Проект "В стране геометрических фигур"
проект по математике (старшая группа)
Паспорт проекта.
Тема: Познавательно-творческий проект для детей 5-6 лет по развитию элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» через дидактические игры и упражнения.
Тип проекта: Познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
База проекта – МКДОУ «Д\с №5» Теремок.
Участники: дети старшей группы №4 «Фантазеры», родители, сотрудники детского сада.
Цель: Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей, через дидактические игры и упражнения. - создать условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 533.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
Проект
В стране геометрических фигур
Выполнил:
Акулинина Е. Ю.
2018
Актуальность проблемы.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать. Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направленно не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть её и в других предметах. Использование дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений позволяет учитывать:
-индивидуализировать работу на НОД,
-давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей,
-максимально развивать способности каждого ребёнка, развивать речь,
- создавать мотивацию к деятельности, активизировать познавательную активность,
-получить ребёнку собственный опыт,
- обеспечить нужное количество повторений на разном материале.
Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) предусматривает развитие элементарных представлений о признаках предметов, форме, количестве, числе и т.д)
Диагностика усвоения детьми знаний и умений по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) для детей от 6 до 7 лет, проведенная в начале года, показала, что количественный уровень усвоения программы по формированию элементарных математических представлений составил 42% детей низкого уровня развития,
58% детей среднего уровня развития, с высоким уровнем развития детей нет.
В предлагаемом проекте сделан акцент на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Реализация проекта способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Паспорт проекта.
Тема: Познавательно-творческий проект для детей 5-6 лет по развитию элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» через дидактические игры и упражнения.
Тип проекта: Познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
База проекта – МКДОУ «Д\с №5» Теремок.
Участники: дети старшей группы №4 «Фантазеры», родители, сотрудники детского сада.
Цель: Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей, через дидактические игры и упражнения. - создать условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи проекта.
Обучающие задачи:
Совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. Изображать их схематично. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
-совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.
Развивающие задачи:
Развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Развивать мелкую моторику рук через практическую деятельность детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Формы работы:
Рассматривание, беседы, составление описательных характеристик фигур;
- просмотр презентаций для детей по теме с игровым материалом «Веселая геометрия», «Геометрические фигуры», «Фигуры Поиск на картинке»;
-Дидактические игры («Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди свою пару», «Чудесный мешочек», «Политра», «Логические таблицы», «Малыш и краски», «Найди фигуре дом»
Развивающие игры: «Блоки Дьениша», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо", "Монгольская игра".
-Изобразительная деятельность: рисование фигур, лепка, конструирование, моделирование объёмных тел, оригами (волшебный квадрат), штриховка, рисование по трафаретам, шнуровка.
-деление фигур на равные части;
-ориентировка на плане, составление плана;
-познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат» (оригами, аппликация)
- домашние задания: изготовление совместно с родителями плана детской комнаты,
-изготовление дидактических карт «На что похожи фигуры»
Предполагаемый результат:
В процессе реализации проекта « В стране геометрических фигур» дети смогут:
-систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, и геометрических телах. Научаться самостоятельно, планировать и реализовывать работу по моделированию и конструированию геометрических фигур и геометрических тел.
-развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.
Работа с родителями в рамках проекта.
Консультация для родителей: «Как помочь ребенку запомнить геометрические фигур»; Консультация для родителей «Сказочная геометрия» Выставка поделок «Геометрические фигуры из корзины» участие в создании книги сказок « Про геометрические фигуры»; консультации «Математика до школы»
Работа с воспитателями: консультация «Развитие познавательной деятельности детей в процессе игр математического содержания». Консультация для воспитателей «Форма и геометрические фигуры»
Продукт проектной деятельности: дидактическое пособие игры («Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди свою пару», «Чудесный мешочек», «Политра», «Логические таблицы», и др
Картотека дидактических таблиц «На что похожи фигуры» Составление книга сказок «В стране геометрических фигур»
Практическая значимость
Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе
Обеспечение:
-методическая литература по теме,
- презентации для детей по теме «Геометрические фигуры»
- наглядный материал (наборы геометрических фигур и геометрических тел, плакаты, карточки с заданиями),
-дидактические и развивающие игры с математическим содержанием (Блоки Дьениша, геометрическое лото, геометрическая мозаики, логические дорожки, -трафареты для свободного рисования фигур,
Наборы конструкторов и строителей из разных материалов (дерево, картон, пластик…),
- карточки с заданиями для игр «Танграм», « Блоки Дьениша»
- логические задачи и упражнения,
- пеналы с набором геометрических фигур,
- магнитная доска с набором геометрических фигур,
- художественные средства для изготовления и моделирования геометрических фигур и объемных геометрических тел,
- Настольные игры («сложи узор», «сложи квадрат», «мозаика», «геометрическое лото», «Танграм» )
План реализации проекта:
- Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
- Постановка проблемы.
