Конспект занятия по математике в средней группе "Прогулка в весенний лес"
методическая разработка по математике (средняя группа)

Харлашева Ирина Юрьевна

Конспект занятия  по математике "Прогулка в весенний лес" в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности  по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

«ПРОГУЛКА В  ВЕСЕННИЙ ЛЕС»

средняя группа

                                                                                                                                                                                                                  Харлашева Ирина Юрьевна

                                                                                          воспитатель высшей

    квалификационной категории

Санкт-Петербург

2023

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПРОГУЛКА В ВЕСЕННИЙ ЛЕС»

средняя группа

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и  самостоятельной познавательной активности детей с использованием математического занимательного материала.

Задачи
1. Обучающие:
-  совершенствование навыков количественного (от 1 до 10) и порядкового счета в пределах пяти, правильного использования количественных и порядковых числительных;

-  совершенствование умения отвечать на вопросы: Сколько всего? Какой по счёту? На каком месте?

-  совершенствовать навыки работы с головоломкой «Танграм», упражняя в составлении изображений  птиц.

 Развивающие:
- развивать внимание, память,  логическое и пространственное мышление, творческое воображение, навыки самоконтроля.

- развивать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам: форме, цвету; руководствоваться символами для обозначения свойств геометрических фигур.

- упражнять детей в анализе каждой группы фигур,  в выделении признаков, свойственных фигурам каждой группы,  в обосновании найденного решения.

- закреплять понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

- развивать речь детей: обогащать словарь,  способствовать формированию предпосылок связной речи.

- развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные:
-  воспитывать у детей интерес к математике;

-  воспитывать  уверенность в себе и своих возможностях, активность, самостоятельность.
-  воспитывать бережное отношение к природе;

Предварительная работа:

- беседы с детьми «Береги природу», «Весна»,

- наблюдение за признаками весны на прогулках,  

- работа в тетрадях «Математика - это интересно»  И.Н.Чеплашкина,  

- дидактические игры: «Магнитная мозаика», «Геометрическая мозаика»,  развивающая игра «Сложи  узор», геометрический конструктор «Танграм»,

- разучивание математических считалок, пальчиковых игр,

- слушание музыки «Звуки леса»,

- подвижные игры: «Птицы в гнёздах», «Перелет птиц».


Оборудование:  - Компьютер, телевизор, презентация;  Блоки Дьенеша, обручи, цветы  плоскостные без  серединок,   наборное полотно, кораблики разного цвета (10 шт.), игра Б. П. Никитина «Сложи  узор» - схемы  кораблик,  головоломка «Танграм» - схемы птиц на каждого ребёнка, раскраски «Весна в лесу».

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.

Эмоциональный настрой

Дети под музыку входят в группу, встают в круг с воспитателем
Воспитатель:
Ребята, давайте возьмемся за руки.

Οдин, два, три, четыре, пять

– Станοвитесь в круг играть!

 Настал нοвый день, давайте встретим егο с улыбкοй. Я, улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Сегодня у нас не οбычнοе занятие, к нам пришли гοсти, пοсмοтрите на них и пοдарите и  им   свοи улыбки. Мы сегοдня все будем делать с улыбкοй, и у нас все получится.

2.

Мотивационная ситуация 
Игровая ситуация

   Дети  стоят перед телевизором.

Воспитатель: Сегодня к нам на почту детского сада пришло письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель (Читает):  Здравствуйте ребята!  Я –  Лесовичок, хозяин леса. В мой волшебный лес пришла весна: почти везде растаял снег,  бегут ручьи, на деревьях появляются первые листочки.   Приглашаю вас со  мной  на  прогулку в  весенний лес.

Воспитатель:  Ребята, хотите  пойти? (Да)!
Друг за другой  поскорее
Становитесь, детвора!
На прогулку в лес весенний
Отправляться нам пора!
На носочки поднимитесь,  два раза повернитесь
В весеннем лесу окажитесь.

Воспитатель: Вот мы  с вами  в  волшебном   лесу.   (На экране появляется изображение  весеннего леса  и Лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте ребята. Я рад, что вы пришли в мой лес на  прогулку.

Дети:  Здравствуй, Лесовичок.

