НОД по познавательному развитию "Незнайкины проказки"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Тихонова Полина Сергеевна

Математическое развитие для воспитанников старшей группы, возраст 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_matematike_neznaykiny_prokazki.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОД  по математическому развитию

«Незнайкины проказки»

в старшей группе

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные

- формировать умения называть для каждого числа в пределах 9 предыдущее и последующее число;

- формировать умение соотносить цифру с количеством предметов.

Развивающие:

- закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник). Совершенствовать представление о треугольниках и четырёхугольниках.

- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Воспитательные:

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.  Развивать смекалку, зрительную память;

- воспитывать культуру поведения;

Словарная работа: проказки, телепортация, телепорт, прямоугольная, треугольная, квадратная, четырёхугольная, космодром, числа соседей, заблокировал, блокировка.

Методы:

словесные: использование приветствия, объяснения, вопросов, сравнения, пояснения, индивидуальные ответы детей, поощрение, рефлексия;

наглядные: демонстрационный материал, ИКТ;

игровые: дидактические игры, физминутка;

практический - раздаточный материал; самостоятельная деятельность детей.

Приёмы:

сюрпризный момент;

создание проблемной ситуации.

Оборудование: интерактивная доска; презентер; ноутбук.

д/и «Телепортация» 3 обруча; карточки с цифрами от 1 до 10; пульт для телепортации, с геометрическими липучками на нём; билеты (круги от 1-10).

д/и «Назови соседа» ширма, ворота, 3 замка, ключи с цифрами 6,7,8,9.

д/и «Сортировка предметов по группам» геометрические фигуры (квадрат маленького размера синего, красного, желтого, зеленого цвета; квадрат большого размера синего, красного, желтого, зеленого цвета; треугольник маленького размера синего, красного, желтого, зеленого цвета; треугольник большого размера синего, красного, желтого, зеленого цвета; круг маленького размера синего, красного, желтого, зеленого цвета; круг большого размера синего, красного, желтого, зеленого цвета); три контейнера с обозначенными на них прозрачными геометрическими фигурами – треугольник, квадрат, круг.

д/и «Найди недостающую фигуру» мольберт; ковёр с расчерченными квадратами 3*3, на которых изображены ракеты в виде геометрических фигур треугольника, прямоугольника, квадрата; заламинированные ракеты на липучках – ракета треугольной формы зеленого, синего, красного цвета, ракета прямоугольной формы зеленого, синего, красного цвета; ракета квадратной формы зеленого, синего, красного цвета;  ракета овальной формы зеленого, синего, красного цвета; ракета круглой формы зеленого, синего, красного цвета.

Раздаточный материал: заламинированные плоские пульты по количеству детей; заламинированные кнопки на липучках по количеству детей (синий треугольник, жёлтый квадрат, зелёный круг, фиолетовый прямоугольник, красный овал).

Планируемые результаты:

- называть для каждого числа в пределах 9 предыдущее и последующее число;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- называть четырёхугольники;

- ориентироваться на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений;

- активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Ход ОД

 Стоит Знайка с портфелем в руках, смотрит на часы. Открывается дверь, заходят дети.

Знайка: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (ответы детей) Конечно, я Знайка (Знайка улыбается, ведёт детей в центр группы и обращается к ним). Вот наконец я до вас и добрался.  Прилетел к вам на о. Сахалин в гости, сказали мне, что у вас люди добрые и отзывчивые, а в детском саду «Журавлёнок», в группе «Звёздочки» умные, воспитанные и культурные дети. Вот очень хочу с вами познакомиться.  Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.

Приветствие:

Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе привет,

Улыбнись скорей в ответ,

Здравствуй правая рука,

Здравствуй         левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

 На доске появляется слайд №1 (видеозвонок от Незнайки, трубка и картинка с Незнайкой на луне).

Знайка: Ой, ребята, звонит Незнайка, давайте ответим, узнаем, может быть, что - то произошло?

Начинается диалог в записи, записанный на слайде голосом Незнайки.

Слайд №2

Голос Незнайки: Знайка, помоги мне……

Знайка: Воспитанные люди сначала здороваются, здравствуй, Незнайка.

Голос незнайки: Ох, точно, здравствуй, здравствуй.

