Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития способностей и потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому инновационной деятельностью данной Программы является формирование математических представлений детей дошкольного посредством авторской игровой технологии «Занимательная математика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voynova_programma.docx | 48.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 842»
(ГБОУ «ШКОЛА № 842)
Дополнительная образовательная программа
по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
«Занимательная математика»
Срок реализации: 4 года
Разработала: воспитатель ГБОУ «Школа № 842»
Войнова Наталья Николаевна
Москва, 2020 г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………...3
2. Содержание программы………………………………………………………..8
3. Список источников……………………………………………………………26
4. Приложение……………………………………………………………………28
1. Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Инновационной программы дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, 2019 г.) и методических рекомендаций по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Е.В. Колесниковой, Н. В. Нищевой, И. А. Помораевой. Программа полностью соответствует ФГОС ДО.
Актуальность и отличительная особенность программы
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности, основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.
Следовательно, необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
На сегодняшний день актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Данный вид технологий используется во взаимодействии с детьми, с родителями, в методической работе. С помощью игровых технологий дети, с одной стороны, получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать; с другой стороны, игровые технологии обеспечивают педагогам личностно-ориентированный подход к детям. Вместе с тем, данные технологии позволяет ребенку самостоятельно выбирать практические действия, экспериментировать, свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
Использование игровых технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества дошкольного образования и практической потребностью в использовании педагогами современных образовательных программ. Таким образом, игровые технологии помогут расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных методических разработок, а также будет способствовать целенаправленному формированию у воспитанников математических представлений.
Обновление содержания образования нацеливает педагогов-дошкольников на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Математическое развитие в свете современных требований, ориентируется на развитие личности ребёнка и отсюда следует, что данный процесс в современных условиях должен:
- активизировать у дошкольника мыслительную и познавательную деятельность;
- учить детей находить и осваивать способы познания окружающей действительности;
- развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития способностей и потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому инновационной деятельностью данной Программы является формирование математических представлений детей дошкольного посредством авторской игровой технологии «Занимательная математика».
Методологической основой Программы являются:
- исследования отечественной науки о закономерностях математического развития ребенка в дошкольном возрасте (А.М. Леушина, Г.А. Репина, Т.В. Тарунтаева, Е.М Щербакова, Л.П. Стойлова, НМ. Фрейлах и др.);
- положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, о деятельностном подходе в обучении;
- современную концепцию математического развития дошкольников, ориентированную на введение детей в мир математической логики, развитие самостоятельности мышления, создание предпосылок для формирования теоретического мышления, необходимого для обучения в начальной школе, сочетание практической и игровой деятельности;
- психолого-педагогические исследования Н.Н. Подьякова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, ЛА. Венгера, научно обосновавших и доказавших, что умственные возможности детей в процессе обучения математике значительно больше, чем считалось ранее.
Содержание Программы реализуется в различных видах детской деятельности: игре, общении, образовательной деятельности, а также в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников и педагогами детского сада и начальной школы.
Программы ориентировано на развитие математических представлений и способностей детей дошкольного возраста (3-7 лет) и осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учёт математических представлений, полученных из личного опыта ребёнка (игра, общение и т.д.);
- организация работы с детьми по освоению содержания Программы.
Цель Программы: приобщить детей дошкольного возраста к математическим знаниям, накопленным человеком, с учётом возрастных особенностей детей 3-7 лет в соответствии с требованием ФГОС ДО.
Задачи Программы:
- создать условия для формирования у дошкольников математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей и познавательной активности;
- ввести ребёнка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомления с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование;
- формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоение ребёнком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);
- формировать предпосылки к учебной деятельности, которые поспособствуют успешному обучению в школе;
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление);
- развивать логические формы мышления, приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);
- учить детей применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
- формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
- воспитывать инициативность, самостоятельность;
- повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.
Принципы построения педагогического процесса при реализации Программы:
- всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- принцип возрастного соответствия — предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
- принцип позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- учет индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.