- Постановка цели.
- Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
- Промежуточное обсуждение полученных данных.
- Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.
Самостоятельная деятельность детей в рамках проекта поощряется и поддерживается педагогами и родителями в игровой и бытовой деятельности в свободное время.
Информация о проекте распространяется через оформление проекта, отчёты о проделанной работе и представление на педсоветах, родительских собраниях, МО воспитателей.
Этапы реализации проекта
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
За основу была принята примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
1.Подготовительный.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте. Через ФЭМП знакомили детей с геометрическими фигурами и телами, учили их давать описание. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой знакомили с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др.Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревновниях геометрические фигуры, тела. Прошло закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности. Вместе с родителями дети сочиняли и иллюстрировали сказки.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях. Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:
- Как называется геометрическая фигура?
- Описание геометрической фигуры
- На что они похожи?
- Где встречается в окружающей действительности?
Создание развивающей среды в группе. Особое внимание уделялось подбору материала для предметно-практической деятельности, дидактических упражнений и игр. Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности:
- в группе организован уголок «Занимательная математика» с учетом возраста детей данной группы;
- сформирована методическая подборка дидактических игр математического содержания;
- подобран материал для развития мелкой моторики рук;
- пополнена картотека игр направленная на развитие всех видов восприятия, внимания, памяти.
2. Основной, (практический.)
Виды деятельности | Задачи | Сроки проведения | |||||
ОО «Познавательное развитие» | |||||||
Показ презентации для детей - Рассматривание развивающей книжки «Формы» (подвижные картинки), «Веселая геометрия» НОД по математическому развитию «Путешествие геометрических фигур» | упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма; закрепить умение детей разбивать группы предметов по цвету, форме; умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, развивать слуховой анализатор; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. | Сентябрь | |||||
НОД по математическому развитию «Геометрические фигуры» «Деление геометрических фигур на части. Воссоздание целой фигуры из полученных частей, выкладывание предметных и сюжетных картин из полученных фигур по воображению детей.» Игра «Найди такой же», Игра «Кто больше увидит?» | закреплять знания о геометрических фигурах, учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры, совершенствовать умение схематически изображать предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. -создать условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребенка. | Октябрь | |||||
Домашнее задание для совместной работы с родителями: изготовить мини-плакат(формат А 4) с изображением предметов заданной формы для дидактического альбома «Страна Геометрия» | родителей в совместную работу с детьми, развитие партнерских отношений Дети, родители в семье | ||||||
НОД по математическому развитию «"Остров геометрических фигур" рассмотрение таблиц, карточек и плакатов с изображением плоскостных и объемных геометрических тел. Д/И «Чем похожи и чем отличаются фигуры между собой?» НОД Конструирование геометрических фигур из пластилина и счётных палочек. (Выкладывание фигур из счетных палочек на столе; моделирование фигур из счётных палочек с использование пластилина) Показ презентации с игровым содержанием «Фигуры. Поиск фигур в предметах окружающего мира | Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал); закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10; Развивать геометрическую зоркость: умение сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, конструктивные и творческие способности. Воспитывать интерес к математическим занятиям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. | Ноябрь | |||||
НОД по познавательному развитию «Четырехугольник» Игры, на развитие творчества: «Геометрическая мозаика» Конструирование объемных геометрических тел из цветной бумаги. | Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица. | Декабрь | |||||
НОД по познавательному развитию « Путешествие Незнайки в страну геометрии» Д\и:«Раздели фигуру , используя соответствующую закономерность»… Игровое упражнение «Необычный конверт» (конверт от Незнайки с набором геометрических фигур) Домашнее задание: составить совместно с родителями план своей комнаты. Изготовление геометрических фигур разной величины и разного цвета из цветного двухстороннего картона для игры в «геометрическую мозаику» | Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей, через дидактические игры и упражнения. формировать умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; | Февраль | |||||