Знайка: И поздоровайся с ребятами, к которым я прилетел в детский сад.

Голос Незнайки: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Незнайка.

Знайка обращается к Незнайке, изображенному на интерактивной доске.

 Знайка: Ну и что у тебя произошло?

Голос Незнайки: Знайка, я натворил такой беспорядок в Цветочном городе, но исправить ничего не могу, потому что оказался на Луне. Вот, посмотри, что произошло!

На экране появляется слайд № 3, на нем картинка с беспорядком в Цветочном городе. Знайка хватается за голову, начинает ходить из стороны в сторону. И обращается к ребятам.

Знайка: А ведь и действительно, посмотрите, ребята, какой беспорядок. Разбросаны геометрические фигуры, цифры не по порядку расставлены, ворота почему-то закрыты, и сдаётся мне, что на космодроме Незнайка тоже натворил беспорядок. Ребят, а вы друзей в беде не бросаете? (ответы детей - нет) Значит вы мне поможете исправить Незнайкины проказки? Без вас никак не справиться.

Дети: Да!

Знайка: Ребята,  я предлагаю вам с вами телепортироваться в Цветочный город. Как вам эта идея? Нравится?

Дети: Да.

Знайка: (Знайка обращает внимание детей на обручи, которые лежат на полу) Посмотрите, ребята, а вот и наш телепорт, с помощью которого мы и отправимся в Цветочный город. Для телепорта понадобится пульт управления (Знайка, достает пульт из своего портфеля и показывает детям, даёт потрогать) Но, нам необходимо сначала приобрести билеты. Вот, у меня в чемодане они есть, я их заранее приобрёл сейчас я каждому раздам. (Знайка достает билеты и раздаёт детям). А теперь посмотрите, в телепорте есть цифры, на билетах есть кружки. Вам нужно посчитать кружки на билете и найти своё место в телепорте. (Ребята занимают свои места) Итак, все заняли свои места, а теперь, чтобы телепортироваться нужно нажать на красный овал (Знайка показывает лицевой стороной пульт детям) Ребята, посмотрите, где он находится? (ответы детей – посередине пульта) Верно! Тогда нажимаю, 3-2-1- ПУСК!  Так, а почему мы не телепортируемся? Может кто-то неправильно встал?  (Знайка проходит к детям и смотрит все ли правильно встали) А почему ты встал на цифру 5? (Знайка обращается к кому – нибудь из детей; предполагаемый ответ – потому что на моём билете нарисовано 5 кружков и т.д. пока все дети не займут свои места) Молодцы! Давайте ещё раз проверим, куда нам нужно было нажать? (ответы детей – на красный овал) Где он находится? (ответы детей – посередине пульта) Ну что, ребята, считаем все вместе: 3-2-1-ПУСК! (меняется слайд № 4, появляется анимационная картинка телепорта, звучит музыка).

  Проводится д/и «Телепортация». 

Знайка объявляет о прибытии в Цветочный город и просит детей покинуть телепорт..

Знайка: Ну, что, ребята, мы прибыли на место. Добро пожаловать в Цветочный город. Но давайте с вами договоримся, что вы не будете торопиться, спешить, кричать и баловаться! Воспитанные люди слушают, помогают друг другу, ведь нам надо скорее успеть помочь Незнайке.

Знайка вместе с детьми подходят к ширме, на которой висят ворота Цветочного города. Знайка обращается к детям.

Знайка: Давайте, ребята, пожалуйста, откроем ворота. (Знайка пытается открыть, но у него не получается и обращает внимание, что висят замки). Посмотрите на ворота, что здесь висит? (ответы детей - замки). Правильно, замки, а сколько их? (ответы детей – три; Знайка трогает замки, думает и говорит) Незнайка заблокировал вход в город, и для того, чтобы открыть ворота, нужно снять блокировку с замков. Смотрите, здесь лежат ключи с цифрами, думаю, что они помогут нам.  На столике справа лежит ключ, его нужно вставить в средний замок, а на столе слева, это ключи соседей. Возьму  я цифру 8 и вставлю ее в замок посередине, в замки справа и слева нужно поставить соседей этой цифры, и посмотреть, может это и будет разгадка. Давайте ребята подумаем, какие цифры мы поставим в замки? (ответы детей - 7 и 9). Правильно? Все так думают? А почему? (ответы детей, потому что 7 меньше 8 на один, а 9 больше 8 на один; Знайка пытается открыть ворота, но у него не получается) Ребята, посмотрите, здесь есть ещё цифры, пробуем. Маша, возьми цифру вставь её в замок посередине, Петя, а ты найди соседа цифры слева. Ребята, а цифра слева будет больше или меньше? (ответы детей – меньше, потому что счёт идёт слева направо)

Проводится д/и «Назови соседа».