Лесовичок:   Посмотрите, ребята, как красиво  весной в лесу. (Просмотр 2-3  изображений  весеннего леса)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3

Упражнение «Разноцветные кораблики». (Формирование навыка порядкового счета.)

Звучит аудиозапись шум  ручья в лесу.

Воспитатель: Ребята, что это за  шум, как вы думаете? (Слышен  шум  воды)

Где-то недалеко  течет  ручей.  

Воспитатель:  Ребята,  Лесовичок   сделал из бумаги  кораблики и пустил их плавание по ручейку. (На экране по  ручейку «плывет 5  корабликов разного   цвета)

Давайте, ребята,  подойдем к ручью. К нему ведет  самая узкая дорожка (на полу  три дорожки разные по ширине, дети выбирают нужную дорожку, подходят к наборному полотну  в  виде  ручейка)

Воспитатель:  Посмотрите, как много разноцветных корабликов.

- Что надо  сделать, чтобы узнать, сколько всего   корабликов? (Надо их сосчитать)

- Сколько  всего корабликов? (Один ребенок пересчитывает кораблики) (Один, два, три, …десять. Всего десять  корабликов.)

Посмотрите, какие они: одинаковые – разные. ( разные они разного  цвета)

- Можно ли  сразу  сказать на  каком  месте стоит красный кораблик? (Нет)

- Для этого надо узнать место кораблика в ряду.  

- Сначала узнаем, на каком по счету месте плывет последний кораблик.  Первый, второй, третий, четвертый, пятый – последний кораблик пятый, он стоит на пятом месте.

- Найдем третий кораблик (считает) (механизм тот же, что и при количественном счете, только используются порядковые числительные, важно вовремя остановить счет).

- Какой по счету красный кораблик?

- Какого цвета  четвертый кораблик?

- Какой кораблик плывет  вторым?

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно считали кораблики.

Воспитатель: Давайте  подойдем к  Лесовичку (подходят  к  телевизору)

(На экране по  ручейку «плывет 5  корабликов разного   цвета,  через некоторое  время кораблики  исчезают)

Лесовичок: Ребята, но мои кораблики намокли  и  утонули.

5

Развивающая игра Б. П. Никитина «Сложи  узор» (Кораблик)

- Воспитатель:  Не грусти, Лесовичок, мы  с  ребятами  сделаем  тебе  кораблики.

Ребята, проходите к  столам, садитесь.  Давайте выложим  из кубиков для Лесовичка кораблики.

(Дети из кубиков  выкладывают  изображение кораблика,  ориентируясь на  схему)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы  все  справились с  заданием.

Лесовичок:  Давайте выйдем  на  полянку. Для этого надо перепрыгнуть  ручеек в  самой   узкой  его  части. (Дети находят узкое  место  у  ручейка,  перепрыгивают его)

6

Блоки Дьеныша Игра «Поляна не распустившихся цветов»

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе к этой полянке. (Воспитатель предлагает детям  подойти  к  столу, где лежат силуэты цветов  без  серединок). Воспитатель:   Приглядитесь, ребята! Какие  странные цветы.

- Как вы думаете,  что у них необычного? (У них не  хватает серединок).  Я думаю  мы не и видим серединки по  тому, что цветы еще не  распустились и  ни все свои лепестки открыли.  Давайте поможем  цветам распуститься,  выложим серединки  из  разных геометрических фигур. (Показывая поднос с блоками). Но  все  фигуры разные,   куда  кукую надо положить? Справится с этой задачей нам помогут  обручи.  (Кладет два  обруча так, что  они пересекаются  между собой, в каждой части лежат силуэты цветов  без  серединок). 

Воспитатель: Ребята посмотрите: полянка  большая  и  состоит из разных частей

- Сколько  у полянки получилось частей? (4 части: внутри красного обруча, внутри синего обруча, на  пересечении красного и  синего обруча, около обручей). 

Воспитатель: В  красный обруч  положим красные  фигуры, а в  синий - круглые. (Кладет карточки с  признаком блока в первый, второй обруч).

Воспитатель: Картинки с признаками блока помогут правильно разложить геометрические фигуры.    Каждый играющий поочередно берет одну фигуру из набора и кладет на полянку. «Лишние» фигуры кладутся около «полянки». Раскладывание продолжается до тех пор, пока не будут разложены все фигуры.

