Конспект занятия по математике в средней группе "Прогулка в весенний лес"
методическая разработка по математике (средняя группа)
Конспект занятия по математике "Прогулка в весенний лес" в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_matematike_v_sredney_gruppe_progulka_v_vesenniy_les.docx | 56.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ПРОГУЛКА В ВЕСЕННИЙ ЛЕС»
средняя группа
Харлашева Ирина Юрьевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
Санкт-Петербург
2023
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ПРОГУЛКА В ВЕСЕННИЙ ЛЕС»
средняя группа
Цель: Развитие интеллектуальных способностей и самостоятельной познавательной активности детей с использованием математического занимательного материала.
Задачи
1. Обучающие:
- совершенствование навыков количественного (от 1 до 10) и порядкового счета в пределах пяти, правильного использования количественных и порядковых числительных;
- совершенствование умения отвечать на вопросы: Сколько всего? Какой по счёту? На каком месте?
- совершенствовать навыки работы с головоломкой «Танграм», упражняя в составлении изображений птиц.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление, творческое воображение, навыки самоконтроля.
- развивать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам: форме, цвету; руководствоваться символами для обозначения свойств геометрических фигур.
- упражнять детей в анализе каждой группы фигур, в выделении признаков, свойственных фигурам каждой группы, в обосновании найденного решения.
- закреплять понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
- развивать речь детей: обогащать словарь, способствовать формированию предпосылок связной речи.
- развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к математике;
- воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, активность, самостоятельность.
- воспитывать бережное отношение к природе;
Предварительная работа:
- беседы с детьми «Береги природу», «Весна»,
- наблюдение за признаками весны на прогулках,
- работа в тетрадях «Математика - это интересно» И.Н.Чеплашкина,
- дидактические игры: «Магнитная мозаика», «Геометрическая мозаика», развивающая игра «Сложи узор», геометрический конструктор «Танграм»,
- разучивание математических считалок, пальчиковых игр,
- слушание музыки «Звуки леса»,
- подвижные игры: «Птицы в гнёздах», «Перелет птиц».
Оборудование: - Компьютер, телевизор, презентация; Блоки Дьенеша, обручи, цветы плоскостные без серединок, наборное полотно, кораблики разного цвета (10 шт.), игра Б. П. Никитина «Сложи узор» - схемы кораблик, головоломка «Танграм» - схемы птиц на каждого ребёнка, раскраски «Весна в лесу».
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
1. | Эмоциональный настрой | Дети под музыку входят в группу, встают в круг с воспитателем Οдин, два, три, четыре, пять – Станοвитесь в круг играть! Настал нοвый день, давайте встретим егο с улыбкοй. Я, улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Сегодня у нас не οбычнοе занятие, к нам пришли гοсти, пοсмοтрите на них и пοдарите и им свοи улыбки. Мы сегοдня все будем делать с улыбкοй, и у нас все получится. |
2. | Мотивационная ситуация | Дети стоят перед телевизором. Воспитатель: Сегодня к нам на почту детского сада пришло письмо. Давайте его прочитаем. Воспитатель (Читает): Здравствуйте ребята! Я – Лесовичок, хозяин леса. В мой волшебный лес пришла весна: почти везде растаял снег, бегут ручьи, на деревьях появляются первые листочки. Приглашаю вас со мной на прогулку в весенний лес. Воспитатель: Ребята, хотите пойти? (Да)! Воспитатель: Вот мы с вами в волшебном лесу. (На экране появляется изображение весеннего леса и Лесовичок) Лесовичок: Здравствуйте ребята. Я рад, что вы пришли в мой лес на прогулку. Дети: Здравствуй, Лесовичок. Лесовичок: Посмотрите, ребята, как красиво весной в лесу. (Просмотр 2-3 изображений весеннего леса) |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
