Использование развивающих игр по математике с детьми подготовительной группы
материал по математике (подготовительная группа)
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_razvivayushchih_igr_po_matematike_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №14»
«Использование развивающих игр по математике с детьми подготовительной группы»
Подготовительная группа «Колокольчик»
Воспитатель
Чеботарева О.В.
2021г.
План по самообразованию 2021-2022 г.
Тема: «Использование развивающих игр по математике с детьми подготовительной группы»
Актуальность выбранной темы
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.
Считаю важным на протяжении всего последнего года обучения в детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения, уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.
Цель работы по самообразованию: развитие познавательной активности детей, любознательности через занимательный математический материал.
Задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умении;
5. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
6. Составить картотеку дидактических игр для детей подготовительной к школе группы;
7. Развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.
Ноябрь: Подбор литературы по теме самообразования
Мониторинг по математическому развитию, анкетирование, подбор литературы, интернет ресурсы, работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе. (Пополнение центра «Занимательная математика»)
Декабрь: Изготовление дидактических игр по математике, считалочки, головоломки, задачки – шутки.
Январь: Оформление папки передвижки. Тема: «Использование развивающих игр по математике с детьми подготовительной группы».
Февраль: Консультации, рекомендации, памятки, для родителей и педагогов.
Март: Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну Подгрупповая и индивидуальная работа по мышления».
Апрель: Презентация по теме: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников».
Май: Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетного материала).
Отчет по самообразованию 2021-2022 г.
Тема: «Использование развивающих игр по математике с детьми подготовительной группы».
Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей подготовительной группы. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Цели: развитие познавательной активности детей, любознательности через занимательный математический материал.
Задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умении;
5. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
6. Составить картотеку дидактических игр для детей подготовительной к школе группы;
7. Развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
«Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду , и др. Под ред. , , . ; «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — . «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина. «Играем в числа» — серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. , «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. , «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. . Новикова.
Изучение темы начала с раздела: «Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет в детском саду». Изучила тему математические игры, подобрала материал для математических игр и изготовила картотеку по ФЭМП. Провела консультацию для родителей «Играйте вместе с детьми».
В течение года изучила следующие темы:
1.«ФЭМП у детей 6-7 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге « ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение четырех месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми ( Д/И.: «Что лишнее?», «Укрась платок»…).
3. Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Кто быстрее».
В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:
1. Дидактические игры:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
3. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мазайка»
• «Пазлы»
4. Дидактические игры:
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий?»
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
• «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)
В результате изучения темы:«Использование развивающих игр по математике с детьми подготовительной группы», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.
Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.
Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: « Путешествие по стране знаний » (конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике с детьми подготовительной группы)
конспект интегрированного итогового занятия с детьми подготовительной группы...
ООД по математике с детьми подготовительной группы «Путешествие на остров Знаний»
ООД по математике с детьми подготовительной группы «Путешествие на остров Знаний»...
«Путешествие в сказочную страну Математика» с детьми подготовительной группы
Занятие по развитию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы ...
конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности...
Перспективный план использования развивающих игр В.В.Воскобовича в подготовительной группе.
Перспективный план использования развивающих игр В.В.Воскобовича в подготовительной группе....
06.02.2021г. Развивающие задания по математике для детей подготовительной группы
Предлагаю вам картотеку развивающих заданий по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам допол...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича в подготовительной группе Тема занятия: «Россия – Родина моя»
Обобщение знаний детей о Родине; знакомство с логико-математическими играми В.В. Воскобовича...