НОД по познавательному развитию «Математическое путешествие в сказку» Показ презентации «Геометрические фигуры» | Закрепить знание геометрических фигур. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. | Март | |||||
ОО «Художественно - эстетическое развитие» . | |||||||
НОД по рисованию «Играем в прятки с фигурами» Рисование и штриховка фигур по заданию воспитателя и в свободной деятельности детей. Превращение (дорисовывание) геометрических фигур в предметы окружающей действительности. | Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Продолжать учить детей рисовать животных с помощью геометрических фигур. изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу. Развивать память, мышление, воображение. | Сентябрь | |||||
НОД по лепке «Грибы» Домашнее задание: Составление плана кукольной комнаты с использованием геометрических форм. | Воспитывать активность и внимательность, эмоциональность на занятии. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной дискообразной формы. Развивать интерес к лепке. | ||||||
НОД по рисованию «Рисование медведя с помощью кругов и овалов» «Дорисуй», «Чем похожи, чем различаются» «Расскажи про свой узор»
| расширять представления детей о методе рисования с помощью кругов и овалов. Уточнить представления детей о внешнем виде медведя. Закрепить умение рисовать геометрические фигуры «круг» и «овал»; умение выполнять изображение по образцу. Формировать способность располагать рисунок по центру листа, соблюдать пропорции изображения | Октябрь | |||||
НОД по аппликации «Цветные домики» | Продолжать учить детей пользоваться ножницами; учить разрезать полоски бумаги на нужное количество прямоугольников и квадратов "на глаз"(условная задача). Показать деление квадрата на два треугольника путем деления по диагонали, для получения крыши дома. Закреплять знание цветов (зеленый, синий, красный).Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях. | ||||||
НОД по лепка «Кошкин Дом» | Закреплять умение лепить из глины плоские изделия методом барельефа. Учить самостоятельно оформлять поделку и доводить задуманное до конца. Закреплять умение лепить мелкие детали. Продолжать учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Ноябрь | |||||
НОД по рисованию «Сказочная избушка» Свободное рисование с использованием трафаретов | Продолжать учить детей пользоваться ножницами – «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики(«квадраты»). Показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно | ||||||
Игра «Чудесные пуговки» | вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность. Развивать желание и умение составлять изображение с помощью ниток или резиночек; Развивать мелкую мускулатуру пальцев. | ||||||
НОД лепка «Грузовая машина (Нанесение пластилина на поверхность) «Дорисуй», «Чем похожи, чем различаются» | Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, подбирая пластилин разных цветов. Развивать мышление, творчество. Воспитывать аккуратность. | Декабрь | |||||
НОД аппликация « Ракета» Игра «Нарисуй человечка» | Продолжить учить детей вырезать симметричный предмет из сложенного пополам прямоугольника. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать умение рисовать человека. При помощи овалов. | ||||||
НОД по рисованию «Дома на нашей улице» «Художники» Логические игровые упражнения и задания: «Дорисуй недостающую фигуру», | Учить передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные на одной стороне улицыю. Учить красиво, подбирать (сочетать) цветовую палитру при закрашивании. Учить располагать изображение по всей поверхности листа, определяя место отдельных предметов. Расширять знания детей о разнообразии материалов, из которых строят дома. Уточнить представления детей о том, что дома отличаются друг от друга по различным признакам (высота, форма, количество и форма окон, дверей, цвет стен, материал, из которого построен дом и т. д.), Развивать диалогическую речь детей. | Январь | |||||
НОД по лепке «Стол и стул | Учить детей лепить из глины предметы из знакомых форм (квадратных дисков и столбиков), соблюдая пропорции и соотношение частей по размеру. Закреплять умение пользоваться стекой, аккуратно и плотно соединять части предмета. Развивать мелкую моторику. | ||||||
НОД по аппликации «Полосатый коврик для кота» Игра «Расскажи про свой узор» | Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. | Февраль | |||||
НОД рисование «Портрет папы» | Дать детям представление о жанре портрета. Развивать художественное восприятие образа человека. Учить рисовать по памяти портрет отца (голову и плечи круглой формы). Упражнять в смешивании красок для получения цвета лица. | ||||||
