Путешествие на планету математики
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Николаева Лариса Юрьевна

Закрепление знаний детей по формированию элементарных математических познаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_planetu_matematiki.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Образовательной Деятельности

«Путешествие на планету Математики».

Автор-разработчик: Николаева Лариса Юрьевна

воспитатель ГБДОУ д/с №75 Приморского района

Возрастная адресованость: старшая группа детского сада

Длительность ОД: 25 минут

Цель:

- Закрепление знаний и умений детей по формированию элементарных математических представлений в игровой форме.

Задачи:

  1. ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- Воспитывать самостоятельность в работе, целеустремленность, усидчивость.

- Формировать умение работать в коллективе.

     2. ОО «Познавательное развитие»

- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

- Закрепить знания о последовательности дней недели, временах года, о количестве месяцев в году.

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, различать понятия: влево, вправо, вверх, вниз.

- Закрепить понятия: горизонтальное  и вертикальное положение листа бумаги.

     3. ОО «Речевое развитие»

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

    4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- Развивать у детей пластичность и умение выполнять движения, согласно тексту

    5. ОО «Физическое развитие»

- Развивать навыки двигательной активности

Предварительная работа:

- Отгадывание загадок, решение логических и конструктивных задач, д/и «Логические таблицы», «Числа соседи», «Веселый распорядок дня», «Фигуры», графические диктанты.

Материалы:

Демонстрационный материал: разноцветные конверты с заданиями, пронумерованные от 1 до 10, цифры от 1 до 10, геометрические фигуры, мяч, набор предметных картинок.

Раздаточный материал: для каждого ребенка: листы в клеточку, фломастеры, наборы геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).

                                                               Ход занятия

  1. Организационный момент:

Воспитатель:

-Ребята к нам в  группу сегодня пришли гости, давайте поздороваемся  с ними и подарим нашим гостям улыбку! А теперь встанем в круг, возьмемся за  руки и поприветствуем друг друга.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

  1. Основная часть

(дети стоят на середине группы)

Сюрпризный момент.

Воспитатель: 

- Ребята, сегодня утром в группе, я нашла какое-то письмо! Я не стала его открывать без вас, давайте откроем его вместе.

«Дорогие ребята, пишут вам жители сказочного города Математики. Злая волшебница заколдовала и перепутала все цифры, дни недели, геометрические фигуры!  Мы больше  не сможем заниматься своей любимой математикой.  Но вы можете снять колдовство!  Для этого надо выполнить  задания, которые  лежат у нас в конвертах, но открывать конверты нужно строго по порядку! Без вас мы не справимся! Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель:

- Ребята, поможем жителям сказочного города? (ответы детей)

- Тогда давайте отправимся в путешествие. А раз наше путешествие в город Математики, то и отправимся мы туда с помощью обратного  математического отсчета. Давайте закроем глаза и начнем отсчет.

Итак: 10, 9, 8…1!

- Вот и мы и оказались  в сказочном  городе.  

- Оглянитесь вокруг, где же наши конверты-задания? А вот они!

(конверты развешены на стене)

- Давайте посчитаем их, пожалуйста.

- Сколько конвертов получилось? (10)

- А теперь, Миша, посчитайте их в обратном порядке справа налево, пожалуйста. Молодец!

- Какой по счету  голубой конверт? (ответы детей)

- Какого цвета конверт,  находится между 2 и 4? (ответы детей)

- Какого цвета конверт,  находится между 5 и 7? (ответы детей)

Воспитатель

- Молодцы! Вот вы и  справились с 1 заданием, и расколдовали цифру 1.

(Воспитатель вынимает из первого конверта цифру 1 и вешает ее на магнитную доску).

Воспитатель:

- Теперь открываем 2 конверт? Какого он цвета? (ответы детей)

- Игра с мячом поможет нам  выполнить  это задание. Давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на мои вопросы.

(Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально)

- посчитай по порядку от 1 до 5

- посчитай по порядку от 5 до 10

- посчитай в обратном порядке от 5 до 1

- назови соседей числа 3

- назови соседей числа 5

- назови соседей числа 9

- назови соседей числа 2

- назови соседей числа 4

- назови соседей числа 6

- назови соседей числа 8

- Молодцы вы отлично справились с заданием и расколдовали цифру 2.

