Овладение сенсорными знаниями посредством театрально - игровой деятельности в первой младшей группе.
методическая разработка (младшая группа)

Хоронжак Юлия Владимировна

Существующие образовательные программы по театрализации рассчитаны на работу с детьми 4 лет и старше, но социальная ситуация показывает нам необходимость раннего включения ребёнка в мир театра и  театральных игр, развитие его в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение сенсорными знаниями посредством

театрально - игровой деятельности в первой младшей группе.

                                             

Существующие образовательные программы по театрализации рассчитаны на работу с детьми 4 лет и старше, но социальная ситуация показывает нам необходимость раннего включения ребёнка в мир театра и  театральных игр, развитие его в условиях детского сада.

Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей раннего возраста к сенсорному, речевому, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям в развитии личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Потребность в развитии испытывает каждый малыш. Удовлетворение этой потребности во многом определяет успешность ребенка в будущем. Важность периода раннего детства в этом процессе невозможно переоценить.

Главное для нас в нашей работе, расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних (В. Алямовская). Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к театру, музыке, литературе, живописи.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать план  по ознакомлению детьми младшего дошкольного возраста с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, на этапе подготовки к театрализованной инсценировке сказки "Репка".

План:

Понедельник (1 неделя)

Чтение сказки "Репка".

Физкультминутки: "Огород", "Смелая мышка", "Раз, два, поворот".

Познавательное занятие "Овощи".

Дидактическая игра "Огород"(объёмная, из фетра).

Заучивание потешки "Как у нашего кота".

Рисование "Репка" из геометрических фигур.

Вторник

Д/и "Найди такой же цвет" (соотнеси разноцветные круги с соответствующим цветом одежды персонажа сказки "Репка").

Утренняя гимнастика с красными и желтыми мячами.

Д/и "Кто сказал мяу?" (угадать по звукозаписи, чей голос).

Конструирование дорожек до репки из геометрических фигур.

Физкультминутки: "Кошечка крадется", "Веселый щенок".

Просмотр мультфильма "Репка".

 "Логические блоки Дьенеша" - развитие мыслительных умений.

Среда

Беседа "Когда это бывает".

Утренняя гимнастика с синими, зелеными, красными и желтыми лентами. Д/и "Куда спряталась мышка".

Подвижная игра "Собачка Жучка".

Четверг

Настольный деревянный театр по сказке "Репка" (привлечь детей к проговариванию некоторых фраз вместе с воспитателем).

Утренняя гимнастика с кубиками.

Дидактическая игра "Кто в каком домике живет".

Рисование "Цветочная поляна".

Заучивание потешки "Пошел котик на торжок".

Сюжетно – ролевая игра "Семья".

Конструирование домиков из конструктора "Лего".

Пятница

Беседа с детьми "Нужно ли приходить на помощь".

Утренняя гимнастика с мягкой игрушкой солнцем.

Д/игра "На что похоже?"

Рисование "Цветик-семицветик".

Понедельник (2 неделя)

Драматизация сказки "Репка".

Утренняя гимнастика с синими и зелеными мячами.

Дидактическая игра "Собери картинку из геометрических фигур", "Найди отличия".

Рассматривание картинок в книжке "Репка".

Раскраска по сказке "Репка" - "Смотри и закрашивай" .

 Вторник

"Лото"-  находить одинаковых сказочных героев.

Игровое упражнение "Обведи персонажей сказки "Репка".

Игровое упражнение "Расставь персонажей сказки "Репка" по росту, используя методы приложения и наложения".

Среда

Драматизация сказки "Репка".

Утренняя гимнастика "Имитация повадок животных".

Упражнение "Дорисуй узор".

"Путешествие в Мир сказок "– экскурсия в мини-музей в старшей группе.

Пальчиковая гимнастика:  "Семья", "Цветок", "Я на скрипочке играю".

Четверг

Дидактическая игра "Найди такой же цвет" (соотнеси разноцветные круги с соответствующим цветом одежды персонажа сказки "Репка").

Утренняя гимнастика с желтыми и красными платочками.

Игровое задание "Дорисуй шарикам ниточки".

Ира соревнование "Кто первый выберет героев сказки "Репка" из множества других персонажей" -  выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания.

Лабиринт "Найди дорогу к домику".

Пятница

Утренняя гимнастика.

Геометрическое лото – соотносить конкретные предметы с геометрическими фигурами. Дидактическая игра "Кого не стало" - развивать внимание.

Драматизация сказки "Репка".

Овладение сенсорными знаниями и умениями сложный процесс, так как от детей необходимы способность анализа, синтеза и сравнения, проведение определенных мыслительных операций, развитие зрительно - пространственной координации, внимания, памяти.

А использование театрально - игровой деятельности  при овладении знаниями сенсорного содержания облегчили задачу формирования этих способностей у детей. В обучении и воспитании двухлетних детей игровой метод имеет большое значение. И проделанная работа поможет более успешному изучению математики и других дисциплин в следующих возрастных группах детского сада и в начальной школе.

Закреплению и систематизации знаний сенсорного содержания способствовало использование театрально - игровой деятельности, распланированной в течение дня. Чем больше и глубже дети знакомились со сказкой "Репка", играя в разнообразные дидактические игры по её содержанию  и репетируя выступление перед зрителями ДОУ, тем лучших результатов они добивались в театрализованной инсценировке.

Итак, использование театрально - игровой деятельности привело к тому, что дети стали лучше ориентироваться в цветах, хорошо освоили геометрические фигуры, величины, стали активны, желают действовать и играть.

Проводя эту работу, мы пришли к выводу о том, что театрально - игровая деятельность  носит в себе большую воспитательную ценность, но надо помнить о том, что эффективна она в том случае, если придерживаться представления отечественного психолога Л. С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении". 

Список литературы

1. Л. В. Артёмова Театральные игры дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию и изобразительной деятельности в первой младшей группе.

Задачи: Продолжать учить детей различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;-  Продолжать закреплять представление о форме (круг, квадрат);-Продолжать учить рисовать пальч...

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию и изобразительной деятельности в первой младшей группе.

Продолжать учить детей различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;-  Продолжать закреплять представление о форме (круг, квадрат);-Продолжать учить рисовать пальчиками - ...

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию и изобразительной деятельности в первой младшей группе.

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное –эстети...

Конспект занятия по совместной деятельности взрослых и детей (игровая деятельность) в первой младшей группе. "Теремок"

Конспект занятия по совместной деятельности взрослых и детей (игровая деятельность) в первой младшей группе. "Теремок"...

План работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» в первой младшей группе.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т...