Воспитатель: Приступаем, найдите серединки нашим цветам.

Если у ребенка возникают затруднения в правильном определении места для фигуры, необходимо выяснить, какими свойствами она обладает и где должна лежать в соответствии с правилами игры.

После решения практической задачи по расположению фигур воспитатель беседует с детьми.

Воспитатель: Вот и на этой полянке  распустились  цветы. А можно цветы срывать, собирать в букеты? (Нет, мы должны беречь природу).

7

Физкультминутка

Воспитатель:  Вот мы и на  полянке. Какая же весенняя полянка  без цветов?

Воспитатель. Я приглашаю всех  немного отдохнуть

Сейчас свершится чудеснοе превращение.

Влевο – вправο  пοвернись

И в цветочек  превратись. Дети садятся на кοртοчки и закрывают глаза.

Вдруг  цветочки  все  прοснулись, (Встают и прοтирают глаза) 

Улыбнулись, пοтянулись. (Улыбаются и пοтягиваются)

Вот,  рοсοй  οни  умылись. (Умываются)

И  красиво покружились.  (Кружатся)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

Влево – вправо  повернись

В девочек и мальчиков превратись   Дети  встают

8

«Танграмм» (птицы)

Воспитатель:  Ребята,  слышите? Уже птицы прилетели из тёплых краёв!

Воспитатель: А  вы птиц  видите? (нет).  А хотите их увидеть? А давайте  выложим изображение птиц из Танграмма. Подходите и  садитесь за  столы.

Воспитатель: Посмотрите, что перед вами на столе? Знакома ли вам эта  игра? (да, это «Танграм»).

Правила этой игры:  Из частей квадрата составляют разные  изображения. Нужно использовать все 7 фигур; фигуры не должны накладываться друг на друга. (Показать детям образец на листе бумаге).

Сейчас мы  с  вами  составим  из частей «Танграмма» разных птиц для Лесовичка.

Подойдите и  выберите  себе схему той птички, которая вам понравится, и садитесь за  стол.

Рассмотрите  ваши схемы птиц. Обратите  внимание, что схема птицы расположена в левой части листа, а правая  часть листа  свободна.

Выложите в левой части листа из частей «Танграмма «птицу».

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Ребята. Давайте прочтем   стихотворение о птицах.

Тили-Теле, Тиле-Теле-

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто  скорей?

Цапля,  лебедь, утка, стриж,

Аист,  ласточка и чиж-

Все вернулись прилетели,

Песни звонкие запели

Прислушайтесь - в  нашем волшебном лесу запели птицы (звучит аудиозапись «Пение птиц весной»).

10

Лесовичок: Молодцы ребята, теперь в  моем  лесу  распустились  цветы и запели  птицы. Наступила настоящая весна.  Мы чудесно прогулялись по лесу , замечательно провели время. Я буду рад встретится  с  вами  в лесу еще.  Но сейчас я прощаюсь  с  вами, мне надо еще проверить проснулся ли  медведь, сменил ли зайчишка шубку.  До свидания,  ребята (до  свидания. Лесовичок)

Воспитатель:  Воспитатель, вот и заканчивается наша  прогулка. Давайте возвращаться в детский сад.

Друг за другом поскорее

Становитесь, детвора!

В наш любимый детский садик

Возвращаться  нам пора!

На носочки поднимитесь,  два раза повернитесь

и в детском саду  окажитесь.

11

Воспитатель: Ребята, вам понравилось прогулка в весенний лес?

- Что вам понравилось  на прогулке?

- А какое задание было для вас самое интересное?

Воспитатель:  на  память  Лесовичок  оставил вам  весенние  раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике подготовительной группы: "Весёлые математики"

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура. Цель: Обучать детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различ...

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме: "Занимательное путешествие в страну Математики"

Занятие итоговое. Было проведено в мае в рамках районного месячника педагогического мастерства.Занятие интересно тем, что использовано много методов и приемов.Так как занятие проводилось в конце года,...

Конспект занятия по математике подготовительной группе Тема: “Путешествие к Королеве Математики” Основная ОО:

Конспект занятия по математике подготовительной группе Тема: “Путешествие к Королеве Математики”   Основная ОО: «Познавательное развитие»...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия по математике средняя группа . Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знак...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....