НОД по теме: Занимательная страна геометрических фигур в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

НОД по теме: Занимательная страна геометрических фигур в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanim_strana.docx78.92 КБ
Файл samoanaliz.docx17.44 КБ
Файл tehnol.karta_st.gr_.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                 детский сад №4 «Сайзанак» с.Мугу-Аксы муниципального района

                               «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»    

                               Непосредственно образовательной деятельности

                         по теме: «Занимательная страна геометрических фигур»

                                                   в старшей группе

               

                                                         

                                       

                                                           

                                                                             

                                                                      Воспитатель: Хертек Айлан Дамдыновна

   

                                                 

                                                         с.Мугур-Аксы-2023г.

Цель: учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом, учить детей индивидуальному и совместному конструированию.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

- познакомить с новыми геометрическими фигурами – трапеция и ромб;

- учить строить по предложенной схеме;

-упражнять в счете в пределах 6.

Развивающие:

способствовать развитию мелкой моторики рук;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, любознательность и воображение;

- развивать способность у детей отгадывать загадки;

- развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу;

- воспитывать бережное отношение к использованию конструктора;

- воспитывать стремление оказывать помощь другим;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Словарная работа: трапеция - это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны; ромбы- у ромбы все стороны одинаковые, две противоположные угла тупые, а две угла острых.

Тип занятия: комплексное.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Предварительная работа: рассмотреть плакат «Геометрические фигуры», разгадывание загадок о геометрических фигурах; знакомство с магнитными конструктором «Магформерс»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально- коммуникативное развитие»; «Физическое развитие».

Материалы:  плакат «Геометрические фигуры», набор геометрических фигур разной формы, магнитная доска, карточки с цифрами, набор цифр на каждого ребенка, картинка с изображением схемы домика, магнитный конструктор «Магформерс».

      Ход  педагогического мероприятия

1.Организационный момент:

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

(ответы детей).

Воспитатель: Ну тогда вы готовы отгадать мои загадки?

Дети: Да!

Загадки про геометрические фигуры:

Каждый ребенок знает, https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u190548/t1521475490aa.jpg

Что это напоминает:

Яркое солнышко,

Подсолнуха донышко,

Колеса у машины

И новый мяч у Нины! (круг).

Все четыре стороны – все, как близнецы, равны,

И прямых угла четыре,https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u190548/t1521475490ab.jpg

Как у рамки на картине.

К четырехугольникам фигуру отнесем

И …(квадратом) назовем.

Если три стороны и три углаhttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u190548/t1521475490ac.png

Вместе соединить,

То сможем тогда очень легко

(Треугольник)… получить.

Велика ли фигура или мала,

Но прямые смотри все четыре угла, https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u190548/t1521475490ad.png

И напротив друг друга две стороны

Меж собою до миллиметра равны,-

Значит это- ….(прямоугольник),

Знает об этом каждый дошкольник!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

2.Основная часть.

 -Ребята, сегодня мы отправимся в занимательному страну называется конструктор «Магформерс». «Магформерс» -это развивающий многофункциональный магнитный конструктор ярких цветов, включающий в себе геометрические фигуры  и познакомимся с новыми геометрическими фигурами. Поиграем игру «Найди фигуры» (на мольберте прикреплены фигуры магнитного конструктора: треугольники, квадраты, трапеции, ромбы). Послушайте стихотворения. (Воспитатель показывает новые фигуры на плакате и зачитывает стихотворение).

.https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u190548/t1521475490ae.png

Трапеция больше на крышу похожа,

Юбку трапецией рисуют тоже,

Взять треугольник и верх удалить,

Трапецию можно так получить.

Ромб - фигура непростая, https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u190548/t1521475490af.png

Две в себе объединяет:

Треугольник раз и два –

Фигура стала вдруг одна!

Воспитатель: Ребята, а на что похожа трапеция? А ромб? (ответы детей)

-Сколько углов у этих фигур? Подумайте и скажите, как их можно назвать одним словом? (если дети не смогут ответить, предложить им пересчитать все углы и стороны).

А теперь, ребята, давайте сядем за столы и по схемам необходимо собирать из магнитного конструктора (дом, ракета, солнце и.т.д.)

Дети приступают к работе. После того, как дети соберут стены дома и крыши. Предложить соединить их друг с другом.

Воспитатель: показывает домика. Из каких частей состоит дом?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно из стен и крыши. А на какую геометрическую фигуру похожа стена? (Квадрат). А крыша? (Треугольника).

-Молодцы, ребята! Справились отлично! А теперь немного отдохнем и превратимся в геометрические фигуры.

