги, желтые треугольники и т. д.) (карточки с перечеркнутыми знаками); составляем из блоков силуэты бегемота, лягушки, петуха, козы, стрекозы.
  • Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем блоки и группируем их по двум признакам: раскладываем блоки на ветках дерева, отправляем машины в гаражи.
  • Считаем квадратики в розовой, голубой, красной полосках. Называем, сколько их в каждой полоске.
  • Строим лесенку из 5 палочек (белой, розовой, голубой, красной и желтой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку.
  • «Шагаем» по числовой лесенке, обозначаем номера ступенек цифрами.

Самостоятельная

  • Воссоздаем и изменяем силуэты, картины по страницам альбомов.
  • Придумываем силуэты, картины «Весна наступила», выкладываем их из блоков, фигур, палочек, полосок. Сочиняем по ним загадки, рассказы, сказочные истории.
  • Делаем из блоков и фигур товары для магазина.
  • Украшаем и заселяем домики.
  • Готовим выставку машин.
  • Придумываем весенние сюжеты на ковролинах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ», СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Данная непосредственная образовательная деятельность, предназначенна для итоговых мероприятий по познавательному развитию, на  тему: "Транспорт. путешествие, мой любимый город".  Можно так ж...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.

Конспект по развитию речи с использованием презентации на тему "Дикие животные" . Конспект занятия  для детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью в возрасте четырех-...

Статья «Сказка как средство развития связной речи у детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст)»

Актуальность темы.Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, об...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Ориентировка в пространстве « Путешествие по лесу»

Данная разработка непосредственно-образовательной деятельности предназначена для познавательного развития дошкольников 4-5 лет, с нарушениями зрения. Направлена на развитие зрительного восприятия и на...

Конспект совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Друзья для колобка» для детей с нарушением интеллекта среднего дошкольного возраста

Учить скатывать комки теста между ладонями круговыми движениями. Формировать у детей способы обследования предметов перед лепкой (ощупывание).Учить детей выражать звукоподражаниями эмоциональное...