Планируемые результаты:
1. Для детей (целевые ориентиры). Целевые ориентиры – социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, выступающие основателями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. В соответствии с целевыми ориентирами по результатам проекта:
- дошкольник проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- связно и громко выражает свои мысли;
- осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями;
- обладает элементарными представлениями в области математики;
- принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения. Планируемые результаты имеются в конце каждого возрастного этапа обучения и представляют собой достижения ребёнка, которые являются ориентирами в деятельности взрослых, направленной на достижение установленной образовательной цели.
2. Для родителей: развитие партнёрских отношений, включение родителей в образовательную деятельность, повышение педагогической компетентности в вопросах формирования у детей математических представлений.
3. Для педагогов: повышение знаний и опыта в вопросах формирования у детей младшего и старшего дошкольного возраста математических представлений.
Сроки реализации программы: 4 года.
Форма образовательной деятельности: групповая.
Способы определения результативности
Проведение педагогического мониторинга, включающего в себя диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в соответствии требованиями ФГОС ДО. Система оценочных средств (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э. М. Дорофеева) позволит проконтролировать и оценить результат освоения программы. Виды проводимого контроля: начальный (с целью определения уровня развития детей), текущий (определение степени освоения материала) и итоговый.
Итогом в реализации программы являются:
- результаты диагностики с позитивными изменениями в развитии детей;
- проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности, проявление активной жизненной позиции, умения творчески подходить к решению различных задач;
- участие в конкурсах познавательной направленности;
- презентация результатов на педагогическом совете.
2. Содержание программы
2.1. Учебный план
Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей дошкольного возраста и составляет:
- младшая группа (3-4 года) – 10-15 мин;
- средняя группа (4-5 лет) – 20 мин;
- старшая группа (5-6 лет) – 25 мин;
- подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 30 мин.
Учебный план работы в младшей группе (3-4 года)
Кол-во ОД в неделю | Длительность ОД | Кол-во ОД в месяц | Кол-во ОД в год | Кол-во воспитанников |
2 | 15 мин | 8 | 64 | 6 |
Учебный пан работы в средней группе (4-5 лет)
Кол-во ОД в неделю | Длительность ОД | Кол-во ОД в месяц | Кол-во ОД в год | Кол-во воспитанников |
2 | 20 мин | 8 | 64 | 10 |
Учебный пан работы в старшей группе (5-6 лет)
Кол-во ОД в неделю | Длительность ОД | Кол-во ОД в месяц | Кол-во ОД в год | Кол-во воспитанников |
2 | 25 мин | 8 | 64 | 10 |
Учебный пан работы в подготовительной группе (6-7 лет)
Кол-во ОД в неделю | Длительность ОД | Кол-во ОД в месяц | Кол-во ОД в год | Кол-во воспитанников |
2 | 30 мин | 8 | 64 | 10 |
Разделы Программы:
- Количество и счет.
- Величина.
- Ориентирование в пространстве.
- Ориентирование во времени.
- Геометрические фигуры.
- Логические задачи.
Оборудование для реализации программы:
- Учебные пособия.
- Предметные картинки.
- Раздаточный и счетный материал.
- Набор цифр.
- Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
- Модель часов, весы.
- Арифметическое домино, мозаика, пазлы.
- Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
- Строительный конструктор.
- ТСО (технические средства обучения).
- Кубики с сюжетными картинками.
2.2. Календарно-тематическое планирование
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Количество и счет
- Умение у детей сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.
- Установление равенства и неравенство групп предметов.
- Понимание и использование в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.
- Понимание значения вопроса «Сколько» и правильный ответ на него.
- Знакомство со стихами, загадками, сказками, потешками.
Геометрические фигуры
- Знакомство с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
- Знакомство с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
- Приемы обследования зрительно-двигательным путем.
- Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
- Умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Величина
- Сравнение предметов различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине. Использование в речи результатов сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
- Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов и объединению их по этому признаку.
Ориентировка во времени
- Различение и правильное называние частей суток: утро, день, вечер, ночь.
- Различение и правильное называние времен года: осень, зима, весна, лето.
Ориентировка в пространстве
- Умение различать правую и левую руку.
- Умение обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.