Физминутка: В математику играю

Вас в фигуры превращаю,

Раз, два, три, раз, два, три!

Геометрические фигуры на месте замри!

(игра проводится три раза).

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, цифры на нашей доске поссорились!

2

6

1

5

4

3

 

 

 

 

 

 

Случай странный, случай редкий

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Помири скорей ты всех,

А то будет просто смех!

(Дети выполняют задание за столами, расставляют цифры по порядку, воспитатель проверяет, как дети выполнили задание, отмечает тех детей, которые справились, помогает остальным).

Рефлексия:

Воспитатель:

Мы фигуры различали,

Мы узоры собирали,

И играли, и считали,

И совсем мы справились!

А теперь спрошу у вас:

«Задания вам понравились?»

(ответы детей) 

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, чем мы занимались сегодня?

С какими новыми фигурами познакомились?

Что делали? Что было самым трудным?

А что больше всего запомнилось?

Воспитатель: Из какого материала мы мастерили дом?

Дети: Из магнитного конструктора.



Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

             детский сад №4 «Сайзанак» с.Мугу-Аксы муниципального района

                        «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»    

                                          Самоанализ занятия

                      непосредственно образовательной деятельности

                по теме: «Занимательная страна геометрических фигур»

                                            в старшей группе

               

                                                    Воспитатель: Хертек Айлан Дамдыновна

                                                   

                                         

                                       с.Мугур-Аксы

                                               2023год

Тема непосредственно образовательной деятельности  «Занимательная страна геометрических фигур».  

     Занятия проводила с детьми старшей группы, присутствовала 8 детей. У детей данной группы сформированы  навыки  учебной деятельности. Дети легко идут контакт со взрослыми. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Цель занятия обозначена как продолжать знакомить детей геометрическими фигурами. Мною были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

- познакомить с новыми геометрическими фигурами – трапеция и ромб;

- учить строить по предложенной схеме;

- учить находить в окружении предметы четырехугольной формы;

-упражнять в счете в пределах 6.

Развивающие:

закреплять умение детей составлять фигуры из счетных палочек;

способствовать развитию мелкой моторики рук;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, любознательность и воображение;

- развивать способность у детей отгадывать загадки;

- развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу;

- воспитывать бережное отношение к использованию конструктора;

- воспитывать стремление оказывать помощь другим;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Организационная деятельность, подготовка к занятию

        Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект

составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной

образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Для реализации каждой задачи были поставлены приемы, в интересной и

занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия,

которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной

деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их

размещение и использование было рациональным, придуманным в учебном

пространстве и в занятии.

       На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное

восприятие. Организационный прием «Письмо» в письменной форме был

направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских

взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между гостями и

      Занятие динамичное, оно включает приемы которое предусматривают

быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в

течение занятия позволили избежать утомляемость детей.

       Дидактическая деятельность воспитателя:

      Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной

теме. В каждом моменте занятия старалась использовать разнообразные и

интересные задания, активизировать самостоятельность и поддерживать

эмоциональный настрой.

      Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало

мыслительную и речевую деятельность детей.

      Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне,

старалась поддержать у детей интерес к занятию на протяжении им всего

времени.

      Использование физкультминутки в середине занятия помогло детям

отдохнуть, развлечься, снять напряжение. Дети зарядились положительными

эмоциями.

      Итог занятия был организован в виде рефлексии и поощрении,

Я считаю, что поставленные мною программные задачи в ходе занятия были

решены.



Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      детский сад №4 «Сайзанак» с.Мугу-Аксы муниципального района

                                «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»    

                                                           Технологическая карта

                                         непосредственно образовательной деятельности

                                  по теме: «Занимательная страна геометрических фигур»

                                                           в старшей группе

               

                                                         

                                                                                         

                                                                                          Воспитатель: Хертек Айлан Дамдыновна

   

                                                           с.Мугур-Аксы-2023г.

Тема: Занимательная страна геометрических фигур.

Возрастная группа: 5-6 лет

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды занятия:  конструктивная, игровая .

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая

Цель: учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом, учить детей индивидуальному и совместному конструированию.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

- познакомить с новыми геометрическими фигурами – трапеция и ромб;

- учить строить по предложенной схеме;

-упражнять в счете в пределах 6.

Развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, любознательность и воображение;

- развивать способность у детей отгадывать загадки;

- развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу;

- воспитывать бережное отношение к использованию конструктора;

-воспитывать стремление оказывать помощь другим;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование и материалы:

1.Наглядные и раздаточный материал: геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, трапеция и ромб; цветные счетные палочки «Кюизенер», магнитный конструктор «Магформерс», схемы «дом», «ракета», «солнце»; аудиозапись со спокойной музыкой,

2.Мультимедийные: проектор, ноутбук.

3.Физминутка «Геометрические фигуры»;

4.Музыкальные: аудиозапись со спокойной музыкой.

Словарная работа: трапеция, ромб.

Предварительная работа: подготовка к занятию, выучить загадки.

Планируемые результаты: Используемые в ходе совместной познавательной, конструктивно-модельной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:

  -  проявление интереса к конструктивной, познавательной.

  -  самостоятельность в  исследовании геометрических фигур;

   - активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи.

Структура

занятий

Содержание  совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Время

I.  Организационная часть

Приветствует детей, знакомится с ними.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Давайте знакомиться. Меня зовут Айлан Дамдыновна.

Как зовут вас?

 Здесь в группе тепло и светло. Давайте поделимся друг с другом теплом и хорошим настроением.

Давайте встанем в круг. Представим, что наши ручки – это солнечные лучики, прикоснитесь друг к другу ладошками и улыбнитесь.

Вправо-влево повернись и друг другу улыбнись!

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, и хорошее настроение нам точно пригодится! Я желаю вам, чтобы наше путешествие принесло вам новые интересные впечатления!

Дети: Здравствуйте!

Дети встают в круг, приветствуют.

Дети: Да!

3 мин.

II. Основная

часть

Рефлексия

3.Заключительная часть

Показ слайда

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Отправляем в путешествие

Отправляем в путешествие

Показывает новые фигуры на слайде

1.Задание «Подумайте и скажите»

2.Задание игра «Разложи фигуры»

3.Задание «Собери рисунок по схеме»

Физминутка

4.Задача «Цифры заблудились!»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами при помощи волшебной палочкой отправимся в занимательному страну геометрических фигур.  «Раз, два, три, волшебная палочка нас приведи!» Вот мы и очутились в страну геометрических фигур. Как вы думаете, почему он так называется?

Воспитатель: Верно.

В геометрическом стране фигуры везде-везде. Какие геометрические фигуры вы знаете?

Вы готовы отгадать мои загадки.

Загадки про геометрические фигуры:

1.Каждый ребенок знает,

Что это напоминает:

Яркое солнышко,

Подсолнуха донышко,

Колеса у машины

И новый мяч у Нины! (круг).

Воспитатель: Это какая фигура?

Воспитатель: Молодец!

2.Все четыре стороны-

Все, как близнецы, равны,

И прямых угла четыре,

Как у рамки на картине.

К четырехугольникам фигуру отнесем

И… (квадратом) назовем.

3.Если три стороны и три угла

Вместе соединить,

То можем тогда очень легко

(Треугольник)…получить.

Велика ли фигура или мала,

Но прямые смотри все четыре угла,

И напротив друг друга две стороны

Меж собою до миллиметра равны,-

Значить это-…(прямоугольник),

Знает об этом каждый дошкольник!

Воспитатель: Молодцы ребята!

Все загадки отгадали! И сегодня мы отправимся в страну геометрических фигур и познакомимся с новыми геометрическими фигурами.

Трапеция больше на крышу похожа,

Юбку трапецией рисуют тоже,

Взять треугольник и верх удалить,

Трапецию можно так получить.

Ромб - фигура непростая,

Две в себе объединяет:

Треугольник раз и два –

Фигура стала вдруг одна!

Воспитатель: Ребята, а на что похожа трапеция? А ромб?

-Сколько углов у этих фигур? Подумайте и скажите, как их можно назвать одним словом?(если дети не смогут ответить, предложить им пересчитать все углы и стороны).

- Четырехугольники! Правильно! А теперь, ребята, давайте сядем за столы и выложим из счетных палочек сначала треугольник, затем квадрат, прямоугольник.

Воспитатель: Из скольких палочек получился треугольник? 

А квадрат?  

А прямоугольник?  

А сейчас, давайте попробуем построить из палочек новые фигуры – трапецию и ромб. Сколько нам понадобится палочек, чтобы построить трапецию? А чтобы построить ромб? (четыре палочки). (Воспитатель проверяет как дети выполняют задание, помогает).

Воспитатель: Ребята, а скажите какая фигура здесь лишняя?  Почему?

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Справились отлично!