НОД по аппликация «Поезд» Д\и: «Что это может быть?» Цель: Развивать воображение. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. При этом саблюдая форму. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. | Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию. Закреплять умение вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками ( закругленные углы) вырезывать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги сложенной гармошкой. | ||||||
НОД по аппликации «Парус»
| Учить детей вырезанию закругленных форм, срезать углы у прямоугольника, составлять симметричную композицию из нескольких предметов, наклеивать в определенной последовательности, работать аккуратно. . | Март | |||||
ОО «Социально - коммуникативное развитие» | |||||||
Сюжетно ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Шоферы» и т.д | Учить детей вступать в ролевое взаимодействие, вести диалог, развивать и обогащать сюжет игры, подбирать атрибуты и предметы – заместители. | ||||||
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Домино фигур», «Что лишнее?», Дидактическая игра «Что где лежит?». «Мастерская форм» | Закреплять знания о геометрических фигурах, складывать их из частей, развивать внимание, сенсомоторную память. Рассмотри все геометрические фигуры и картинки. - Какие геометрические фигуры ты видишь? -Чем отличаются круг и овал от других фигур? - Соотнеси картинку с геометрической фигурой. -Разложи фигуры в ряд, под каждой из них | ||||||
Настольно – печатные игры «Ассоциации: изучаем геометрические фигуры», Лото «Цвет и форма», «Фигуры» «Форма», блоки «Дьешыша» | Развивать наглядно – образное и логическое мышление, операции сравнения и классификации, формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями. | ||||||
Игры, на развитие творчества: «Геометрическая мозаика», «Дорисуй», «Чем похожи, чем различаются» Показ презентации с игровым содержанием «Фигуры. Поиск фигур в предметах окружающего мира. | Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть сходства и различия в предметах. | ||||||
ОО «Физическое развитие» | |||||||
Подвижные игры: «Займи свой домик», «Цветные автомобили», «Подбери пару», «Найди свой обруч» | Учить детей передвигаться по всей игровой площадке, следить за сохранением правильной осанки во время бега, развивать быстроту реакции. | ||||||
ОО «Речевое развитие» | |||||||
Стихи и загадки о треугольнике, круге, квадрате, прямоугольнике. Стихи и загадки об овале, полукруге. и загадки о объемных фигурах Игры с геометрическим театром рассказов про геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах, учить называть предмет по его признакам, развивать речь детей. Познакомить детей с новой геометрической фигурой, учить видеть ее отличительные признаки. | Сентябрь - март | |||||
Картотека дидактических таблиц «На что похожи фигуры» Составление книга сказок «В стране геометрических фигур» | . | Март | |||||
3. Заключительный
- Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.
- Создание презентации по итогам реализации проекта.
- Выставка поделок «Геометрические фигуры из корзины»
- Картотека логических таблиц, картотека дидактических игр для математического развития детей.
- Составление картотеки сказок «В стране геометрических фигур»
Анализ проекта
В ходе реализации проекта удалось создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах увлекательным способом- методом проектирования. Дети проявляли в работе самостоятельность, активность, инициативность, творчество.
В совместной продуктивной деятельности с педагогом и родителями были созданы: набор дидактических карт «На что похожи фигуры», набор фигур для геометрической мозаики. Были оформлены выставки моделей геометрических тел из различных материалов (картон, бумага, пластилин, счетные палочки). В последний день работы проекта было проведено познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат». Закончился проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Итог проекта – письмо Незнайке от детей, в котором дети рассказали Незнайке все, что они узнали про геометрические фигуры: какие бывают фигуры, для чего они нужны, где их можно встретить, и в какие игры можно с ними играть
С результатами проекта также были познакомлены родители детей.
Приложение
Диагностика
Игры на составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.
К ним относятся игры "Составь картинку", магнитные фигурки, геометрические мозаики и др. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр.
Назначение. Развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по образцу, указанию педагога, по собственному замыслу.
Руководство состоит в направлении практических действий на воссоздание фигуры или силуэта, реализацию замысла (составить задуманную фигуру, картинку), освоение детьми практических способов размещения фигур в пространстве, сочетания одних с другими, развития замысла. Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре, организованной по типу дидактической, составить картинку по расчлененному, контурному образцу, без образца, по замыслу (рис. 73).