(воспитатель достает из второго конверта цифру 2 и вешает ее на магнитную доску)

Воспитатель:

- Ребята, давайте откроем третий конверт. Какого он цвета? (ответы детей)

- В нем какие-то фигуры. Давайте рассмотрим их внимательнее.

(Воспитатель достает из конверта геометрические фигуры – прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат и размещает их на магнитной доске)
- Назовите, пожалуйста, эти фигуры
.(ответы детей)

- Как можно одним словом назвать все эти фигуры? (геометрические)

- Каким одним словом можно назвать прямоугольник, треугольник и квадрат? (многоугольники)

- Чем отличается прямоугольник от квадрата?

- Чем отличается треугольник от квадрата и прямоугольника?
- Молодцы ребята! Вот мы и справились с заданием и расколдовали число 3

(воспитатель достает из третьего конверта цифру 3 и вешает ее на магнитную доску)

Воспитатель:

- Ребята,  присаживайтесь, пожалуйста,  за столы. Я снимаю 4 конверт.

(на столах лежат тарелки с набором геометрических фигур для каждого ребенка)

- Напоминаю вам о том, что надо следить за своей осанкой (спинка прямая, ноги поставлены на пол)

- Давайте откроем конверт. В нем лежат картинки с изображением различных предметов, а у вас на столах наборы  геометрических фигур.

- Я буду показывать картинки, а вы будете поднимать ту геометрическую фигуру, форма  которого, напоминает вам этот предмет. Понятно!?

(воспитатель показывает 6-8 предметов)

- Молодцы ребята вы справились с заданием и расколдовали число 4

(воспитатель достает из конверта цифру 4 и вешает ее на магнитную доску)

Воспитатель:

- Ребята, открываем 5 конверт.  Какого он цвета? (ответы детей)

- Что бы расколдовать следующую цифру вам надо выполнить  сложную задачку, но ведь мы не боимся трудностей и справимся с ней?

- Ребята, отодвиньте от себя тарелки с геометрическими фигурами и положите перед собой листок  в клетку вертикально.

- Но перед началом выполнения задания разомнем  наши пальчики. Итак, подняли ручки перед собой.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе                        Пальцы обеих рук ритмично

Девочки и мальчики.                             сжимаем в кулаки.

Маленькие пальчики,                            Пошевелить пальчиками.

1, 2, 3, 4, 5.                                             Пальцы обеих рук касаются друг друга.

1, 2, 3, 4, 5.                                                

Мы закончили считать.                        Руки вниз, встряхнуть руками.  

          

Воспитатель:

- А теперь наша задачка. Она называется «Нарисуй и расколдуй  цифры».

Дидактическая игра «Нарисуй и расколдуй  цифры».

- Посмотрите внимательно на листок, на нем стоит красная точка. Это точка отсчета. Итак:

(воспитатель вынимает из конверта задание и читает его)

- От красной точки проведите линию влево длинной в 2-е клетки, потом вниз 3 клетки, затем вправо 2 клетки, вниз 3 клетки, влево 2 клетки.

- Какая цифра у вас получилась? (пять)

- Проведите еще одну линию, чтобы получилась еще одна цифра - 6.

- Вот мы и расколдовали цифры 5 и 6.

- Молодцы! Отлично справились с заданием!

(воспитатель достает из конверта цифры 5 и 6 и вешает их  на магнитную доску)

Воспитатель:

- Ребята, открываем 6 конверт. Какого он цвета? (ответ детей)

- В конверте подсказка от жителей сказочного города:

- «Ребята, расколдовать очередную цифру вы сможете только тогда, когда разгадаете секретный шифр».

- Ребята, переверните свой листок в клетку и положите его горизонтально. Внимательно слушайте задания:

- В левом верхнем углу нарисуйте треугольник

- В правом нижнем углу нарисуйте квадрат

- В левом нижнем углу нарисуйте прямоугольник

- В правом верхнем углу нарисуйте круг

- Молодцы ребята вот мы и расколдовали число 7

(воспитатель достает из конверта цифру 7 и вешает ее  на магнитную доску)

Воспитатель:

- Открываем  следующий конверт. Здесь новая просьба от жителей страны Математики:

«Ребята, мы жители волшебной страны, забыли все дни недели. Помогите нам, пожалуйста, их вспомнить»

- Поможем, ребята? (ответы детей)

- А для этого давайте покажем жителям города Математики веселую разминку про дни недели. Встаем из-за стола, выходим на середину группы.