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами строили фигуры, налетел ветер и перепутал все геометрические фигуры. Поможете мне найти домики для каждой фигуры? (Проводится игра «Разложи фигуры» - треугольники, круги, квадраты лежат на столе в беспорядке, рядом лежат магнитный конструктор «Магформерс» – зеленый, красный, оранжевый, синий и желтый)  

Давайте треугольники положим в синий цвет, а квадраты в красный. Берем по одной фигуре и несем в «домик» (Дети выполняют задание под музыку).

-Молодцы, ребята!

По схемам необходимо из магнитного конструктора: дом, ракета, солнце.

Воспитатель: Из каких частей состоит дом?

Воспитатель: Правильно из стен и крыши. А на какую геометрическую фигуру похожа стена домика?

А крыша?

Дети хорошо работают самостоятельно по схеме.

 Справились отлично! А теперь немного отдохнем и превратимся в геометрические фигуры.

В математику играю

Вас в фигуры превращаю,

Раз, два, три, раз, два, три!

Геометрические фигуры на месте замри!

(игра проводится три раза).

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, цифры на нашей доске заблудились!

2

6

1

5

4

3

1 

2

3

4 

5 

6

Случай странный, случай редкий

Цифры в беде! Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Помоги скорей ты всех,

А то будет просто смех!

(Дети выполняют задание за столами, расставляют цифры по порядку, воспитатель проверяет, как дети выполнили задание, отмечает тех детей, которые справились, помогает остальным).

Воспитатель:

Мы фигуры различали,

Мы узоры собирали,

И играли, и считали,

И совсем мы справились!

А теперь спрошу у вас:

«Задания вам понравились?»

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чем мы занимались сегодня? С какими новыми фигурами познакомились? Что делали? Что было самым трудным? А что больше всего запомнилось?

Воспитатель: из какого материала мы мастерили дом?

Воспитатель: Спасибо, что вы со мной попутешествовали. Вот и подошло к концу наше путешествие, а сейчас мы при помощи моей волшебной палочкой  возвращаемся в группу.

Дети: Да!

В этом стране живут геометрические фигуры.

Дети: Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

Слушают педагога и отвечают.

Дети: это фигура круг.

Дети: Да, мы все загадки отгадали. Ура!

(ответы детей)

(Дети выполняют задание).

Дети: из трех

(из четырех)

(из шести)

Дети: хорошо.

(пять палочек)

(четыре палочки).

(треугольник)

Дети: потому что у треугольника три угла, а у всех остальных фигур по четыре угла

Дети: я сделал треугольник.

Дети: я сделала дом по схеме, мне не трудно было.

Ответы детей:

из стен и крыши.

(квадрата)

(треугольника)

Дети делают разные геометрические фигуры.

Дети: я расставлял цифру по порядку.

Дети: Да.

Высказываются по поводу качества работы

Дети: из магнитного конструктора.

18 мин

3 мин

                                     

                                    Использованная литература

  1.      Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А;
  2. Играем в математику. Использование технологии В.В.Воскобовича Сказочные лабиринты игры в математическом развитии детей. Под. ред. В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой.
  3. Практическое пособие «По морям, по волнам с развивающими играми Воскобовича». Методические рекомендации.
  4. Н. Захарова. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет.
  5. Е.В.Колесникова Я считаю до пяти Математика для детей 5-6 лет.
  6. Интернет ресурс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию элементарных математических представлений Тема: «Волшебная страна геометрических фигур» для детей старшего дошкольного возраста

Проект  по развитию элементарных  математических представлений  Тема: «Волшебная страна геометрических фигур» для детей старшего дошкольного возраста      ...

НОД по познавательному развитию (Математика) «Страна геометрических фигур» в старшей группе

Цель: доставить детям радость от совместного с родителями мероприятия.Задачи: Закреплять представления о геометрических фигурах; Повторить счет до 10  называть числительные по порядку; Развивать ...

Конспект НОД по ФЭМП «Занимательная страна геометрических фигур» для старшей группы.

Учить классифицировать фигуры по разным признакам, упражнять в умении называть знакомы егеометрические фигуры....

Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» в старшей группе на тему: "В стране геометрических фигур".

Совершенствовать и обобщать знания детей о геометрических фигурах и форме предметов....

Конспект НОД по математике " Занимательная страна геометрических фигур" в подготовительной группе.

Цель: совершенствовать умение классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом....

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшей группы. Тема: "В стране геометрических фигур"

В стране геометрических фигур.Цель: закрепление представления детей о геометрических фигурах....

Отрытое занятие в старшей группе группе по ФЭМП"Занимательная страна геометрических фигур"

- упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;- познакомить с новыми геометрическими фигурами – трапеция и ромб;- учит...