2. Пример
Игровые упражнения "Дорисуй", "Дострой"
На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, девочку, куклу, зайца, часы и более сложные формы. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, флажок, корабль и др.
Назначение. Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Развитие игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу.
Руководство. Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно, не повторять работ товарищей. Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.
3. Пример
Игры и упражнения с цветными счетными палочками
Из них дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов. Возможно составление геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек, элементарное преобразование составленных фигур. Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника.
Игровые упражнения организуются по инициативе детей, небольшими подгруппами, каждый из них активно действует при этом практически.
Назначение. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.
Руководство. Воспитатель ведет работу так, чтобы способствовать проявлению детьми самостоятельности, оригинальности в процессе создания изображений, наводящими вопросами активизировать детскую мысль, обеспечивать реализацию замысла.
4. Пример
Логические задачи
"Найди ошибку", "Какая фигура следующая", "Какая фигура здесь лишняя и почему", "Найди, чем отличается" (рис. 74.) эти задачи изображаются графически на таблицах, группируются по видам, предоставляются детям в свободное пользование. Возможна организация игр-занятий с подгруппой детей. Руководящую роль берет на себя воспитатель.
Рис. 74
Назначение. Развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать.
Руководство. Постепенно усложнять логические задачи: от нахождения ошибки, закономерности в 3-4 чередующихся фигурах к увеличению их количества и характера. Использовать систему вопросов для анализа задач: "Рассмотри и назови изображение на таблице. Чем отличаются предметы, что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему? Обведи фигуры пальчиком, а потом скажи, какая лишняя".
Монгольская игра" (описание и изготовление). Квадрат размером 10Х10 см разрезается, как показано на рисунке 75. В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).
Рис. 75
Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.
Изготовить игру можно из одинаково окрашенного с 2 сторон картона, пластика и других материалов. Все части игры - геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.
На рисунке 75 представлены наиболее сложные геометрические фигуры, составленные из частей монгольской игры: квадрат, прямоугольник и четырехугольник - из 4 треугольников; прямоугольник - из квадрата, 4 прямоугольников и 4 треугольников.
Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой - необходимый и начальный этап освоения игры. Дети должны уметь практически составлять новые геометрические фигуры из имеющихся и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого дети составляют фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным), по замыслу.
На рисунке 75 даны несколько образцов разного характера. Дети могут копировать их, несколько видоизменять, комбинировать. Основное требование - расположить все части так, чтобы составляемая фигура-силуэт имела как можно больше сходства с реальным предметом.
"Колумбово яйцо" (Игра выпускается промышленностью. Имеет место и несколько иной разрез овала, в результате которого получается 9 частей, т.е. вместо 2 маленьких треугольников - 1. См.: Минский Е. М. От игры к знаниям. М, 1982, с. 39) (описание и изготовление;. Овал размером 15X12 см разрезают, как показано на рисунке 76. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.
Рис. 76
Правила игры те же, что и в монгольской игре: создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.
На начальном этапе освоения игры (рассматривания и называния частей, определения их формы и размера, комбинирования) детям предлагают найти сходство по форме частей игры и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение формы частей игры с предметами развивает у детей умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять строение составляющих частей.
Детям предлагают подумать, что можно составить из набора фигур к игре "Колумбово яйцо". Они называют птиц в полете, пингвинов, людей. Воспитатель показывает образцы (с указанием частей и без них), предлагает составить фигуру-силуэт по образцу или воссоздать задуманное изображение. На рисунке 73 даны образцы фигур, предложенных в инструкции к игре. Это в основном фигуры птиц: пеликан, лебедь, петух. Но дети не ограничиваются выполнением рекомендаций инструкции. Они самостоятельно придумывают и составляют фигуры рыцарей, воинов, балерин, коней, лошадок и т. д. (рис. 77).
Рис. 77
Назначение. Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздания ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.
Руководство. В ходе приобщения детей к играм "Колумбово яйцо", "Монгольская игра" необходимо соблюдать последовательность в усложнении, сообразуя ее с индивидуальными возможностями детей.
