Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"
учебно-методический материал по рисованию по теме
В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован воспитателями детских садов и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербург
Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с
нарушением зрения в процессе овладения ими различными
нетрадиционными приемами изображения в рисовании»
( из опыта работы )
Автор:
Смирнова Людмила Ивановна
Воспитатель
высш. кв. категория
« Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В.И Сухомлинский
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов,их пространственном расположении степени удаленности. Функциями зрения являются : острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.
При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.
Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
На первый взгляд, кажется, что дети с ограниченными возможностями здоровья и развитие творческих способностей – понятия несовместимые. Исследования показали, что по сравнению со здоровыми детьми, уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже и менее устойчив. У слабовидящих детей формирование оценки своих возможностей и осознание своего дефекта начинается уже в дошкольном возрасте.
Работая в детском саду для детей, имеющих нарушения функций зрения, я поняла, как нелегок для них путь познания. Этим и обусловлен выбор темы моей работы, которая позволяет научить растущего человека думать, фантазировать, любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.
Дети, посещающие мою группу, страдают не только зрительными дефектами, но и отстают в физическом и психическом развитии. У них плохая координация движений, память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук.
Работая с детьми, я невольно обращала внимание, насколько тяжело некоторым из них выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Чаще всего это касается детей, у которых недостаточно сформированы координированные зрительно – моторные реакции, движения рук у этих детей скованные, неуверенные. Изображаемые линии часто набегают одна на другую, нет точности в направлении руки.
В связи со слабыми изобразительными навыками у детей, я решила в своей работе использовать пять основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:
- точность направления движения руки;
- регулирование размаха рисовального движения;
- коррекцию по усилению нажима на карандаш, кисть;
- коррекцию формообразующих движений руки;
коррекционную работу по формированию графических умений и навыков.
Используемая многократность повторения однородных рисовальных движений в задании, позволяет развивать у ребенка зрительно – двигательную память на это движение, а значит и зрительно – моторную двигательную координацию.
Для тренировки и коррекции мышечных возможностей руки ребенка, перед каждым занятием по изобразительной деятельности, я провожу с детьми гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга. Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершенней взаимосвязь с развитием речи и мышлением дошкольника.
Гимнастика для пальцев:
«Здравствуй, пальчик!» - поочередно «здороваются» пальцы правой руки с пальцами левой руки.
«Коза – дереза» - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные пальцы согнуть.
«Веселые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу, остальные пальцы согнуть.
«Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
Учитывая специфику жизненного опыта детей (ограниченность и несистемность знаний, недостаточность традиционных для развития ребенка методов), формирование изобразительных навыков следует связывать как с реальными действиями, так и с обучающими задачами. Это обуславливает важность и необходимость в самом начале определить конкретные индивидуальные «уровни развития» и степень «обучаемости» каждого ребенка. Без выполнения данного условия невозможно достичь ожидаемого положительного результата.
С этой целью необходимо провести диагностику знаний, умений, практических навыков детей. Результаты диагностики показали, что большинство детей имеют низкий уровень знаний: о цвете, величине, по использованию технических навыков.
При организации работы я учитывала возрастные особенности детей, характер зрительных диагнозов, а также сочетание разнообразных форм и методов работы с ними.
Исходя из анализа первых работ детей в младшей группе я пришла к выводу, что помимо традиционных приемов изображения, эффективно использовать в работе с детьми по изобразительной деятельности и нетрадиционные техники изображения, способствующие развитию детской художественной одаренности, что особенно важно для детей со зрительной депривацией. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
В настоящее время обучение дошкольников изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения, расматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно – педагогической работы.
Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное время, желательно создать в группе развивающую пространственную среду, способствующую активизации различных творческих проявлений детей и оснащенную разнообразными пособиями и материалами: трафареты, печати, клише, мелки, фломастеры, разнообразные крышечки, пробочки, фигурки и т.д.
В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения, можно условно выделить три этапа:
1 этап – развитие у детей положительного эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования;
2 этап – учить детей правильно держать и пользоваться инструментами для рисования;
3 этап – закреплять умения и навыки работы в разнообразных техниках изображения.
На протяжении всех трех этапов, я стимулирую детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики: цвет, форма, величина; рассказывать о создаваемых ими образах.
Практический опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения, раскрывают перед нашими детьми с нарушениями зрительных функций большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют проявлениям в изобразительной деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта на тему: «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Данный материал содержит презентацию по теме «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». В презентации раскрыты ключевые момент...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике рисования и ап...
Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....
ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике рисования ...
Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...
Отчет по самообразованию воспитателя 2-й младшей группы «Ландыш» Игнатковой Татьяны Олеговны по теме: «Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования» МБДОУ г. Иркутска детский сад №183
Работая над мышцами мелкой моторики, я не навязчиво приучала детей к правильному положению карандаша в руке. Затем, постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп)...
Проект на тему «Развитие художественно-творческих способностей у детей с ЗПР посредством нетрадиционного рисования»
Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных групп....