- Умение двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
№ | Тема |
1 | Большой – маленький |
2 | Один, много |
3 | Круг. Осень |
4 | Высокий, низкий |
5 | Большой – маленький |
6 | Один, много |
7 | Высокий – низкий. Большой – маленький |
8 | Утро |
9 | Слева, справа |
10 | Треугольник |
11 | День. Осень. |
12 | Большой, маленький |
13 | Круг, треугольник |
14 | Ночь |
15 | Один, много |
16 | Высокий, низкий |
17 | Утро |
18 | Слева, справа |
19 | Круг, треугольник |
20 | День. Зима |
21 | Над, под |
22 | Толстый, тонкий |
23 | Ночь |
24 | Большая, поменьше, маленькая. |
25 | Слева, справа, наверху. |
26 | Слева, справа |
27 | Круг, треугольник |
28 | Над, под. Зима |
29 | Толстый, тонкий |
30 | Квадрат |
31 | Один, много |
32 | Над, под |
33 | Круг, треугольник |
34 | Большая, поменьше, маленькая. |
35 | Слева, справа, наверху. |
36 | Круг, квадрат, треугольник |
37 | Над, под |
38 | Толстый, тонкий |
39 | Слева, справа, наверху, внизу |
40 | Высокий, низкий |
41 | Круг, квадрат, треугольник |
42 | Один, много. Весна |
43 | Над, под |
44 | Круг, треугольник |
45 | Слева, справа, наверху, внизу |
46 | Толстый, тонкий |
47 | Утро, день ночь |
48 | Круг, квадрат, треугольник |
49 | Над, под |
50 | Большая, поменьше, маленькая. |
51 | Прямоугольник |
52 | Толстый, тонкий |
53 | Слева, справа, наверху, внизу |
54 | Слева, справа |
55 | Времена года |
56 | Геометрические фигуры |
57 | Толстый, тонкий. Над, под |
58 | Большая, поменьше, маленькая |
59 | Прямоугольник |
60 | Утро, день ночь |
61 | Высокий, низкий |
62 | Слева, справа |
63 | Геометрические фигуры |
64 | Времена года |
Младший дошкольный возраст (4—5 лет)
Количество и счет
- Закреплять умения: считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе).
- Знакомить с стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
- Развивать умения соотносить цифры с количеством предметов. - Развивать понимание отношений между числами в пределах пяти.
- Учить отгадывать математические загадки.
- Различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько? Который? Какой по счету?».
- Устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.
Величина
- Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров).
- Употребление в речи сравнений (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький).
- Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов и объединение их по этому признаку.
Геометрические фигуры
- Закреплять знания: о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); геометрических телах (шар, куб, цилиндр).
- Развивать представления о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.
Ориентировка во времени
- Закрепить умения: различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).
- Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года.
- Развивать умение различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
- Различие понятий: быстро, медленно.
Ориентировка в пространстве
- Продолжать учить: различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева - направо; обозначать словами положение предмета относительно себя; ориентироваться на листе бумаги.
- Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, устанавливать последовательность событий, развивать приёмы анализа и синтеза.