Физкультминутка

В понедельник я купался,            (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал.              (изображаем рисование)

В среду долго умывался,             («умываемся»)

А в четверг в футбол играл.        (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал,         (прыгаем, бегаем на месте)

Очень долго танцевал.                 (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье            (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

(Дети остаются на середине группы)

Воспитатель:

- А теперь ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать:

- Сколько всего дней недели? (7)

- Назови их по порядку.

- Сколько всего выходных дней? (2)

- Как они называются? (суббота и воскресенье)

- Если сегодня вторник, а вас пригласили на день рождение через неделю, то какой день недели это будет?

- Молодцы, ребята! Какие вы умные и внимательные. Вы расколдовали  число 8.

(воспитатель достает из конверта цифру 8 и вешает ее  на магнитную доску)

Воспитатель:

- Открываем следующий конверт. Какого он цвета? (ответ детей)

- Чтобы освободить следующую цифру нам придется ответить на очень сложные вопросы полным предложением. Справитесь?

«Умственная разминка»

1. Если сегодня понедельник, а завтра?

2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

3. Если книга толстая, а листок?

3. Если стол выше стула, то стул?

4. Если дорога шире тропинки, то тропинка?

5. Сколько месяцев в году?

6. Сколько времен года?

7. Какое сейчас время года?

- Молодцы! И снова мы смогли  расколдовать число 9.

(воспитатель достает из конверта цифру 9 и вешает ее  на магнитную доску)

Воспитатель:

- Ребята, вы успешно справляетесь со всеми заданиями. Но нам осталось расколдовать последнюю цифру. Для этого давайте дружно все вместе назовем цифры, которые уже отгадали.

(Дети хором называют цифры, размещенные на магнитной доске).

- Молодцы! Здорово у вас получилось! Какой цифры не хватает? (10)

- Я открываю еще один конверт и вешаю последнюю цифру на доску.

- Вот и все подружки-цифры встретились и встали по порядку. Злые чары волшебницы рассеялись, и жители сказочного города смогут теперь заниматься своей любимой математикой. А в благодарность за помощь они передали вам подарки. Они в  последнем  конверте. Но открыть конверт мы сможем только в детском саду.

- Значит, нам пора возвращаться домой!

- Итак, закрываем глаза и начинаем обратный отсчет: 10, 9,…, 1.

3.Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель:

- Ребята, вот мы и вернулись обратно в детский сад.

- Вы хорошо справились с трудными заданиями. Все были внимательными, сообразительными, помогали друг другу. Спасибо вам! Вы большие молодцы!

- Давайте вспомним, какие задания вы выполняли?  Что больше всего запомнилось?(ответы детей)

- А теперь откроем конверт и посмотрим, что там внутри.

(воспитатель открывает конверт и раздает сюрпризы детям)

- Какие замечательные подарки сделали вам жители сказочного города!

- А теперь давайте скажем нашим гостям «До свидания!»

- Ребята, теперь вы можете попробовать нарисовать свои необычные фигуры на листе в клеточку (воспитатель кладет на общий стол листы в клетку). А потом обсудить свой рисунок с друзьями.

4. Предполагаемый  результат:

- дети на протяжении всей ОД проявляли познавательный интерес;

- взаимоотношение ребенок-воспитатель были доброжелательными;

- дети с удовольствием играли, что способствовало высокой работоспособности;

- дети сосредоточенно действовали в течение 25 минут;

- дети активно  участвовали  в беседе;

- дети доброжелательно оценивали ответы и высказывания сверстников;

- дети проявляли положительные эмоции при физической активности.

5. Дальнейшая работа:

- формировать навыки вычислительной деятельности;

- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки;

- формировать умение детей отвечать полным ответом;

- развивать уверенность в себе при общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по математике "Путешествие на планету математики"

Закреплять количественный и порядковый счет, название геометрических фигур; учить отгадывать логикоматематические задачки...

Занятие по математике "Путешествие на планету математики" (подготовительная группа)

ТЕМА: « ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ МАТЕМАТИКА»( старшая группа)Задачи:     Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Формировать представление о том, что предмет ...

Открытое занятие по математике в старшей группе. «Путешествие на планету математики»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....

Нод по математике" Путешествие на планету математики"

фОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ....

Конспект занятия по математике "Путешествие на планету Математика"

Конспект  НОД по математическому развитию "Путешествие на планету Математика" для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика»...