После того, как все карточки с цифрами были вставлены, Знайка пытается снова открыть ворота и ворота открываются.

Знайка: Вот какие вы, ребята, смышлёные, спасибо вам большое, что помогли разблокировать ворота. (Знайка обращается к детям - дети отвечают - пожалуйста) Ой, какие вы воспитанные. Ну что ж, пошлите дальше посмотрим, что еще натворил Незнайка?

Знайка ведет детей на поляну-ковёр, где разбросаны геометрические фигуры квадратной, круглой, треугольной формы разного цвета и размера.

Знайка: Вот это да! Какой беспорядок, что будем делать, ребята? (варианты ответа – навести уборку, прибраться) конечно, нужно немедленно навести порядок. А скажите, что разбросано? (ответы детей – квадраты, круги, треугольники) Верно, но как все эти предметы назвать одним словом (ответы детей – геометрические фигуры). Они одинаковые или разные? (ответы детей - разные) А чем они отличаются? (ответы детей – цветом, формой, размером) Посмотрите, пожалуйста, здесь и контейнера есть, в них то мы с вами сейчас и разложим фигуры. А как вы думаете по какому признаку мы с вами будем раскладывать? (ответы детей – по форме). Хорошо.  Вам нужно собрать геометрические фигуры по форме, Готовы? (Ответы детей) Ну тогда, раз-два-три, игру начни!

Проводится д/и «Сортировка предметов по группам».

Знайка: Молодцы, ребята, давайте проверим, всё ли вы правильно собрали? (Знайка подходит к команде ребят, которые собирали треугольники) Молодцы, собрали все треугольники, а все ли они одинаковые? (ответы детей - нет) А почему? (ответы детей – они отличаются цветом и размером) Какие вы находчивые, сообразительные и смышлёные, спасибо вам большое, что привели поляну в порядок (ответы детей – пожалуйста) Ну вот, вы еще и воспитанные, как здорово! Спасибо большое, что помогли навести порядок на поляне. Ну что ж пойдёмте дальше. (Знайка ведет детей к мольберту) Ребята, а это мы с вами прибыли на космодром, (на мольберте - ковёр с расчерченными квадратами 3*3, в каждом квадрате на липучках висят заламинированные карточки - ракеты), посмотрите сколько здесь ракет, все стоят ровненько и по порядку. Но все ли ракеты на месте? (ответы детей – одной ракеты не хватает,) Да?! А как вы догадались? (ответы детей -  потому что один квадрат пустой) Видимо Незнайка на этой ракете и улетел на Луну.  Давайте с вами рассмотрим ракеты? Они все разные или одинаковые?  (ответы детей - разные) Чем отличаются?  (ответы детей - формой) А какая у них форма? (ответы детей- треугольная, прямоугольная, квадратная) Хорошо, молодцы, а теперь ответьте, пожалуйста, у треугольника сколько углов? (ответы детей - три), хорошо, молодцы, форма называется? (треугольная), правильно, а у квадрата и прямоугольника сколько углов? (4 угла), верно, молодцы, какая форма у квадрата и прямоугольника раз у них 4 угла? (прямоугольная), правильно, какие вы ребята, умные и смышлённые. Теперь посмотрите внимательно, подумайте, на какой ракете мог улететь Незнайка? (дети думают – отвечают – предполагаемый ответ - квадратная), давайте найдём подходящую, вот здесь лежат ракеты?

Проводится коллективная  д/игра «Найди недостающую фигуру».

(дети выбирают недостающую ракету и дают Знайке)

Знайка: Ну что, нашли подходящую? (ответы детей - да) Почему именно эту ракету вы принесли? (ответы детей – потому что в каждом ряду есть треугольная, прямоугольная, квадратная, а в этом ряду не хватает квадратной) Ребята, все согласны? (Ответы детей – Да).

