Возрастные психологические особенности детей |
- Интерес к познанию отношений объектов (через установление связей, зависимостей по свойствам), освоению преобразующих действий.
- Стремление включаться в продуктивную групповую деятельность.
- Проявление интереса к числовой оценке совокупностей предметов, пересчитыванию предметов (5-6).
- Включение в поисковую деятельность, не всегда результативную.
- В конкретных ситуациях ориентируются в пространственных и временных отношениях.
- Устанавливают отношения порядка между 4-5 объектами.
- Преобразуют формы, воссоздают силуэты, тематические композиции.
|
Что осваивает ребенок |
- Сенсорные эталоны формы, цвета.
- Знаки и символы свойства (наличие и отрицание).
- Предметные схематические модели (лесенка, обруч).
- Представления об отношениях соответствия и порядка.
- Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству.
- Отражения в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей).
|
Задачи развития |
- Способствовать практическому сравнению объектов по 3-ем свойствам и группировке их одновременно по 2-ум признакам (цвету и размеру; размеру и толщине).
- Активизировать называние общих свойств групп (все круглые большие, все маленькие тонкие).
- Побуждать составлять логические цепочки по двум свойствам одновременно; комментировать свои действия; пользоваться знаками-символами, цифрами; группировать полоски, палочки по цвету; соотносить цвет, длину (высоту) палочек и числа; выстраивать лесенки из цветных полосок, палочек, «шагать» по ним, называя числа.
|
Игровые пособия и материалы в предметно-развивающей среде |
- Блоки Дьенеша (3-4 набора на группу детей).
- Цветные палочки Кюизенера (3-4 набора).
- Пособия «Веселые цветные числа» (5-6 наборов).
- Логические фигуры из игрового комплекса «Давайте вместе поиграем» (5-6 наборов).
- Альбом «Лепим нелепицы» (5-6 штук).
- Альбом «Дом с колокольчиком» (5-6 штук).
- Альбом «На золотом крыльце» (5-6 штук, с. 2-12).
- Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (5-6 альбомов).
- Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
- Знаки-символы.
- Обручи.
- «Жизненные материалы-заменители блоков (листья, флажки).
- Ковролины и комплекты фигур к ним.
|
Способы педагогической поддержки ребенка в логико-математических играх |
- Эмоционально-заинтересованный отклик на проявление самостоятельности, познавательных инициатив, участие в результативных групповых действиях.
- Содействие (помощь) проявлениям творчества: формулировки цели, поиску и отбору материалов, уточнению хода решения творческой задачи, участию в оценке результатов.
- Диалог со взрослым, поощрение самостоятельных речевых высказываний по поводу организации поиска и полученного результата.
|
Организация детской деятельности |
Игры, пособия - Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
- Пособие «Веселые цветные числа».
- Альбом «Давайте вместе поиграем».
- Альбом «Лепим нелепицы».
- Альбом «Дом с колокольчиком».
- Альбом «На золотом крыльце».
- Материал к счетным палочкам Кюизинера и логическим блокам Дьенеша.
- Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
- Знаки-символы цвета, формы, размера, толщины.
|
Первый квартал |
Совместная со взрослым - Соотносим палочки по цвету, длине, расположению: «рисуем» картинки «Красная шапочка и Серый Волк», «Дюймовочка», «Мальвина»; выкладываем из палочек силуэты оленя, верблюда, домика с забором.
- Анализируем свойства; выявляем их наличие и отсутствие; находим блоки.
- Сравниваем блоки по одному признаку; находим блоки с одинаковыми и разными свойствами; действуем по правилам (строим дорожки, выкладываем гусеницу).
- Знакомимся со знаками-символами и составляем «семейки» блоков такого же цвета, формы, размера.
- Подбираем блоки и фигуры с другими свойствами (другой формы, другого цвета) в игре «Угощение для медвежат-1». Если в правой лапе у мишки круглое печенье, то в левой должно быть другой формы (квадратное, треугольное или прямоугольное).
- Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному признаку: отправляем машины в гаражи, «выращиваем» дерево.
- Считаем квадратики в розовой, голубой полосках. Называем сколько их.
- Строим лесенку из 3-ех полосок, палочек (белой, розовой, голубой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку.
- «Шагаем по числовой лесенке», обозначаем номера ступенек цифрами.
