«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
консультация по математике (подготовительная группа)
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_sposobnosti.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
Дошкольное детство – короткий, но важный период в жизни каждого ребёнка. В эти годы дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у них формируются и вырабатываются определённые навыки, умения и привычки, складывается характер. Но быстро и незаметно пролетают годы дошкольного детства, и в жизни каждой семьи наступает однажды радостный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс. Что принесёт ему школьная жизнь? Будет ли она успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы, взрослые подготовили ребёнка к школьному обучению, насколько сумели сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения. Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него стремления узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения – всё это формирует познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок способен к более длительному и устойчивому вниманию, он проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. В дошкольном учреждении умственное развитие ребёнка обеспечивается организованным воспитательно – образовательным процессом, в частности, обучение дошкольников основам математики проходит во время организации непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП – формирование элементарных математических представлений). На занятиях у детей формируются навыки учебной деятельности, развиваются познавательные процессы: устойчивое внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, к самоконтролю и к самооценке при выполнении какой-либо работы – что является хорошей основой для обучения в школе. Обучение дошкольников основам математики отводится важное место, это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком; повышенным вниманием к компьютеризации уже с дошкольного возраста; стремлением родителей как можно раньше научить ребёнка знать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить формальности знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Для успешного усвоения детьми знаний и умений лучше всего использовать игру и игровые упражнения. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, отмечая воспитательное и развивающее значение игры, неустанно ратовали за её всемирное применение в практической педагогике. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего» - писала Н.К. Крупская. Играя, ребёнок учится, игра позволяет малышу познакомиться со многими свойствами и качествами окружающих предметов, в игре находят практическое применение и развитие знания, полученные ранее. Обучение основам математики дошкольников будет долее эффективным при использовании на занятиях и в повседневной жизни детей дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала – учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Главная особенность дидактической игры – учебная задача – никак не представлена ребёнку. Он не знает об учебной цели, он просто играет, а играя, приобретает новые знания или закрепляет ранее полученные. В основной образовательной программе дошкольного образования по познавательному развитию (ФЭМП – формирование элементарных математических потребностей) выделены основные направления: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Через систему занимательных и увлекательных дидактических игр и упражнений дети – дошкольники знакомятся с цифрами перового и второго десятка, учатся считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, познакомятся с арифметическими знаками «+», «-», «=»; учатся составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, решать логические задачи, ориентироваться в лабиринтах. Познакомятся с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция. А также будут сравнивать предметы по величине, длине, ширине, а с помощью условной меры научатся измерять величину предметов, объём сыпучих веществ (например, круп). Работая в тетрадях в клетку, научатся ориентироваться на листе бумаги, знать левый (правый), верхний (нижний) угол. Познакомятся с названием частей суток, дней недели, названием текущего месяца, времени года. Каждая из дидактических игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста позволяют более успешно подготовить ребят к школьному обучению, способствуя: формированию знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения; овладению мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); формированию умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно, планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку; развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; овладению навыками речевого общения; развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. Дидактические игры являются эффективным средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Развивать интерес ребёнка к основам математики можно не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни, во время наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем. Жертвуя небольшим количеством времени – по дороге домой или в детский сад, на прогулке в парке или на детской площадке, в магазине, на кухне, когда одеваетесь на прогулку и т.д., вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. У старших дошкольников можно спросить: «Какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет? Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру». Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному? Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши, спросите, чего больше? Как узнать? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4). Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, 2-3 домика, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, очень хорошо, когда ребенок в жизни, в быту употребляет такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (например, шарфики, полотенца), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван), толще - тоньше (колбаса, сосиска, палка). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до самой школы, употребляют в речи слова большой - маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине. Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, кусочки веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг, что можно, по величине. При знакомстве детей с цифрами, обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате часов, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, на странице в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона, поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке). Приобретите ребенку любую игру с цифрами. Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете. Можно составить решение какой-либо задачи. Поиграйте в игру: «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру: «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой в числовом ряду, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его, а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Но, прежде чем играть, расскажите и объясните правила игры, это важно. Ребёнок, играя, должен соблюдать эти правила. Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спрашивайте, что можно сделать за 3 или 5 минут. Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей. Объясняйте, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег). В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки. Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике, что способствует более успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Методическая разработка по теме с приложениями....
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...
Проект по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр"
Проект по «Развитию математических способностей посредствам интеллектуальных игр», направлен на поиск наиболее эффективных методов и приёмов, по формированию элементарных матем...
статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...
Мастер-класс "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством использования занимательного материала"
Мастер-класс...
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» ...
Консультация для родителей: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
laquo;Развитие математических способностей детей дошкольноговозраста посредством дидактических игр и упражнений». Дошкольное детство – короткий, но важный период в жизни каждо...