Приемы руководства направлены на воспитание у детей интереса к играм и обучение их практическим умениям воссоздания фигур. В случае затруднения воспитатель предлагает образец, выполненный в том же масштабе, что и части игры, с указанием места расположения 1-й и 2-й частей. В этом случае, подбирая фигуры, дети накладывают их на образец. В ходе всей работы воспитатель указывает на необходимость мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на составляющие части, затем воссоздавать.
В качестве приема, облегчающего составление фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу, можно использовать цветовое указание мест расположения частей. На каждую часть игры наносится цветовое пятно и точно такое же - на место расположения этой части в составляемом силуэте (рис. 78). По договоренности с детьми маленькие треугольники помечаются красным пятном, большие - синим, маленькие треугольники с закругленной стороной - желтым, большие - зеленым, четырехугольники с закруглением - черным. При таком способе составления фигур надо представить расположение части в пространстве, место же расположения указано.
Рис. 78
Консультация для родителей
«Как помочь ребенку запомнить геометрические фигур?»;
Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребенок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.
Изучение геометрических фигур полезно для общего развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Если знакомить ребенка с формами в раннем возрасте, в школе ему придется гораздо проще.
На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с сортером, мозаикой, математическим планшетом, блоками Дьенеша и т.п. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка.
Итак, игры для изучения и закрепления знаний о геометрических фигурах:
1. Называем геометрические фигуры всегда и везде Если во время игр или чтения книг вам встречается какая-либо фигура, обязательно обращайте на нее внимание малыша и называйте ее («Посмотри, мячик похож на круг, а кубик - на квадрат»). Даже если вам кажется, что ребенок еще вряд ли запомнит названия фигур, все равно произносите их, и они обязательно отложатся у него в голове. Делать это можно уже до года. Поначалу указывайте только на основные фигуры (квадрат, круг, треугольник), затем, когда поймете, что малыш их усвоил, начинайте изучать и другие фигуры.
2. Играем в геометрическое лото При помощи лото можно изучать все, что угодно: цвета, геометрические фигуры, овощи, животных и т.д. А геометрическое лото к тому же довольно легко сделать самостоятельно: на листе бумаги или картона рисуем или распечатываем два одинаковых набора фигур, один из которых разрезаем на карточки. Все готово, можно играть.
Для первых занятий с малышом лучше использовать лото, где всего 3-4 фигуры. Когда малыш хорошо освоит такую игру, постепенно усложняйте поставленную задачу. Также полезно на первое время все фигуры на игровом поле сделать одного цвета и размера. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на один признак - форму, другие же характеристики не будут ни отвлекать, ни подсказывать ему.
Накладывать на игровое поле можно как карточки с изображением фигур, так и объемные фигуры. Хорошо с этой целью подойдут блоки Дьенеша, фигурки от сортера, рамки-вкладыша.
3. Играем с сортером Примерно в возрасте 1 года ребенок начинает замечать, что выбранную им фигурку сортера (Озон,Лабиринт, My-shop) можно протолкнуть далеко не в каждое отверстие. Поэтому во время игры необходимо акцентировать на этом внимание: «Так, вот у нас круг - сюда он не подходит, сюда не подходит, а куда же подходит?». Поначалу повернуть фигуру под правильным углом малышу может быть тяжеловато, но это не страшно, это вопрос практики. Главное, не забывайте вовремя увлекательного процесса «проталкивания» все время произносить названия фигур, и ребенок незаметно их все запомнит.
Важно! При выборе сортера обратите внимание на то, чтобы там были представлены все основные геометрические фигуры, а не только сердечки и полумесяцы.
4. Играем с рамкой-вкладышем Понадобится такая рамка-вкладыш, на которой представлены все основные фигуры. По своей сути игра аналогична сортеру.
5. Сортируем геометрические фигуры Процесс сортировки предметов стал интересовать мою дочь в возрасте 1 года 4 месяцев. Мы сортировали предметы по цветам, по размеру и, конечно же, по форме. Думаю, эта игра очень нравилась Таисии, потому что мы часто привлекали в нее ее игрушечных друзей. Стоило, например, куклу Машу позвать в игру, она тут же сообщала, что любит играть только с треугольниками, а мишка говорил, что ему нравятся только прямоугольники. Вот и приходилось нам тщательно отбирать фигуры, чтобы никого не обидеть:)
6. Рисуем геометрические фигуры Во время совместного рисования с ребенком также не забывайте произносить названия форм. «Так, нарисуем квадрат, теперь треугольник - получился домик», «Нарисуем круг, овал, палочку, палочку - получился человечек».