- Сравниваем и управляем по количеству (3 и 4, 4 и 5) блоки, фигуры, полоски, палочки.
|
Самостоятельная - Воссоздаем силуэты по страничкам альбомов.
- Изменяем силуэты, сюжеты из альбомов.
- Играем с блоками, полосками, логическими фигурами: конструируем, придумываем, воссоздаем новые силуэты, сюжеты, заполняем таблицы, заселяем домики.
- Придумываем и составляем силуэты на ковролинах.
|
Второй квартал |
Совместная со взрослым - Анализируем одно-два свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, находим блоки.
- Анализируем, сравниваем объекты по одному и двум признакам; находим объекты с одинаковыми и разными свойствами; действуем по правилам: строим дорожки из одинаковых по цвету и форме (по форме и толщине, по цвету и форме и т.п.) блоков; подбираем блоки и фигуры с другими свойствами; играем в домино; подбираем пару.
- Соотносим палочки, блоки по цвету, размеру, форме, расположению: «дорисовываем» картинки по сюжетам сказок «Три медведя»; «Приключения Буратино»; выкладываем из палочек силуэты домика в деревне, зайчика, кита, мышки, цветка, котенка.
- Ориентируемся на знаки символы; составляем пары «знак-символ-блок», исправляем ошибки в парах «знак-символ-блок», собираем блоки в группу по знаку-символу; составляем силуэты из блоков; домик, птичку, поросенка, крокодила, снеговика.
- Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному и двум признакам: готовим «сладкий» стол, делим угощение (блоки): сначала-по цвету, затем-по размеру (сначала-по форме, затем-по толщине; сначала по толщине, затем-по размеру). Определяем, сколько гостей усадим за стол; заселяем домики.
- Считаем квадратики в розовой, голубой, красной полосках. Называем сколько их.
- Строим лесенку из 4-ех полосок, палочек (белой, розовой, голубой, красной), «шагаем» по ней, называем числа по порядку.
- «Шагаем» по числовой лесенке, обозначаем номера ступенек цифрами.
- Сравниваем и уравниваем по количеству блоки, фигуры, палочки.
Самостоятельная Тематические игры - Конструируем площадку для малышей.
- Делаем мебель для кукольного дома.
- Конструируем по мотивам русских народных сказок: «Дом для медведя», «Избушка для зайчика» из блоков, фигур, разноцветных палочек и полосок.
- Строим свои дорожки, лесенки, цепочки, выкладываем гусеницу.
- Составляем силуэты собак разной породы для выставки.
- Придумываем и составляем украшения для новогодней елки (бусы из блоков, палочек; силуэты зверюшек), новогодние подарки (силуэты, сюжетные картинки).
- Придумываем и составляем новогодние сюжеты на ковролинах.
|
Третий квартал |
Совместная со взрослым - Анализируем свойства объектов, выявляем их наличие и отсутствие: угадываем блоки способом перебора свойств.
- Соотносим палочки по цвету, размеру, расположению: выкладываем сюжетные картинки «Улитка на солнышке», «Птичий двор», «Аквариум силуэты»; «дорисовываем картинки по сюжетам сказок «Три медведя», «Приключение Буратино».
- Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам: строим дорожки, ориентируясь на два свойства; играем в домино, ориентируясь на два свойства.
- Ориентируемся на одно-два свойства по знакам-символам: находим блоки по двум знакам-символам, собираем их в группу, называем общее свойств группы (красные круги, желтые треугольники и т. д.) (карточки с перечеркнутыми знаками); составляем из блоков силуэты бегемота, лягушки, петуха, козы, стрекозы.
- Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем блоки и группируем их по двум признакам: раскладываем блоки на ветках дерева, отправляем машины в гаражи.
- Считаем квадратики в розовой, голубой, красной полосках. Называем, сколько их в каждой полоске.
- Строим лесенку из 5 палочек (белой, розовой, голубой, красной и желтой), «шагаем» по ней, называем числа по порядку.
- «Шагаем» по числовой лесенке, обозначаем номера ступенек цифрами.
Самостоятельная - Воссоздаем и изменяем силуэты, картины по страницам альбомов.
- Придумываем силуэты, картины «Весна наступила», выкладываем их из блоков, фигур, палочек, полосок. Сочиняем по ним загадки, рассказы, сказочные истории.
- Делаем из блоков и фигур товары для магазина.
- Украшаем и заселяем домики.
- Готовим выставку машин.
- Придумываем весенние сюжеты на ковролинах.
|