№ | Тема |
1 | Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Величина. Большой и маленький. |
2 | Геометрические фигуры. Круг (находить множества фигур) |
3 | Количество и счет. Цифра 1. Времена года |
4 | Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве. Слева, справа. |
5 | Количество и счет. Установление соответствие соответствия между числом и количеством предметов. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. |
6 | Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур). Логическая задача. |
7 | Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Величина. Большой и маленький. |
8 | Цифра 2. Геометрические фигуры. Круг (находить множества фигур) |
9 | Количество и счет. Ориентировка во времени. Части суток. |
10 | Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. |
11 | Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Геометрические фигуры. |
12 | Квадрат (находить среди множества фигур). Логическая задача. |
13 | Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры. Треугольник ( находить среди множества фигур). |
14 | Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Цифры 1, 2 |
15 | Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше. Осень |
16 | Величина. Короткий, длинный. Времена года |
17 | Геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур) |
18 | Количество и счет. Цифра 3. Части суток |
19 | Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Осень |
20 | Количество и счет. Закрепить знания о цифрах 1,2,3. Величина. |
21 | Высокий, низкий. Логическая задача. Ориентировка в пространстве |
22 | Количество и счет. Цифра 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. |
23 | Величина. Широкий, узкий. Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур) |
24 | Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. |
25 | Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания. Геометрические фигуры. Круг, овал. |
26 | Количество и счет. Закрепить знания о цифрах 1,2,3,4. Логическая задача. Ориентировка в пространстве |
27 | Количество и счет. Закрепить знания о цифрах 1,2,3,4. Счет по образцу. Части суток |
28 | Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. Логическая задача. Времена года |
29 | Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под. |
30 | Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник. Ориентировка во времени. Времена года ( зима, весна, лето, осень). |
31 | Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Части суток |
32 | Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача |
33 | Количество и счет. Закрепить знания о цифре 5, сравнение чисел 4-5. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. |
34 | Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Ориентировка во времени. Быстро, медленно. |
35 | Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными. Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, левый верхний угол, середина. |
36 | Геометрические фигуры. Логическая задача. |
37 | Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. |
38 | Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Величина. Развитие глазомера ( большой, поменьше, самый маленький). |
39 | Обобщение материала. |
40 | Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Логическая задача. |
41 | Установление последовательности событий (части суток). Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже», «самый узкий». |
42 | Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5, соответствие цифры с числом. |
43 | Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр. |
44 | Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными. Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. |
45 | Геометрические фигуры. Логическая задача. |
46 | Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. |
47 | Ориентировка в пространстве. Определять пространственное (расположение предметов по отношению к себе). Логическая задача. |
48 | Обобщение по теме. |
49 | Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. Порядковый счет. Логическая задача. |
50 | Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу. Времена года. |
51 | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. |
52 | Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Логическая задача. |
53 | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. |
54 | Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. |
55 | Количество и счет. Математическая загадка. Знания о цифрах. Величина. Широкий, узкий. |
56 | Ориентировка во времени. Времена года. |
57 | Обобщение по теме. |
58 | Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. |
59 | Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа. Нахождение различий. Части суток. |
60 | Количество и счет. Закрепление знаний цифр от 1 до 5. Порядковые номера по счету до 5. Понятия «Сколько?», «Какой?». |
61 | Геометрические тела. Закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях. Ориентировка на листе бумаги. Логическая задача. |
62 | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. |
63 | Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года. |
64 | Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий. |
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Количество и счет
- В образовательной деятельности по этому разделу у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, учить видеть составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.
- Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе).
- Учить на наглядной основе, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина
- Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.
- Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей, развивать глазомер.
Геометрические фигуры
- Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция.
- Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
- Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
- Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол).
- Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
- Продолжать учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
- Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Ориентировка во времени
- Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. - Учить пользоваться в речи словами - понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
- Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Ориентировка в пространстве
- Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).
- Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между).
- Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Логические задачи
- Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
- Развитие мышления, внимания, памяти.
№ | Тема |
1 | Число 1 и цифра 1,величина. |
2 | Число 2 и цифра 2.,знаки +,=, ориентировка на листе. |
3 | Математические загадки, порядковый и количественный счёт |
