Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
методическая разработка по математике (младшая группа)

Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx949.28 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

1.Дидактическая игра: «Найди то, что я покажу».

Цель: закрепление  знаний о геометрических фигурах (треугольник, круг, квадрат).

Задачи: продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); учить сравнивать геометрическую фигуру с формой предмета; развивать  логическое мышление, память.

Материалы. Игрушка - собачка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской.

Знакомство с геометрическими человечками.

Дети, слушайте первую загадку:

Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети: Круг.

Воспитатель: Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: У него есть ножки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: А что еще есть у круглого человечка?

Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые.

Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек?

Дети: Человечек – желтый.

Воспитатель: А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы).

Воспитатель: Слушайте следующую загадку от Ласки

Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?

Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.

Воспитатель: посмотрите вокруг, и скажите, что похоже на треугольник?

Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика.

Воспитатель:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я….

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?

Дети: Человек похож на квадрат.

Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка?

Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.

Дети: книжка, окно, кубик.

Воспитатель: Ласка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?

Дети: Синего.

Воспитатель: Молодцы ребята, Ласка хвалит вас и говорит, что вы очень умненькие.

2.Дидактическая игра: «Соберем бусы».

Цель: формирование умений группировать геометрические фигуры по двум свойствам цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Задачи: учить детей подбирать бусы, опираясь на цвет и форму;
продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат,  треугольник); развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память.

Материалы.  Карточки с контурным изображением  геометрических фигур, геометрические фигуры  из цветного картона.

Ход игры.

На полу лежит длинная лента (карточки), на ней слева направо в определенной последовательности разложены фигуры: красный круг, жёлтый квадрат, зелёный треугольник и  т.д.

Дети сидят на ковре в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для  Феи. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Фея уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

3. Дидактическая игра: «Что лежит в мешочке?»

Цель: закрепление знаний детей о форме предметов.

Задачи: упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материалы. Чудесный мешочек, набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи, бочонки, мячики, шишки (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы); маленькие флажки (треугольной формы) и т.д .

Ход игры.

Воспитатель вносит «чудесный мешочек»

Я чудесненький мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть?

На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.

4. Дидактическая игра: «Кому какая форма».

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (куб, шар) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Задачи: продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (куб, шар); развивать логическое мышление; прививать умение работать в коллективе.

Материалы.  Демонстрационный (большие игрушки - мишка и матрешка). Раздаточный: по три куба и шара разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Ход игры.

Педагог демонстрирует куб и шар, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга. «А теперь все кубы положите на один поднос - матрешке, все шары на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальчиками и сказать, как она называется. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня учились отличать куб от шара. Мишка все шары отнесет в лес, а матрешка - заберет кубы домой».

5.Дидактическая игра: «Подбери окошки к домику».

Цель: развитие сенсорных способностей детей (цвет, форма, величина).
Задачи: учить детей подбирать окошки к домикам, опираясь на цвет, форму и величину;
продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат,  треугольник); развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память.
Игровая задача: помочь мышке спрятаться от кошки в домиках.
Материалы.  Домики основных цветов, изготовленные из картона, геометрические фигуры (плоскостные), игрушка кошки и мышки.

Ход игры.

Появляется мышка. Рассказывает детям, что за ней гонится кошка и хочет ее съесть. Просит ребят помочь ей найти все дверки к окошкам. Ребята с радостью соглашаются помочь в беде мышке и закрывают окошко нужной дверкой, ориентируясь на цвет форму и величину. В конце игры появляется кот и проверяет, все ли окошки закрыты нужной геометрической фигурой. Игра продолжается 3 раза.

6. Дидактическая игра: «Какие бывают фигуры?»

Цель: ознакомление  детей с двумя формами: кругом и квадратом.

Задачи:  учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их); закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат); развивать мелкую моторику рук, память; воспитывать усидчивость.

Материалы. Кукла, крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов, по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

Ход игры.

Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у неё в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А это квадрат, дети обратите внимание на то, что у квадрата 4 угла. А теперь ко мне подойдет  Варя и покажет кукле Кате, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Варя, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как  называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это – квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат, у квадрата 4 угла, а у круга нет углов». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.

«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.

Кукла Катя хвалит детей, за правильно выполненное задание.


7. Дидактическая игра: « Найди предмет такой же формы».

Цель:  закрепление знаний детей о геометрических фигурах (круг, квадрат,  треугольник).

Задачи:  учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу; продолжать развивать логическое мышление.

Материалы.  Карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), 5 карточек с изображением предметов круглой формы, 5 карточек с изображением предметов  квадратной  формы, 5 карточек с изображением предметов треугольной формы.

Ход игры.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры которые они выбрали и предметы изображённые на карточках. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, квадратная и треугольная).

8. Дидактическая игра: «Геометрическое лото».

Цель:  умение  различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа.
Задачи:    учить подбирать фигуры по образцу;  закреплять навык обследования геометрических форм приёмом  накладывания.

Материалы.  Геометрические фигуры разных цветов и размеров, схемы предметов, животных.

Ход игры.

Ребёнок из имеющихся геометрических фигур подбирает  к ней подходящие по цвету и размеру и наложить на схему.

Игра содержит как простые, так и более сложные схемы, что позволяет научить дошкольника работать со схемами, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.
Совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет что на ней изображено. Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет.

9. Дидактическая игра: «Подбери фигуру».

Цель:  закрепление представлений детей о геометрических формах.

Задачи:  упражнять в  названии геометрических фигур;  учить подбирать фигуры по образцу;  закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материалы. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами трёх геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры.

Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю не точные и ошибочные ответы детей.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении - класть.

В конце игры подвожу итог: «Мы сегодня учились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, треугольник».

10. Дидактическая игра: «Украсим коврик».

Цель:  формирование умений группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Задачи:  продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат,  треугольник); развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память; прививать умение работать в коллективе.

Материалы. На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета, круг, треугольник, квадрат. У каждого из детей три разные геометрические фигуры.

Ход  игры.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, это коврик, но он не красочный,  давайте вместе украсим его. Фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Воспитатель показывает на пустую клетку в левом столбике). После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форму). Воспитатель  уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники). А в правом? (Зеленые квадраты)». И т. д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Педагог задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика - треугольники. Поэтому  Серёжа неправильно положил круг». И т. д.

C:\Users\Полина\Desktop\Фото учёба\IMG_20170531_161921.jpg

C:\Users\Полина\Desktop\Фото учёба\IMG_20170619_102504_2CS.jpg

                                                                                

C:\Users\Полина\Desktop\Фото учёба\IMG_20170619_102732.jpg

C:\Users\Полина\Desktop\Фото учёба\IMG_20170529_153618.jpg

C:\Users\Полина\Desktop\Фото учёба\IMG_20170619_101644.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

Дидактическая игра по ознакомлению с геометрическими фигурами для детей первой младшей группы «Выкупай свинку»

Данна игра способствует:развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;побуждать включать движение рук по предмету;развивать сенсорные способности ребёнка;развивать тактильные ощущени...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей  2 младшей группы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Сказ про геометрические фигуры» для детей 2й младшей группы детского сада.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитиеЗАДАЧИ:ОО ФГОС ДО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ&r...

Тема: Геометрические фигуры – квадрат, круг. вторая младшая группа

Тема: Геометрические фигуры – квадрат, круг.Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах (круг и квадрат); умение классифицировать их по размеру (большие, маленькие).Материалы:...