Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
методическая разработка по математике (младшая группа)
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 949.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
1.Дидактическая игра: «Найди то, что я покажу».
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах (треугольник, круг, квадрат).
Задачи: продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); учить сравнивать геометрическую фигуру с формой предмета; развивать логическое мышление, память.
Материалы. Игрушка - собачка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской.
Знакомство с геометрическими человечками.
Дети, слушайте первую загадку:
Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети: Круг.
Воспитатель: Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?
Дети: Круглые.
Воспитатель: У него есть ножки. Какие они?
Дети: Круглые.
Воспитатель: А что еще есть у круглого человечка?
Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые.
Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек?
Дети: Человечек – желтый.
Воспитатель: А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку от Ласки
Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?
Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.
Воспитатель: посмотрите вокруг, и скажите, что похоже на треугольник?
Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика.
Воспитатель:
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?
Дети: Человек похож на квадрат.
Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка?
Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.
Дети: книжка, окно, кубик.
Воспитатель: Ласка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?
Дети: Синего.
Воспитатель: Молодцы ребята, Ласка хвалит вас и говорит, что вы очень умненькие.
2.Дидактическая игра: «Соберем бусы».
Цель: формирование умений группировать геометрические фигуры по двум свойствам цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Задачи: учить детей подбирать бусы, опираясь на цвет и форму;
продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память.
Материалы. Карточки с контурным изображением геометрических фигур, геометрические фигуры из цветного картона.
Ход игры.
На полу лежит длинная лента (карточки), на ней слева направо в определенной последовательности разложены фигуры: красный круг, жёлтый квадрат, зелёный треугольник и т.д.
Дети сидят на ковре в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для Феи. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Фея уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
3. Дидактическая игра: «Что лежит в мешочке?»
Цель: закрепление знаний детей о форме предметов.
Задачи: упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материалы. Чудесный мешочек, набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи, бочонки, мячики, шишки (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы); маленькие флажки (треугольной формы) и т.д .
Ход игры.
Воспитатель вносит «чудесный мешочек»
Я чудесненький мешочек,
Вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть?
На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.
4. Дидактическая игра: «Кому какая форма».
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (куб, шар) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Задачи: продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (куб, шар); развивать логическое мышление; прививать умение работать в коллективе.
Материалы. Демонстрационный (большие игрушки - мишка и матрешка). Раздаточный: по три куба и шара разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
Ход игры.
Педагог демонстрирует куб и шар, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга. «А теперь все кубы положите на один поднос - матрешке, все шары на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальчиками и сказать, как она называется. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня учились отличать куб от шара. Мишка все шары отнесет в лес, а матрешка - заберет кубы домой».
5.Дидактическая игра: «Подбери окошки к домику».
Цель: развитие сенсорных способностей детей (цвет, форма, величина).
Задачи: учить детей подбирать окошки к домикам, опираясь на цвет, форму и величину;
продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память.
Игровая задача: помочь мышке спрятаться от кошки в домиках.
Материалы. Домики основных цветов, изготовленные из картона, геометрические фигуры (плоскостные), игрушка кошки и мышки.
Ход игры.
Появляется мышка. Рассказывает детям, что за ней гонится кошка и хочет ее съесть. Просит ребят помочь ей найти все дверки к окошкам. Ребята с радостью соглашаются помочь в беде мышке и закрывают окошко нужной дверкой, ориентируясь на цвет форму и величину. В конце игры появляется кот и проверяет, все ли окошки закрыты нужной геометрической фигурой. Игра продолжается 3 раза.
6. Дидактическая игра: «Какие бывают фигуры?»
Цель: ознакомление детей с двумя формами: кругом и квадратом.
Задачи: учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их); закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат); развивать мелкую моторику рук, память; воспитывать усидчивость.
Материалы. Кукла, крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов, по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).
Ход игры.
Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у неё в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А это квадрат, дети обратите внимание на то, что у квадрата 4 угла. А теперь ко мне подойдет Варя и покажет кукле Кате, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Варя, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это – квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат, у квадрата 4 угла, а у круга нет углов». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.
«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.
Кукла Катя хвалит детей, за правильно выполненное задание.
7. Дидактическая игра: « Найди предмет такой же формы».
Цель: закрепление знаний детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).
Задачи: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу; продолжать развивать логическое мышление.
Материалы. Карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), 5 карточек с изображением предметов круглой формы, 5 карточек с изображением предметов квадратной формы, 5 карточек с изображением предметов треугольной формы.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры которые они выбрали и предметы изображённые на карточках. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, квадратная и треугольная).
8. Дидактическая игра: «Геометрическое лото».
Цель: умение различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа.
Задачи: учить подбирать фигуры по образцу; закреплять навык обследования геометрических форм приёмом накладывания.
Материалы. Геометрические фигуры разных цветов и размеров, схемы предметов, животных.
Ход игры.
Ребёнок из имеющихся геометрических фигур подбирает к ней подходящие по цвету и размеру и наложить на схему.
Игра содержит как простые, так и более сложные схемы, что позволяет научить дошкольника работать со схемами, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.
Совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет что на ней изображено. Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет.
9. Дидактическая игра: «Подбери фигуру».
Цель: закрепление представлений детей о геометрических формах.
Задачи: упражнять в названии геометрических фигур; учить подбирать фигуры по образцу; закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.
Материалы. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами трёх геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Ход игры.
Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю не точные и ошибочные ответы детей.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении - класть.
В конце игры подвожу итог: «Мы сегодня учились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, треугольник».
10. Дидактическая игра: «Украсим коврик».
Цель: формирование умений группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.
Задачи: продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память; прививать умение работать в коллективе.
Материалы. На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета, круг, треугольник, квадрат. У каждого из детей три разные геометрические фигуры.
Ход игры.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, это коврик, но он не красочный, давайте вместе украсим его. Фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Воспитатель показывает на пустую клетку в левом столбике). После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форму). Воспитатель уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники). А в правом? (Зеленые квадраты)». И т. д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Педагог задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика - треугольники. Поэтому Серёжа неправильно положил круг». И т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....
Дидактическая игра по ознакомлению с геометрическими фигурами для детей первой младшей группы «Выкупай свинку»
Данна игра способствует:развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;побуждать включать движение рук по предмету;развивать сенсорные способности ребёнка;развивать тактильные ощущени...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Сказ про геометрические фигуры» для детей 2й младшей группы детского сада.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитиеЗАДАЧИ:ОО ФГОС ДО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ&r...
Тема: Геометрические фигуры – квадрат, круг. вторая младшая группа
Тема: Геометрические фигуры – квадрат, круг.Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах (круг и квадрат); умение классифицировать их по размеру (большие, маленькие).Материалы:...
Картотека игр направленных на развитие восприятия цвета и формы предметов и геометрических фигур у детей первой младшей группы.
Картотека игр для младшей группы...