3 | Упражнение «Разноцветные кораблики». (Формирование навыка порядкового счета.) | Звучит аудиозапись шум ручья в лесу. Воспитатель: Ребята, что это за шум, как вы думаете? (Слышен шум воды) Где-то недалеко течет ручей. Воспитатель: Ребята, Лесовичок сделал из бумаги кораблики и пустил их плавание по ручейку. (На экране по ручейку «плывет 5 корабликов разного цвета) Давайте, ребята, подойдем к ручью. К нему ведет самая узкая дорожка (на полу три дорожки разные по ширине, дети выбирают нужную дорожку, подходят к наборному полотну в виде ручейка) Воспитатель: Посмотрите, как много разноцветных корабликов. - Что надо сделать, чтобы узнать, сколько всего корабликов? (Надо их сосчитать) - Сколько всего корабликов? (Один ребенок пересчитывает кораблики) (Один, два, три, …десять. Всего десять корабликов.) Посмотрите, какие они: одинаковые – разные. ( разные они разного цвета) - Можно ли сразу сказать на каком месте стоит красный кораблик? (Нет) - Для этого надо узнать место кораблика в ряду. - Сначала узнаем, на каком по счету месте плывет последний кораблик. Первый, второй, третий, четвертый, пятый – последний кораблик пятый, он стоит на пятом месте. - Найдем третий кораблик (считает) (механизм тот же, что и при количественном счете, только используются порядковые числительные, важно вовремя остановить счет). - Какой по счету красный кораблик? - Какого цвета четвертый кораблик? - Какой кораблик плывет вторым? Воспитатель: Молодцы! Вы правильно считали кораблики. Воспитатель: Давайте подойдем к Лесовичку (подходят к телевизору) (На экране по ручейку «плывет 5 корабликов разного цвета, через некоторое время кораблики исчезают) Лесовичок: Ребята, но мои кораблики намокли и утонули. |
5 | Развивающая игра Б. П. Никитина «Сложи узор» (Кораблик) | - Воспитатель: Не грусти, Лесовичок, мы с ребятами сделаем тебе кораблики. Ребята, проходите к столам, садитесь. Давайте выложим из кубиков для Лесовичка кораблики. (Дети из кубиков выкладывают изображение кораблика, ориентируясь на схему) Воспитатель: Молодцы, дети! Вы все справились с заданием. Лесовичок: Давайте выйдем на полянку. Для этого надо перепрыгнуть ручеек в самой узкой его части. (Дети находят узкое место у ручейка, перепрыгивают его) |
6 | Блоки Дьеныша Игра «Поляна не распустившихся цветов» | Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе к этой полянке. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где лежат силуэты цветов без серединок). Воспитатель: Приглядитесь, ребята! Какие странные цветы. - Как вы думаете, что у них необычного? (У них не хватает серединок). Я думаю мы не и видим серединки по тому, что цветы еще не распустились и ни все свои лепестки открыли. Давайте поможем цветам распуститься, выложим серединки из разных геометрических фигур. (Показывая поднос с блоками). Но все фигуры разные, куда кукую надо положить? Справится с этой задачей нам помогут обручи. (Кладет два обруча так, что они пересекаются между собой, в каждой части лежат силуэты цветов без серединок). Воспитатель: Ребята посмотрите: полянка большая и состоит из разных частей - Сколько у полянки получилось частей? (4 части: внутри красного обруча, внутри синего обруча, на пересечении красного и синего обруча, около обручей). Воспитатель: В красный обруч положим красные фигуры, а в синий - круглые. (Кладет карточки с признаком блока в первый, второй обруч). Воспитатель: Картинки с признаками блока помогут правильно разложить геометрические фигуры. Каждый играющий поочередно берет одну фигуру из набора и кладет на полянку. «Лишние» фигуры кладутся около «полянки». Раскладывание продолжается до тех пор, пока не будут разложены все фигуры. Воспитатель: Приступаем, найдите серединки нашим цветам. Если у ребенка возникают затруднения в правильном определении места для фигуры, необходимо выяснить, какими свойствами она обладает и где должна лежать в соответствии с правилами игры. После решения практической задачи по расположению фигур воспитатель беседует с детьми. Воспитатель: Вот и на этой полянке распустились цветы. А можно цветы срывать, собирать в букеты? (Нет, мы должны беречь природу). |
