Трудности и проблемы в процессе овладения математическими знаниями ДОУ.
статья по математике (старшая группа)

96

Статья посвящена проблеме математического развития дошкольника . Дети дошкольного возраста испытывают многочисленные трудности и проблемы в процессе овладениями  первоначальными математическими знаниями и представлениями, многие из которых  связаны с развитием речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Трудности и проблемы в процессе овладения математическими знаниями ДОУ.

          Дети дошкольного возраста испытывают многочисленные трудности и проблемы в процессе овладениями  первоначальными математическими знаниями и представлениями, многие из которых  связаны с развитием речи.

           Во- первых, трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации в системе « глаз- рука», пространственно- временных отношений и ассоциативных связей. Эти трудности являются причиной затруднений при переводе из одной формы ( словесной) в другую (знаковую, т.е. цифровую) или в конкретное действие. У дошкольников  нередко наблюдается зеркальное написание цифр, трудности в освоении пространственно- временных представлений. Дети ошибаются при показе правой и  левой руки (ноги, уха), в понимании и самостоятельном словесном оречевлении месторасположения предметов  в пространстве  относительно себя и относительно других предметов.

          Во- вторых, трудности, связанные с недостаточностью сенсорного опыта в процессе познания  окружающего мира и ограниченностью в связи с этим словарного запаса. Недостаточное накопление практического опыта освоения  пространства затрудняет овладение словом, обозначающим этот опыт.

         В- третьих, трудности, связанные с недостаточной зрелостью неречевых функций. Недоразвитие неречевых  функций ( восприятия, внимания, памяти, мышления) отрицательно сказываются на состоянии речи детей, в том числе и на развитии  мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в то же время речь развивает . совершенствует , перестраивает многие неречевые психические процессы.

             В- четвертых, трудности,        связанные с неформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия. Анализ научной литературы показал, Что понятие числа формируется на стыке нескольких психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи), их взаимодействия и взаимовлияния.  Так, на основе зрительно- пространственного и сомато- пространственного восприятия формируются представление и ощущение схемы тела ;  ощущение и понимание  «левого» и « правого». В процессе взаимодействия мышления и речи совершенствуются различные функции речи ( планирующая, регулирующая, нормативная, знаковая) и формы мышления ( наглядно-  образное и вербально- логическое). Каждый психический процесс вносит свое специфическое в этот вид интеллектуальной деятельности.  В процессе счета человек оперирует отвлеченными понятиями, отражающими взаимоотношения вещей реальной действительности. Число и счетная операция  сначала представляют собой наглядно- речевую, а на высшем этапе формирования эта функция осуществляется в идеальном плане. Дети дошкольного возраста испытывают  сложность в овладении операцией результативности счета, т. е. умением относить последнее из называемых числительных  со всей совокупностью, а  не с последним ее элементом. Часто дошкольники механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных как хорошо заученное стихотворение, не умения свободно ориентироваться в числовом ряду.

       Все перечисленные трудности и проблемы в процессе овладения детьми первоначальными  математическими знаниями и представлениями, а также недоразвитие  математической речи, создают повышенный риск в овладении математикой, что заставляет педагогов искать специальные  проблемно-  игровые технологии, методы и приемы, средства работы с детьми в данном направлении.

         



Предварительный просмотр:

                   Трудности и проблемы в процессе овладения математическими знаниями ДОУ.

          Дети дошкольного возраста испытывают многочисленные трудности и проблемы в процессе овладениями  первоначальными математическими знаниями и представлениями, многие из которых  связаны с развитием речи.

           Во- первых, трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации в системе « глаз- рука», пространственно- временных отношений и ассоциативных связей. Эти трудности являются причиной затруднений при переводе из одной формы ( словесной) в другую (знаковую, т.е. цифровую) или в конкретное действие. У дошкольников  нередко наблюдается зеркальное написание цифр, трудности в освоении пространственно- временных представлений. Дети ошибаются при показе правой и  левой руки (ноги, уха), в понимании и самостоятельном словесном оречевлении месторасположения предметов  в пространстве  относительно себя и относительно других предметов.

          Во- вторых, трудности, связанные с недостаточностью сенсорного опыта в процессе познания  окружающего мира и ограниченностью в связи с этим словарного запаса. Недостаточное накопление практического опыта освоения  пространства затрудняет овладение словом, обозначающим этот опыт.

         В- третьих, трудности, связанные с недостаточной зрелостью неречевых функций. Недоразвитие неречевых  функций ( восприятия, внимания, памяти, мышления) отрицательно сказываются на состоянии речи детей, в том числе и на развитии  мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в то же время речь развивает . совершенствует , перестраивает многие неречевые психические процессы.

