Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Бесшапочникова Лариса Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»

Цель: развитие математических представлений у детей

Образовательные задачи

  • продолжать учить детей решать простые арифметические уравнения на сложение и вычитание в пределах 10;
  • закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам.
  • Закреплять умение называть дни недели и «соседей» дня;
  • закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Коррекционные задачи

  • развивать слуховое внимание и координацию движений;
  • развивать логическое мышление детей;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости (лево-право; верх-низ; верхний левый угол-верхний правый угол; нижний левый угол-нижний правый угол);
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать умение видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

Воспитательные задачи

  • воспитывать любовь к математике;
  • чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Оборудование:

  • 2 письма (и посылка) королевы Математики;
  • квадрат Воскобовича двухцветный;
  • каврограф ларчик (цветные карточки);
  • арифметические уравнения на сложение и вычитание (5+3=; 4+3=; 8-3=; 7-4=);
  • 2 набора цифр от 0 до 10;
  • цифры на липучках;
  • красные и зеленые круги на липучках (фонарики);
  • модель недели (карточки);
  • прозрачный квадрат;
  • шнур-затейник;
  • 2 липкие ленты;
  • набор карточек с буквами.

Предварительная работа:

  • Научить детей складывать из квадрата Воскобовича ежика и башмачок;
  • научить детей решать примеры на сложение и вычитание;
  • познакомить детей с прозрачным квадратом;
  • научить детей читать по слогам.

Ход занятия:

Организационный момент:

Д-г: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что это такое лежит на столе? (конверт, письмо т. д.) Что там может быть? (ответы детей)

Д-г: Ребята, это письмо нам прислала сама королева Математика. Почитаем, что она нам пишет. (Конверт с письмом оформлен веселыми цифрами.)

Письмо королевы Математики:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам ваш друг: королева Математика. Мне очень нужна ваша помощь. В мое математическое царство забрался Незримка Всюсь.

Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил все геометрические домики в моем городе, совершенно не знает фигур. Этот хулиган добрался и до геометрического леса и вырубил все деревья.

Все нарушилось в моем математическом царстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг королева Математика».

Д-г: Ну, что, ребята, поможем королеве Математике?

Дети: Да, да, поможем!

Д-г: Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно найти волшебные ворота в царство и подобрать к ним пароль. Помните, вы должны быть сообразительными, смелыми и внимательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали?

Дети: Нет!

Д-г: Тогда в путь! Добраться до волшебных ворот нам поможет наш знакомый — волшебный квадрат. Сегодня он превратится в самолетик.

Квадрат Воскобовича

Дети собирают самолетик из квадрата.

Делаем их нашего квадрата ежика: загнуть на квадрат (соединить левый верхний и правый нижний углы), верхний угол сложить внутрь. Получился ежик.

Далее из ежика делаем башмачок: нижний правый угол загибаем на квадрат, под квадрат. Получился башмачок.

Поворачиваем наш башмачок против часовой стрелки, пока каблук не окажется наверху. Расправляем крылья, полетели!

Физкультминутка:

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Д-г: Ребята, вот мы и добрались до волшебных ворот. Что нам делать дальше?

Дети: Подобрать пароль.

Правильно ребята, нам надо его найти. Пройдем по волшебной тропинке (ориентировка лево-право).

На коврографе прикреплены цветные квадраты под двумя из которых спрятаны арифметические уравнения

(Идти начинаем от оранжевого квадрата: 1 вверх; 1вправо;1 вверх-красный квадрат. Под квадратом находим примеры на сложение. Дети решают их и находят у себя на тарелочках нужную цифру. Продолжаем двигаться дальше. Шагаем от красного квадрата: 1 влево;1 вверх;1 вправо- белый квадрат. Под квадратом находим примеры на вычитание. Дети решают примеры и подбирают нужную цифру).

Д-г: Давайте проверим, правильно вы подобрали пароль.

Прохождение пароля.

На коврографе выложен числовой ряд от 0 до 10. Дети диктуют ответы. Под правильными ответами находятся зеленые фонарики, а под неверными — красные.

Д-г: Молодцы, ребята, вы успешно подобрали пароль, и теперь мы с вами в математическом царстве.

А вот и первая беда: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в правильной последовательности

Дидактическая игра «Живая неделя»

На тарелке перепутаны дни недели, ребята составляют их по порядку. (Работа проходит в паре).

Дети называют дни недели по порядку.

Д-г: Назови соседей четверга, субботы т. д.

(Ответы детей)

Д-г: Молодцы, ребята! Вы замечательно помните последовательность дней недели. Теперь жители математической страны знают, какой сегодня день недели.

А мы приближаемся к следующему заданию. Посмотрите, что стало с городом. Незримка Всюсь разрушил все дома. Давайте построим домики из нетающих льдинок озера айс.

Дети строят домики по собственному замыслу.

Д-г: Из каких геометрических фигур вы построили домики?

Дети рассказывают, сколько и какие фигуры использовали.

Д-г: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями.

Ребята, мы пришли с вами к развилке двух дорог, вот только куда идти мы не знаем. Где здесь право, где здесь лево — не понятно.

Физкультминутка:

Стоял ученик на развилке дорог. Стоят, руки на поясе, ноги вместе.

Где право, где лево? Повороты туловища вправо- влево.

Понять он не мог. Пожать плечами, руки вдоль тела.

Вдруг, ученик в голове почесал, Почесать правой рукой в голове.

Той самой рукою, Показывают правую руку.

Которой писал Имитация письма в воздухе.

И мячик кидал, Имитация бросания мяча перед собой то правой, то левой рукой

И страницу листал, Имитация перелистывания страниц указательным пальцем правой руки.

И ложку держал, Имитация удерживания ложки в правой руке.

И полы подметал. Имитация подметания полов веником.

Победа! Раздался Поднимают правую руку вверх.

Ликующий крик.

Где право, где лево Указывают правой рукой направо, левой — налево.

Узнал ученик. Показывают обеими руками на себя.

Д-г: Посмотрите, здесь лежат шнурочки. Давай те посмотрим, куда они ведут. Так это же шнурок – затейник. Он привел нас в геометрический лес, здесь еще и послание. Это загадки. Надо их разгадать, чтобы двигаться дальше.

Игра «В геометрическом лесу»

Дети отгадывают загадки и при помощи шнура-затейника составляют геометрические фигуры.

Загадки:

1. У этой фигуры 3 угла и 3 стороны (треугольник)

2. У этой фигур, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

Д-г: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями! Нам пора возвращаться в детский сад, только как это сделать?

(ответы детей)

Д-г: Правильно, надо найти ворота и подобрать пароль

Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

У детей на тарелочке лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Каждый берет по пять карточек. На каврографе прикреплена липкая лента. Ребята выкладывают числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего педагог просит детей закрыть глаза и меняет ленту с цифрами. Дети читают «пароль» (написано слово «Математика»).

Дети хором читают «пароль».

Итог:

Д-г: Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?

(ответы детей)

На столе лежит письмо. Ребята, посмотрите, снова письмо. Кто бы это мог быть?

Дефектолог зачитывает детям письмо, в котором королева Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им золотые медали с надписью «Юному математику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»

В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности с применением ИКТ в подготовительной группе детей с задержкой психического развития "Что мы знаем о животных?"

Создание совместно с детьми  стенгазеты «Дикие и домашние животные» в подарок  детям старшей группы.Закрепление знаний детей о домашних и диких животных....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития "Мамин портрет"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития "Мамин портрет"...