4 | Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой. |
5 | Логические задачи. Части суток. Дни недели |
6 | Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг |
7 | Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
8 | Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +,=, независимость числа от величины предметов |
9 | Обобщение по теме |
10 | Число и цифра 6, знаки =,+. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», «еще короче» |
11 | Математические загадки, порядковый и количественный счёт |
12 | Числа и цифры 4,5,6, знаки <, >,=, независимость числа от расположения предметов, квадрат и треугольник. |
13 | Логические задачи. Части суток. Дни недели |
14 | Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия между числом ,цифрой и количеством предметов. |
15 | Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
16 | Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак - |
17 | Обобщение по теме |
18 | Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, знаки -, < ,>,понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди» |
19 | Математические загадки, порядковый и количественный счёт |
20 | Число и цифра 7,знаки =, +,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части. |
21 | Логические задачи. Части суток. Дни недели |
22 | Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7,сложение числа из 2-х меньших, дни недели. |
23 | Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
24 | Числа и цифры 1-8,знаки +,- |
25 | Обобщение по теме |
26 | Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина - деление предмета на 4 части. |
27 | Математические загадки, порядковый и количественный счёт |
28 | Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал |
29 | Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
30 | Знаки <,>,геометрические фигуры, порядковый счет. |
31 | Величина. Геометрические фигуры. Соотношение числа и количества |
32 | Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели. |
33 | Логические задачи. Части суток. Дни недели |
34 | Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логические задачи. |
35 | Обобщение по теме |
36 | Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку. |
37 | Математические загадки, порядковый и количественный счёт |
38 | Цифры от 1до 10; сложение числа 10 из двух меньших |
39 | Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка предмета. |
40 | Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, работа в тетради в клетку. |
41 | Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших. Круг, прямоугольник. |
42 | Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет |
43 | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, знаки ,< >, дни недели. |
44 | Решение задач на сложение и вычитание, четырехугольник, шестиугольник |
45 | Решение логических задач, дорисовка предмета. |
46 | Логические задачи. Части суток. Дни недели |
47 | Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку. |
48 | Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет |
49 | Порядковый счет, решение математической загадки, работа в тетради в клетку. |
50 | Математические загадки, порядковый и количественный счёт |
51 | Величина. Геометрические фигуры. Соотношение числа и количества |
52 | Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
53 | Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе. |
54 | Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов. |
55 | Закрепление знаний о составе числа из двух меньших. |
56 | Разложение числа на два меньших |
57 | Задачи-загадки, нахождение и устранение несоответствия. |
58 | Логические задачи. Части суток. Дни недели |
59 | Величина. Геометрические фигуры. Соотношение числа и количества |
60 | Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку |
61 | Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
62 | Логические задачи, работа в тетради в клетку |
63 | Задачи-загадки, нахождение и устранение несоответствия. |
64 | Обобщение по теме |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Количество и счёт
- Закреплять умение писать цифры от 1 до 10; представление о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств; умение делать из неравенства равенство.
- Продолжать учить считать по образцу и названному числу в пределах десяти; понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёта; сравнивать группы разнородных предметов; отгадывать математические загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел; правильно использовать и писать математические знаки плюс, минус. равно, больше, меньше; сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр; устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание; решать логические задачи.
- Учить считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке; определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу; различать количественный и порядковый счёт в пределах десяти; различать количественный и порядковый счёт в пределах двадцати, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который? Какой по счёту?»; совершать количество движений по названному числу.
- Продолжать знакомить стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).
Величина
- Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте, употреблять сравнения (большой, меньше, ещё меньше, самый маленький; высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий и др.), развивать глазомер; делить предмет на 2, 4, 6. 8 частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
- Учить измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах; изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Геометрические фигуры
- Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция ромб, пятиугольник, шестиугольник).
- Развивать умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
- Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
- Продолжать учить выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры;
- Преобразовывать одни фигуры в другие путём складывания, разрезания.
- Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине); называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, углы).
Ориентировка во времени
- Закреплять и углублять представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах;
- Продолжать учить устанавливать различные временные отношения;
- Знакомить с часами (стрелки, циферблат); учить определять время с точностью до получаса.
Ориентировка в пространстве
- Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.
- Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку, закреплять умения ориентироваться на листе бумаги;
- Определять словом положение предмета относительно себя, другого лица (справа, слева, впереди, сзади).
Логические задачи
- Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
- Развитие мышления, внимания, памяти.