Примерно с 1,5 лет малышу уже можно предлагать обводить фигуры по трафаретам. Первые трафареты с геометрическими фигурами вы можете сделать самостоятельно из плотного картона, т.к. готовые трафареты, как правило, очень малы для самых первых опытов рисования. Первые трафареты для Таисии я сделала из не очень удачного набора карточек (картинки были не очень, а вот картон отличный), четырех основных фигур нам хватило за глаза (размер наших трафаретов 8×8 см).
7. Клеим Использовать геометрические фигуры в занятиях по аппликации можно хоть с самого первого занятия. Когда малыш только знакомится с клеем (на мой взгляд, знакомство хорошо проходит в возрасте от 1 года 2-3 месяцев), ему больше интересен сам процесс приклеивания, нежели создание какой-то композиции. Поэтому не стоит в первых аппликациях с малышом создавать сложные картины, начните просто с хаотичного приклеивания бумажек на листочек, а еще лучше с хаотичного приклеивания геометрических фигур! Пока малыш увлечено мажет фигурку клеем (с вашей помощью) и прикладывает ее на листочек, вы говорите ему, как она называется. При такой игре все названия очень хорошо укладываются у малыша в голове, можно сказать, прочно «приклеиваются»)
8. Находим сходные по форме предметы Для малышей чуть постарше (от 1 года 6-9 месяцев) очень полезно проводить аналогии между геометрическими фигурами и окружающими предметами. Во время чтения и игр, на прогулке обращайте внимание малыша на то, что тарелка - это круг, окно - прямоугольник, а песочница - квадрат и т.д. Таким образом, вы будете способствовать развитию пространственного и ассоциативного мышления ребенка.
9. Учим формы по карточкам Домана На самом деле, я считаю, что этот метод изучения форм самый эффективный. Если вы занимаетесь покарточкам Домана, ребенок очень быстро запомнит все фигуры, а вы потратите на это минимум усилий. Однако нужно заметить, что для того, чтобы знания, полученные по карточкам Домана, отложились у малыша в голове, их нужно закреплять посредством других игр (см. выше).
Иначе ребенок быстро забудет все, что вы ему показывали. Поэтому я рекомендую начинать смотреть карточки Домана с геометрическими фигурами примерно в возрасте 1 года, так как в это время малышу становятся интересны сортеры, рамки-вкладыши, рисование, аппликация и т.п. И, изучив формы по картинкам, он сможет использовать полученные знания в этих играх. Очень часто процесс обучения ребенка геометрическим фигурам (да и не только фигурам) воспринимается родителями исключительно как постоянное экзаменирование ребенка, т.е. они пару раз показывают ребенку, например, квадрат, а в дальнейшем же обучение сводится к вопросу «Скажи, какая это фигура?». Такой подход крайне неправильный.
Во-первых, потому что, как и любой человек, ребенок не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, и это только отбивает у него охоту заниматься.
Во-вторых, прежде чем о чем-то спрашивать малыша, ему нужно очень много раз это объяснить и показать!
Поэтому постарайтесь сводить проверочные вопросы к минимуму. Просто повторяйте и повторяйте изучаемую информацию, будь то названия фигур или чего-то еще. Делайте это во время игр и бесед с малышом. А то, что ребенок все усвоил, вы вскоре и сами увидите без лишних проверок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему: «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...
Интегрированное занятие для детей от трёх до четырёх лет по теме: «В стране геометрических фигур»
Программное содержание: Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам;Вызывать желание помочь им; продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; закрепить усвоенны...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...
ПРОЕКТ «В СТРАНЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Необходимые условия реализации проекта : интерес детей и родителей, методические разработки, Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания, интеграция со специалистами детско...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для старшей группы "В стране геометрических фигур".
Мероприятие обобщающего характера...
Конспект по математике средняя группа «В стране геометрических фигур»
материал предназначен для педагогов ДОУ....
СКАЗКА «Удивительные приключения Паши и Юли в волшебной стране геометрических фигур»
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Образовательная область - ПОЗНАНИЕ....