7 | Физкультминутка | Воспитатель: Вот мы и на полянке. Какая же весенняя полянка без цветов? Воспитатель. Я приглашаю всех немного отдохнуть Сейчас свершится чудеснοе превращение. Влевο – вправο пοвернись И в цветочек превратись. Дети садятся на кοртοчки и закрывают глаза. Вдруг цветочки все прοснулись, (Встают и прοтирают глаза) Улыбнулись, пοтянулись. (Улыбаются и пοтягиваются) Вот, рοсοй οни умылись. (Умываются) И красиво покружились. (Кружатся) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) Влево – вправо повернись В девочек и мальчиков превратись Дети встают |
8 | «Танграмм» (птицы) | Воспитатель: Ребята, слышите? Уже птицы прилетели из тёплых краёв! Воспитатель: А вы птиц видите? (нет). А хотите их увидеть? А давайте выложим изображение птиц из Танграмма. Подходите и садитесь за столы. Воспитатель: Посмотрите, что перед вами на столе? Знакома ли вам эта игра? (да, это «Танграм»). Правила этой игры: Из частей квадрата составляют разные изображения. Нужно использовать все 7 фигур; фигуры не должны накладываться друг на друга. (Показать детям образец на листе бумаге). Сейчас мы с вами составим из частей «Танграмма» разных птиц для Лесовичка. Подойдите и выберите себе схему той птички, которая вам понравится, и садитесь за стол. Рассмотрите ваши схемы птиц. Обратите внимание, что схема птицы расположена в левой части листа, а правая часть листа свободна. Выложите в левой части листа из частей «Танграмма «птицу». Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ребята. Давайте прочтем стихотворение о птицах. Тили-Теле, Тиле-Теле- С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка- Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж- Все вернулись прилетели, Песни звонкие запели Прислушайтесь - в нашем волшебном лесу запели птицы (звучит аудиозапись «Пение птиц весной»). |
10 | Лесовичок: Молодцы ребята, теперь в моем лесу распустились цветы и запели птицы. Наступила настоящая весна. Мы чудесно прогулялись по лесу , замечательно провели время. Я буду рад встретится с вами в лесу еще. Но сейчас я прощаюсь с вами, мне надо еще проверить проснулся ли медведь, сменил ли зайчишка шубку. До свидания, ребята (до свидания. Лесовичок) Воспитатель: Воспитатель, вот и заканчивается наша прогулка. Давайте возвращаться в детский сад. Друг за другом поскорее Становитесь, детвора! В наш любимый детский садик Возвращаться нам пора! На носочки поднимитесь, два раза повернитесь и в детском саду окажитесь. | |
11 | Воспитатель: Ребята, вам понравилось прогулка в весенний лес? - Что вам понравилось на прогулке? - А какое задание было для вас самое интересное? Воспитатель: на память Лесовичок оставил вам весенние раскраски. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике подготовительной группы: "Весёлые математики"
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура. Цель: Обучать детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различ...
План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме: "Занимательное путешествие в страну Математики"
Занятие итоговое. Было проведено в мае в рамках районного месячника педагогического мастерства.Занятие интересно тем, что использовано много методов и приемов.Так как занятие проводилось в конце года,...
Конспект занятия по математике подготовительной группе Тема: “Путешествие к Королеве Математики” Основная ОО:
Конспект занятия по математике подготовительной группе Тема: “Путешествие к Королеве Математики” Основная ОО: «Познавательное развитие»...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия по математике средняя группа . Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ
Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знак...
«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....