Знайка: Молодцы, ребята, нашли ракету, такую же как угнал Незнайка. Ну, а нам с вами предлагаю размяться и сделать зарядку. 

На экране меняется слайд № 5, проводится музыкальная физминутка.

Знайка: Ух, что- то я устал (вытирает лоб).

Меняется слайд № 6, видеозвонок с изображением Незнайки.

Знайка: Ребята, Незнайка звонит, нужно ответить. (слайд №6)

Аудиозапись с голосом Незнайки «Знайка, здравствуй, ну что там у вас? Как дела?»

Знайка: Здравствуй Незнайка, да у нас всё хорошо, Ребята помогли разблокировать замок на воротах, навели порядок на поляне и пособирали все геометрические фигуры, которые ты разбросал, ракету вернули на космодром. Теперь ты можешь возвращаться обратно, но так больше не делай, пожалуйста.

Аудиозапись с голосом Незнайки: Спасибо, вам, ребятишки, большое пребольшое. Обещаю больше никогда не проказничать. Ну всё, тогда вылетаю. До скорых встреч, до свидания!!!!!

(Ребята прощаются с Незнайкой - До свидания)

Знайка: Ну что ж, ребята, предлагаю и нам скорее отправляться в детский сад, Незнайке мы помогли, спасибо вам большое. Обратно домой мы также отправимся через телепорт. Так, где тут мой пульт? (Знайка открывает свой портфель и достаёт пульт) Ой, ребята, у нас проблема, пульт сломался, не хватает кнопок. Что же будем делать? (ответы детей – нужно починить кнопки). Тогда давайте пройдём с вами, пожалуйста, в мастерскую и поставим новые кнопки, а вы сделаете запасные для себя.

Дети садятся за столы.

Знайка: Ребята, я буду сейчас вам говорить, где какие кнопки находятся, а вы внимательно слушайте, чтобы правильно расположить их на своём пульте.  У каждого из вас на столе лежат кнопки, которые вы будете расставлять (на столах лежат тарелочки, в них лежат заламинированные кнопки на липучках) Готовы?

Дети: Да.

Знайка: Тогда приступаем.

Проводится игра на пространственное расположение «Расставь на места»

  1. В правом верхнем углу закрепите синий треугольник
  2. В левом верхнем углу закрепите жёлтый квадрат
  3. В правом нижнем углу закрепите зелёный круг
  4. В левом нижнем углу закрепите фиолетовы прямоугольник
  5. В середине пульта закрепите закрепите красный овал.

Знайка: У всех всё получилось? (меняется слайд № 7 с изображением пульта) Посмотрите на доску и проверьте у себя и соседа правильно ли вы выполнили задание? (ответы детей) Молодцы! Пульт починили, предлагаю прямо сейчас занять свободные места в телепорте и отправиться в сад. Все помнят на какую кнопку нужно нажимать? (ответы детей – на овал в центре), тогда считаем все вместе 3-2-1 – ПУСК (меняется слайд № 7, появляется анимационная картинка телепорта, звучит музыка).

Знайка: Ну вот и прибыли мы в детский сад, давайте вспомним, кому мы с вами помогали? (Незнайке) Чем мы помогли Незнайке?  (разблокировали ворота, навели порядок на поляне, подобрали недостающую ракету на космодроме), что было самым интересным для вас в Цветочном городе?? Как вы думаете, ребята, почему вы справились со всеми заданиями? (предполагаемые ответы детей – а потому что мы это уже всё знаем, мы изучали это в саду с воспитателями и родителями дома) Какие вы молодцы ребята, а еще вы вежливые и воспитанные дети и никогда не бросаете друзей в беде! Спасибо вам, ребята, что помогли исправить Незнайкины проказки. Ну, а мне пора отправляться к своим друзьям, рад был знакомству с вами, до свидания, ребята !!!Ждите в гости Незнайку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» «Незнайкино задание» (старшая группа)

Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности разработано для детей старшего дошкольного возраста, содержит элементы ТРИЗ и моделирования, что повышает познавательную активность, развивае...