             В- четвертых, трудности,        связанные с неформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия. Анализ научной литературы показал, Что понятие числа формируется на стыке нескольких психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи), их взаимодействия и взаимовлияния.  Так, на основе зрительно- пространственного и сомато- пространственного восприятия формируются представление и ощущение схемы тела ;  ощущение и понимание  «левого» и « правого». В процессе взаимодействия мышления и речи совершенствуются различные функции речи ( планирующая, регулирующая, нормативная, знаковая) и формы мышления ( наглядно-  образное и вербально- логическое). Каждый психический процесс вносит свое специфическое в этот вид интеллектуальной деятельности.  В процессе счета человек оперирует отвлеченными понятиями, отражающими взаимоотношения вещей реальной действительности. Число и счетная операция  сначала представляют собой наглядно- речевую, а на высшем этапе формирования эта функция осуществляется в идеальном плане. Дети дошкольного возраста испытывают  сложность в овладении операцией результативности счета, т. е. умением относить последнее из называемых числительных  со всей совокупностью, а  не с последним ее элементом. Часто дошкольники механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных как хорошо заученное стихотворение, не умения свободно ориентироваться в числовом ряду.

       Все перечисленные трудности и проблемы в процессе овладения детьми первоначальными  математическими знаниями и представлениями, а также недоразвитие  математической речи, создают повышенный риск в овладении математикой, что заставляет педагогов искать специальные  проблемно-  игровые технологии, методы и приемы, средства работы с детьми в данном направлении.

         



Предварительный просмотр:

                   Трудности и проблемы в процессе овладения математическими знаниями ДОУ.

          Дети дошкольного возраста испытывают многочисленные трудности и проблемы в процессе овладениями  первоначальными математическими знаниями и представлениями, многие из которых  связаны с развитием речи.

           Во- первых, трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации в системе « глаз- рука», пространственно- временных отношений и ассоциативных связей. Эти трудности являются причиной затруднений при переводе из одной формы ( словесной) в другую (знаковую, т.е. цифровую) или в конкретное действие. У дошкольников  нередко наблюдается зеркальное написание цифр, трудности в освоении пространственно- временных представлений. Дети ошибаются при показе правой и  левой руки (ноги, уха), в понимании и самостоятельном словесном оречевлении месторасположения предметов  в пространстве  относительно себя и относительно других предметов.

          Во- вторых, трудности, связанные с недостаточностью сенсорного опыта в процессе познания  окружающего мира и ограниченностью в связи с этим словарного запаса. Недостаточное накопление практического опыта освоения  пространства затрудняет овладение словом, обозначающим этот опыт.

         В- третьих, трудности, связанные с недостаточной зрелостью неречевых функций. Недоразвитие неречевых  функций ( восприятия, внимания, памяти, мышления) отрицательно сказываются на состоянии речи детей, в том числе и на развитии  мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в то же время речь развивает . совершенствует , перестраивает многие неречевые психические процессы.

             В- четвертых, трудности,        связанные с неформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия. Анализ научной литературы показал, Что понятие числа формируется на стыке нескольких психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи), их взаимодействия и взаимовлияния.  Так, на основе зрительно- пространственного и сомато- пространственного восприятия формируются представление и ощущение схемы тела ;  ощущение и понимание  «левого» и « правого». В процессе взаимодействия мышления и речи совершенствуются различные функции речи ( планирующая, регулирующая, нормативная, знаковая) и формы мышления ( наглядно-  образное и вербально- логическое). Каждый психический процесс вносит свое специфическое в этот вид интеллектуальной деятельности.  В процессе счета человек оперирует отвлеченными понятиями, отражающими взаимоотношения вещей реальной действительности. Число и счетная операция  сначала представляют собой наглядно- речевую, а на высшем этапе формирования эта функция осуществляется в идеальном плане. Дети дошкольного возраста испытывают  сложность в овладении операцией результативности счета, т. е. умением относить последнее из называемых числительных  со всей совокупностью, а  не с последним ее элементом. Часто дошкольники механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных как хорошо заученное стихотворение, не умения свободно ориентироваться в числовом ряду.

       Все перечисленные трудности и проблемы в процессе овладения детьми первоначальными  математическими знаниями и представлениями, а также недоразвитие  математической речи, создают повышенный риск в овладении математикой, что заставляет педагогов искать специальные  проблемно-  игровые технологии, методы и приемы, средства работы с детьми в данном направлении.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его...

ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ

Консультация для воспитателей." Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью"...

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"

В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован  воспи...

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена обобщению практики  дошкольных образовательных организаций по применению учебных исследований как метода формирования природоведческих знаний у детей среднего дошкольного возраст...

Овладение сенсорными знаниями посредством театрально - игровой деятельности в первой младшей группе.

Существующие образовательные программы по театрализации рассчитаны на работу с детьми 4 лет и старше, но социальная ситуация показывает нам необходимость раннего включения ребёнка в мир театра и...

Консультация для родителей :Трудности и проблемы в воспитании одаренных детей

      У вас растет одаренный ребенок и в последнее время он борется с рядом социальных, эмоциональных  проблем? Одаренность часто сопровождается удивительным набором проблем...