ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Найденова Ольга Дмитриевна

Статья посвящена обобщению практики  дошкольных образовательных организаций по применению учебных исследований как метода формирования природоведческих знаний у детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_naydenovoy_o.d.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Статья посвящена обобщению практики  дошкольных образовательных организаций по применению учебных исследований как метода формирования природоведческих знаний у детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: учебные исследования, формирование природоведческих знаний, дети среднего дошкольного возраста.

Современное дошкольное образование призвано обеспечить самореализацию ребенка, способствовать становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно средний дошкольный возраст отличается особой восприимчивостью к познанию окружающего мира, о чем свидетельствуют работы А.Н. Поддьякова, О.М Дьяченко, Л.М. Маневцовой, Н.К. Постниковой, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Л.С. Римашевской, О.В. Афанасьевой.

В настоящее время в практике дошкольного образования накоплен богатый опыт в области формирования природоведческих знаний у дошкольников посредством различных методов. Особого внимания среди них заслуживают учебные исследования. Отдельные аспекты организации учебных исследований как метода ознакомления дошкольников с объектами живой природы получили отражение в работах А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, А.И. Савенкова. Однако многие педагоги испытывают трудности в организации данного вида учебной работы с дошкольниками.

С целью изучения практического состояния проблемы применения учебных исследований в процессе формирования природоведческих знаний у детей среднего дошкольного возраста был проведен констатирующий этап эксперимента, направленный на решение следующих задач:

1. Изучить и обобщить опыт работы ДОО по организации учебных исследований в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с объектами живой природы;

2. Выявить уровень природоведческих знаний у детей среднего дошкольного возраста.

В ходе решения первой задачи исследования анализировалась педагогическая документация, проводилось анкетирование воспитателей средней группы, оценивалась предметно-пространственная среда группы.

Анализ педагогической документации и анкетирование специалистов свидетельствуют о том, что воспитатели придают ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с природой важное значение, аргументируя это тем, что решение данной задачи напрямую связано с подготовкой детей к школе, расширением кругозора и развитием познавательных процессов. В процессе формирования природоведческих знаний у детей пятого года жизни педагоги знакомят воспитанников с объектами неживой и живой природы, временами года. При этом педагоги применяют разнообразные методы и приемы: наблюдение, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, опыты, эксперименты, проблемные вопросы. Особо педагоги подчеркнули интерес детей к опытам и экспериментам с объектами неживой природы.  Однако учебные исследования среди указанных методов отсутствуют. Педагоги объясняют данный факт трудоемкостью организации учебных исследований и их недоступностью для понимания детьми среднего дошкольного возраста.

Таким образом, анкетирование педагогов позволило выявить целый ряд трудностей, которые не позволяют организовывать учебные исследования в средней группе. К ним следует отнести слабую выраженность интереса детей к учебным исследованиям, страх дошкольников получить неодобрение взрослых, если они сделают что-то не так, а также трудоемкость организации учебных исследований.

Анализ предметно-пространственной среды показал, что в группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с природой, в том числе  посредством организации учебных исследований. Так, в группе создан уголок природы, оснащена мини-лаборатория, включающая центр «Песок-вода». В книжном уголке имеется природоведческая литература, в игровом уголке - подборка развивающих игр экологического содержания. Более тщательное обследование мини-лаборатории показало, что в наличии имеются следующие материалы и оборудование: приборы-помощники для проведения опытов (лупы, одноразовые стаканчики, тарелки, ложки, контейнеры с крышками), природный материалы (песок, глина, камешки, пипетки), фартуки, перчатки, познавательный материал (энциклопедии, тематические фотоальбомы, дидактические игры, схемы проведения опытов). К имеющимся материалам и оборудованию обеспечен свободный доступ детей.  

Решая вторую задачу исследования, проводилась диагностика уровня знаний воспитанников средней группы о природе. Ответы детей показали, что большинство из них обладают достаточным объёмом знаний о многообразии природы. Многие дети отвечали полно, выделяли существенные признаки при раскрытии вопросов. Так на вопрос: «Назови времена года» - Сережа Р. ответил: «Я все времена года знаю, сейчас идёт осень, потом будет зима, потом весна, а в конце лето. А потом всё сначала». Дети также продемонстрировали знание большого количества растений и животных. Например, на вопрос: «Каких животных ты знаешь?» - Настя А. спросила: «Домашних или диких?», что позволяет отметить наличие представлений девочки о видах животных.

Наиболее интересными детям показались задания, в которых использовался наглядный материал. Например, при классификации животных многие дети давали правильный ответ, при этом подробно объясняя, почему. Однако некоторые дошкольники испытывали затруднения при выполнении данной серии заданий. Они правильно распределили животных по группам, но не смогли назвать причины данного объединения.

Крайне сложными детям показались вопросы, связанные с распределением растений по группам. Наиболее частыми были ошибки, когда дети относили сирень к деревьям, а малину - к ягодам. Большой интерес дети проявили к игре «Когда это бывает». Дети с нетерпением вслушивались в описание, стараясь как можно быстрее назвать время года. Например, Богдан С., услышав признаки зимы, воскликнул: «Да это зима, потому что - снег, он белый и сверкает как зимой».

Следует также отметить, что дошкольники серьезно отнеслись к заданиям, требующим проявления эмоционального отношения к объектам природы: дали объяснение, почему нравится тот или иной объект. Например, «Мне нравятся кошки, потому что они мягкие, ласковые, любят поиграть» - ответила Маша П. А вот Максиму Т. нравится, как цветут яблони и вишни, потому что похоже на зимний снег. Большинство детей эмоционально откликнулись на необходимость осуществить уход за комнатными растениями. Они не только определили растения, нуждающиеся в поливе, и полили их, но и протерли листья влажной тряпочкой; покормили рыбок.  

Самыми трудными для детей оказались вопросы об особенностях жизни животных и растений в разное время года. Дети не имеют представлений об изменениях, которые происходят с живым природным миром в природе. Лишь некоторые воспитанники сказали, что осенью деревья теряют листья, потому что становится холодно. Более глубоких познаний об изменениях в живой природе дети не продемонстрировали.

Таким образом, у 31% опрошенных был обнаружен высокий уровень природоведческих знаний, у 50% - средний, у 19% - низкий.  Полученные в ходе констатирующего этапа исследования данные будут учтены при планировании дальнейшей работы с детьми на формирующем этапе.

© О.Д. Найденова, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи

Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...

Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...

Учебный материал «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

ВВЕДЕНИЕОдной из наиболее значимых проблем современной школы является воспитание речевой культуры учащихся, качественное повышение уровня владения родным языком. Наиболее интенсивно речевое развитие о...