№ | Тема |
1 | Выявление математических представлений. Число 1 и цифра 1,величина |
2 | Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки |
3 | Число 2 и цифра 2.,знаки +,=, ориентировка на листе. |
4 | Дни недели. Графический диктант. Логические задачи |
5 | Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой. |
6 | Геометрические фигуры. Время, часы. |
7 | Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг. |
8 | Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +,=, независимость числа от величины предметов. |
9 | Обобщение по теме |
10 | Число и цифра 6, знаки =,+. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», « еще короче» |
11 | Дни недели. Графический диктант. Логические задачи |
12 | Числа и цифры 4,5,6, знаки <, >,=, независимость числа от расположения предметов, квадрат и треугольник. |
13 | Геометрические фигуры. Время, часы. |
14 | Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия между числом ,цифрой и количеством предметов. |
15 | Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку |
16 | Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак - |
17 | Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки |
18 | Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, знаки -, < ,>,понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди» |
19 | Дни недели. Графический диктант. Логические задачи |
20 | Число и цифра 7, знаки =, +,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части. |
21 | Геометрические фигуры. Время, часы. |
22 | Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7,сложение числа из 2-х меньших, дни недели. |
23 | Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку |
24 | Числа и цифры 1-8,знаки +,- |
25 | Часы. Порядковый и количественный счёт |
26 | Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина - деление предмета на 4 части. |
27 | Обобщение по теме |
28 | Решение примеров , ориентировка в пространстве, овал. |
29 | Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки |
30 | Знаки <,>,геометрические фигуры, порядковый счет |
31 | Дни недели. Графический диктант. Логические задачи |
32 | Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели |
33 | Геометрические фигуры. Время, часы. |
34 | Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логические задачи. |
35 | Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку |
36 | Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку. |
37 | Часы. Ориентировка в пространстве. |
38 | Цифры от 1до 10; сложение числа 10 из двух меньших |
39 | Обобщение по теме |
40 | Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, работа в тетради в клетку |
41 | Геометрические фигуры. Время, часы. |
42 | Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет |
43 | Дни недели. Графический диктант. Логические задачи |
44 | Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших. Круг, прямоугольник. |
45 | Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки |
46 | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, знаки ,< >, дни недели. |
47 | Обобщение по теме |
48 | Решение задач на сложение и вычитание, четырехугольник, шестиугольник. |
49 | Геометрические фигуры. Время, часы. |
50 | Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку. |
51 | Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку |
52 | Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет |
53 | Дни недели. Графический диктант. Логические задачи |
54 | Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе |
55 | Часы. Ориентировка в пространстве. |
56 | Решение задач, дорисовка предмета. |
57 | Геометрические фигуры. Время, часы. |
58 | Порядковый счет, решение математической загадки, работа в тетради в клетку |
59 | Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки |
60 | Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка предмета. |
61 | Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку |
62 | Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов. |
63 | Разложение числа на два меньших. |
64 | Обобщение по теме |
2.3. Методическое обеспечение
№ | Раздел | Форма | Организация образовательного процесса |
1 | Количество и счет | Беседа Игровые технологии | Наборы наглядного, демонстрационного и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 20 |
2 | Геометрические фигуры | Беседа Игровые технологии | Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур |
3 | Величина | Беседа Игровые технологии | Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек. |
4 | Ориентировка во времени | Беседа Игровые технологии | Модель часов, иллюстрации времен года, месяцев, дней недели, художественная литература по теме. |
5 | Ориентировка в пространстве | Беседа Игровые технологии | Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы. |
6 | Логические задачи | Беседа Игровые технологии | Наглядный материал, предметные картинки, развивающие игры «Магический квадрат»,пазлы |
6. Список источников
- Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 336
- Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
- Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
- Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.
- Кац, Е.М. Математика вприпрыжку. Варианты логических заданий для детей 4-6 лет / Е.М. Кац. - М.: МЦНМО, 2018. - 64 c.
- Кац, Е.М. Необычная математика. Тетрадка логических заданий для детей 6-7 лет / Е.М. Кац. - М.: МЦНМО, 2017. - 56 c.
- Кац, Е.М. Необычная математика. Тетрадка логических заданий для детей 7 лет / Е.М. Кац. - М.: МЦНМО, 2018. - 48 c.
- Колесникова, Е.В. Демонстрационный материал: Математика для детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) М.: ТЦ Сфера, 2015. — Математика для детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7): Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. — Рабочая тетрадь для детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) М.: ТЦ Сфера, 2015. - Математика для детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7): Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
- Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 c.
- Колесникова, Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти». / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 c.
- Колесникова, Е.В. Математика вокруг нас. 120 игровых заданий для детей 3-4 лет / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 c.
- Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
- Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина . – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 256 с.
- Корепанова, М.В. Моя математика. Познавательное развитие детей 4-5 лет / М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2015. - 80 c.
- Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
- Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
- Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.
- Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева, Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа)
учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы".ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет)....
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...
«Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Увлекательная математика».
Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, родителям, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В...
Образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Веселая математика»
Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи: Способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; Знание ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)
Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Математики"
Цель: Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкциейЗадачи:Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Совершенст...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей...