Календарно-тематическое планирование по ФЭМП дошкольников с ОВЗ.
календарно-тематическое планирование по математике
Приложение к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями. Планирование представлено для всех возрастных групп и соответствует особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_femp.docx | 163.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями
Календарно-тематическое планирование
учителя-дефектолога
«Формирование элементарных математических
представлений»
Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога: «Формирование элементарных математических представлений»
Вторая младшая группа | |||||
Неделя | Тема | Цели и содержание работы | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||
1 | ДИАГНОСТИКА | ||||
2 | |||||
3 | Понятия один- | Познакомить с понятием один, много, ни одного. | |||
много, ни одного. | Учить понимать вопрос: Сколько? | ||||
Понятия один – | Закреплять понятия один, много, ни одного. | ||||
Познакомить с понятием по одному. | |||||
4 | много, ни одного, по | ||||
Учить отвечать на вопрос: Сколько?, используя слова | |||||
одному. | |||||
один, много, ни одного. | |||||
ОКТЯБРЬ | |||||
Понятия один- | Закреплять различение понятий один, много, ни одного, по | ||||
одному. | |||||
1 | много, ни одного, по | ||||
Учить пользоваться вышеперечисленными понятиями, | |||||
одному. | |||||
при ответе на вопрос Сколько? | |||||
Сравнение групп | Учить сравнивать группы предметов по количеству | ||||
2 | предметов по | способом наложения. | |||
количеству. Способ | |||||
наложения. | |||||
Понятия один- | Закреплять понятия один, много, ни одного, по одному. | ||||
много, ни одного, по | Учить сравнивать предметы, группы предметов по | ||||
одному. Сравнение | количеству, используя способ приложения. | ||||
предметов по | Познакомить с красным цветом. | ||||
3 | количеству. Способ | Познакомить с геометрической фигурой круг. | |||
приложения. | |||||
Красный цвет. | |||||
Геометрическая | |||||
фигура круг. | |||||
Понятия один- | Закреплять понятия один, много, ни одного, по одному. | ||||
много, ни одного, по | Учить сравнивать группы предметов по количеству, | ||||
одному. Сравнение | используя понятия больше – меньше. | ||||
предметов по | Закреплять знание о красном цвете, познакомить с синим | ||||
4 | количеству. Больше | цветом. | |||
– меньше. Синий | Учить выделять геометрическую фигуру круг из | ||||
цвет. | множества других фигур, выделять признаки круга | ||||
Геометрическая | осязательно-двигательным способом. | ||||
фигура круг. | |||||
НОЯБРЬ | |||||
Понятия один, ни | Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по | ||||
1 | одного, по одному, | одному, познакомить с понятием поровну. | |||
поровну (способ | Учить пользоваться способами наложения и приложения |
наложения, | при сравнении двух групп предметов по количеству, | ||
приложения). | называя результаты сравнения словами больше – меньше. | ||
Красный, синий | Закреплять знакомые цвета (красный, синий). | ||
цвет. Круг. | Закреплять представления детей о геометрической фигуре | ||
круг. Формировать понимание пространственных | |||
Предлоги на, под. | отношений предметов, выраженных предлогами на, под. | ||
Один, ни одного, по | Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по | ||
одному, поровну. | |||
одному, поровну. | |||
Учить сравнивать две группы предметов по количеству, | |||
Зеленый цвет. Круг. | |||
называя результаты сравнения словами больше – меньше. | |||
2 | Закреплять знакомые цвета (красный, синий). | ||
Познакомить с зеленым цветом. | |||
Закреплять представления детей о геометрической фигуре | |||
Предлоги на, в. | круг. | ||
Формировать понимание пространственных отношений | |||
предметов, выраженных предлогами на, в. | |||
Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по | |||
Один, ни одного, по | одному, поровну. | ||
Закреплять умение сравнивать две группы предметов по | |||
одному, поровну. | |||
количеству, называя результаты сравнения словами | |||
Желтый цвет. Круг. | |||
больше – меньше. | |||
3 | Закреплять знакомые цвета (красный, синий, зеленый). | ||
Познакомить с желтым цветом. | |||
Закреплять представления детей о геометрической фигуре | |||
Предлоги на, в, под. | круг. | ||
Закрепить навыки понимания и употребления предлогов | |||
на, в, под. | |||
Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по | |||
одному, поровну. | |||
Учить пользоваться способами наложения и приложения | |||
при сравнении двух групп предметов по количеству. | |||
Закреплять знакомые цвета (красный, синий, зеленый, | |||
Один, ни одного, по | желтый). | ||
4 | одному, поровну. | Закреплять представления детей о геометрической фигуре | |
Квадрат. | круг. | ||
Знакомить детей с геометрической фигурой квадрат. | |||
Учить выделять круг и квадрат из множества других фигур | |||
и произносить их названия. | |||
Закрепить навыки понимания и употребления предлогов | |||
на, в, под. | |||
Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по | |||
одному, поровну. | |||
Один, ни одного, по | Учить пользоваться способами наложения и приложения | ||
при сравнении двух групп предметов по количеству. | |||
одному, поровну. | |||
5 | Закреплять знакомые цвета (красный, синий, зеленый, | ||
Белый цвет. Круг, | |||
желтый). | |||
квадрат. | |||
Познакомить с белым цветом. | |||
Закреплять представления детей о геометрических фигурах | |||
круг и квадрат. | |||
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Один, ни одного, по | Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по | |
одному, поровну. | одному, поровну. | ||
Черный цвет. Круг, | Учить пользоваться способами наложения и приложения | ||
квадрат. | при сравнении двух групп предметов по количеству. | ||
Закреплять знакомые цвета (красный, синий, зеленый, | |||
желтый, белый). | |||
Познакомить с черным цветом. | |||
Закреплять умение выделять круг и квадрат из множества | |||
других фигур и произносить их названия. | |||
2 | Один, ни одного, по | Закреплять понятия один, ни одного, по одному, поровну. | |
одному, поровну. | |||
Белый и черный | Закреплять умение пользоваться способами наложения и | ||
цвет. Треугольник. | приложения при сравнении двух групп предметов по | ||
количеству. | |||
Закреплять черный и белый цвета. | |||
Познакомить с геометрической фигурой треугольник. | |||
3 | Один, ни одного, по | Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по | |
одному, поровну. | одному, поровну. | ||
Красный, синий, | Закреплять умение пользоваться способами наложения и | ||
желтый, зеленый, | приложения при сравнении двух групп предметов по | ||
белый и черный | количеству. | ||
цвета. Круг, квадрат, | Закреплять все знакомые цвета. | ||
треугольник. | Закреплять изученные геометрические фигуры. | ||
Большой - | Учить практическим путем определять величину | ||
маленький. | предметов (большой - маленький) и выполнять | ||
соотносящие действия. | |||
ПОВТОРЕНИЕ | |||
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | ДИАГНОСТИКА | ||
Закрепление | Закреплять понятия один, много, по одному. | ||
количественных | Учить сравнивать предметы по величине (большой – | ||
представлений. | маленький), | ||
3 | Большой - | Упражнять в сравнении групп предметов по количеству, | |
маленький. | используя способ наложения и приложения. | ||
Закреплять умение практическим путем определять | |||
величину предметов и выполнять соотносящие действия. | |||
Предлог на. | Закрепить навыки понимания и употребления предлога на. | ||
Закреплять понятия один, много, по одному. | |||
Учить сравнивать предметы по величине (большой – | |||
Закрепление | маленький), | ||
Закреплять умение сравнивать группы предметов по | |||
количественных | |||
количеству (больше - меньше, поровну), используя способ | |||
представлений. | |||
4 | наложения и приложения. | ||
Большой - | |||
Закреплять умение практическим путем определять | |||
маленький. Справа – | |||
величину предметов и выполнять соотносящие действия. | |||
слева. | |||
Учить ориентироваться в схеме собственного тела (справа | |||
– слева). | |||
Закреплять знакомые цвета и геометрические фигуры. | |||
ФЕВРАЛЬ |
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
Закрепление | Закреплять понятия один, много, по одному, при ответе на | |
количественных | ||
вопрос сколько? пользоваться этими понятиями. | ||
представлений. | ||
Закреплять умение сравнивать предметы по величине | ||
Больше – меньше | ||
(большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по | ||
(по величине). | ||
величине). | ||
Одинаковые по | ||
Учить ориентироваться в схеме собственного тела (слева – | ||
величине. Слева - | ||
справа). | ||
справа. | ||
Больше – меньше | Закреплять умение сравнивать предметы по величине | |
(по размеру). | (большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по | |
Одинаковые по | величине). | |
величине. Впереди. | Учить ориентироваться в пространстве (впереди). | |
Закреплять понятия пользоваться способами наложения и | ||
Высокий – низкий. | приложения предметов по высоте, пользоваться понятиями | |
высокий – низкий. | ||
Упражнять в сравнении предметов по высоте способами | ||
Высокий – низкий. | наложения и приложения. | |
Вверху – внизу. | Упражнять в умении определять пространственные | |
отношения и обозначать их словами (вверху – внизу). | ||
МАРТ | ||
Закрепление | ||
количественных | Упражнять в сравнении предметов по высоте способами | |
представлений. | наложения и приложения, используя понятия выше – | |
Выше – ниже, | ниже, одинаковые по высоте. | |
одинаковые по | Упражнять в умении определять пространственные | |
высоте. Вверх – | отношения и обозначать их словами (вверх – вниз). | |
вниз. | ||
Учить ориентироваться в схеме своего тела и в | ||
Справа – слева. | окружающем пространстве, используя слова справа – | |
Вверху – внизу. | слева, вверху – внизу. | |
Предлоги на, в. | Закрепить навыки понимания и употребления предлогов | |
на, в. | ||
Учить сравнивать предметы по ширине и обозначать | ||
Широкий – узкий. | результаты сравнения словами широкий – узкий. | |
Предлоги на, в, под. | Закрепить навыки понимания и употребления предлогов | |
на, в, под. | ||
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, | ||
Широкий – узкий. | используя способ наложения и приложения. | |
Закреплять понятия широкий – узкий. | ||
Утро. | ||
Познакомить с частью суток – утро, учить употреблять | ||
этот термин в речи. | ||
АПРЕЛЬ | ||
Шире – уже, | Упражнять в сравнении предметов по ширине способами | |
наложения и приложения, обозначать результаты | ||
одинаковые по | ||
сравнения словами шире – уже, одинаковые по ширине. | ||
ширине. Предлоги | ||
Закрепить навыки понимания и употребления предлогов | ||
на, в, под. | ||
на, в, под. | ||
Закрепление | Учить различать равенство и неравенство групп по | |
количеству входящих в них предметов, выражая | ||
количественных | ||
результаты сравнения в речи. | ||
представлений. | ||
Познакомить с частью суток – день, учить употреблять | ||
День. | ||
этот термин в речи. | ||
Закрепление | Учить различать равенство и неравенство групп по | ||
3 | количественных | количеству входящих в них предметов, выражая | |
представлений. | результаты сравнения в речи. | ||
Закрепление | Закреплять умение различать равенство и неравенство | ||
групп по количеству входящих в них предметов, выражая | |||
количественных | |||
4 | результаты сравнения в речи. | ||
представлений. | |||
Познакомить с частью суток – вечер, учить употреблять | |||
Вечер. | |||
этот термин в речи. | |||
Закрепление | Закреплять изученные цвета и геометрические фигуры. | ||
Закреплять изученные части суток, правильно употреблять | |||
количественных | |||
эти термины в речи. | |||
5 | представлений. | ||
Утро, день, вечер. | Учить составлять словосочетания, простые предложения с | ||
Предлоги в, на, под. | |||
помощью предлогов на, в, под. | |||
МАЙ | |||
Закрепление | Закреплять изученные цвета и геометрические фигуры. | ||
количественных | |||
1 | Познакомить с частью суток – ночь, учить употреблять | ||
представлений. | |||
этот термин в речи. | |||
Ночь. | |||
Повторение | Закреплять умение сравнивать 2 предмета, контрастных по | ||
величине, высоте, ширине. | |||
2 | изученного | ||
Закреплять изученные части суток, употреблять эти | |||
материала | |||
термины в речи. | |||
3 | ДИАГНОСТИКА |
Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога: «Формирование элементарных математических представлений»
Средняя группа | |||
Неделя | Тема | Цели и содержание работы | |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | ДИАГНОСТИКА | ||
2 | |||
Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и | |||
Признаки и | выделения их признаков (цвет, форма). | ||
Учить соотносить предметы по цвету, форме, по | |||
свойства | |||
3 | занимаемой площади. | ||
предметов | |||
Накапливать опыт образования множеств. | |||
Учить выделять группы предметов по количественному | |||
признаку – один, много | |||
Продолжить знакомство с понятиями – один и много, | |||
закрепить навыки в определении количества предметов | |||
Понятия | (один – много – ни одного), упражнять в сравнении | ||
4 | совокупностей предметов по количеству. | ||
Один и много | |||
Развивать умение анализировать, сравнивать и | |||
устанавливать закономерность расположения предметов в | |||
ряду. | |||
ОКТЯБРЬ | |||
1
2
3
4
1
2
3
4
Продолжить формировать временные отношения: части | ||
суток утро - вечер, учить правильно употреблять эти | ||
Понятия | термины в речи. | |
Утро – вечер. | Учить устанавливать последовательность событий. | |
Учить отгадывать загадки на основе зрительного | ||
восприятия информации. | ||
Учить сравнивать группы предметов по количеству | ||
Сравнение групп | методом наложения и приложения. | |
предметов по | Учить использовать условные обозначения для | |
количественному | закрепления понятий: один, много, одинаково, столько же. | |
признаку | Учить понимать выражение столько-сколько, | |
раскладывать предметы слева направо, отражать в речи | ||
равенство множеств. | ||
Сравнение групп | Обучать сравнивать группы предметов по количеству | |
методом составления пар. | ||
предметов по | ||
Закрепить умение сравнивать группы предметов по | ||
количественному | ||
количеству методом наложения и приложения. | ||
признаку | ||
Учить замещать реальные предметы их условным | ||
обозначением. | ||
Формировать на предметной основе представление о | ||
круге. | ||
Геометрическая | Познакомить со способом сравнения размера предметов. | |
Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами | ||
фигура круг. | ||
окружающего мира. | ||
Круг большой, | ||
Учить группировать предметы по заданному признаку. | ||
маленький. | ||
Учить видеть закономерности в расположении фигур. | ||
Учить продолжать ряд. | ||
НОЯБРЬ | ||
Формировать на предметной основе представления о | ||
шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей | ||
обстановке. Закрепить представление о круге. | ||
Круг. Шар. | Формировать зрительные и осязательно-двигательные | |
способы обследования формы. Упражнять в сравнении | ||
плоскостных и объемных фигур. | ||
Развивать наблюдательность, умение соотносить | ||
сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. | ||
Понятия | Продолжать знакомить с методом сравнения предметов по | |
Длинный – | длине путем приложения. | |
короткий. | Учить пользоваться словами длинный – короткий. | |
Продолжить знакомство с понятиями – длинный - | ||
Понятия | короткий, обозначать результаты сравнения словами. | |
Учить составлять упорядоченный ряд предметов по | ||
Длинный – | ||
степени выраженности в них признака длины, отражая в | ||
короткий. | ||
речи результат сравнения – длиннее – короче, самый | ||
длинный – самый короткий | ||
Учить считать до двух на основе сравнения двух | ||
совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента и | ||
Счет до 2-х. | устанавливать равенство между ними прибавлением | |
единицы. | ||
Формировать представление о сохранении количества | ||
независимо от размера предметов и их расположения. |
5
1
2
3
4
1
Учить узнавать предмет по его описанию. | |||
Дать представление о парных предметах, упражнять в | |||
подборе пар предметов. | |||
Формировать представления о том, чего у каждого | |||
Понятие | человека по 2, по 1, развивать умение ориентироваться в | ||
Пара. | схеме своего тела. | ||
Закрепить умение считать до двух на основе сравнения | |||
двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента. | |||
Закрепить умение сравнивать предметы по длине. | |||
ДЕКАБРЬ | |||
Временные | Продолжить учить различать и правильно называть части | ||
суток: утро - вечер, день - ночь, устанавливать | |||
понятия | |||
последовательность событий. | |||
Утро, день, вечер, | |||
Развивать мыслительные операции (группировать | |||
ночь. | |||
предметы по заданному признаку). | |||
Временные | Формировать временные представления - раньше, позже, | ||
понятия | сначала, потом. | ||
Раньше, позже, | Учить устанавливать последовательность событий, | ||
сначала, потом. | используя в речи слова - раньше, позже, сначала, потом. | ||
Познакомить с образованием числа три на основе | |||
сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 | |||
Счет до 3-х. | элемента. | ||
Учить называть числительные от 1 до 3, считать и | |||
раскладывать предметы слева направо, упражнять в | |||
ориентировке в пространстве. | |||
Формировать на предметной основе представления о | |||
треугольнике, умение распознавать треугольник в | |||
предметах окружающей обстановки. Закрепить | |||
Геометрическая | представление о круге. | ||
фигура | Формировать зрительные и осязательно-двигательные | ||
Треугольник. | способы обследования фигуры. Упражнять в сравнении | ||
плоскостных фигур. | |||
Развивать наблюдательность, умение соотносить | |||
сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. | |||
ЯНВАРЬ | |||
КАНИКУЛЫ | |||
ДИАГНОСТИКА | |||
Пространственные | Формировать пространственные представления, а именно | ||
слева, справа, посередине. | |||
понятия | |||
Учить определять и обозначать словами расположение | |||
Слева, справа, | |||
предметов на плоскости. | |||
посередине. | |||
Продолжать знакомить с методом сравнения предметов по | |||
Понятия | ширине путем приложения. | ||
Учить отражать в речи результаты сравнения словами | |||
Широкий – узкий. | |||
широкий - узкий. | |||
ФЕВРАЛЬ | |||
Понятия | Продолжить знакомство с понятиями – широкий - узкий, | ||
2
3
4
1
2
3
4
Широкий – узкий. | обозначать результаты 2сравнения словами. | |
Учить составлять упорядоченный ряд предметов по | ||
степени выраженности в них признака ширины, отражая в | ||
речи результат сравнения – шире – уже – самый широкий, | ||
самый узкий | ||
Познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения | ||
двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента. | ||
Счет до 4. | Учить называть числительные от 1 до 4, считать и | |
раскладывать предметы слева направо, упражнять в | ||
ориентировке в пространстве. | ||
Формировать на предметной основе представления о | ||
квадрате, умение распознавать квадрат в предметах | ||
окружающей обстановки. Закрепить представление о | ||
Геометрическая | круге, треугольнике. | |
фигура | Формировать зрительные и осязательно-двигательные | |
Квадрат. | способы обследования фигуры. Упражнять в сравнении | |
плоскостных фигур. | ||
Развивать наблюдательность, умение соотносить | ||
сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. | ||
Познакомить с геометрическим телом – куб, учить | ||
обследовать осязательно-двигательным способом куб и | ||
шар. | ||
Дать представление об устойчивости и неустойчивости, | ||
Куб. Шар. | наличии или отсутствии углов. | |
Упражнять в сравнении плоскостных и объемных фигур. | ||
Упражнять в счете до 4-х. | ||
МАРТ | ||
Познакомить на предметной основе с овалом, умение | ||
распознавать овал в предметах окружающей обстановки. | ||
Геометрическая | Закрепить представление о круге. | |
Формировать зрительные и осязательно-двигательные | ||
фигура | ||
способы обследования фигуры. Упражнять в сравнении | ||
Овал. | ||
плоскостных фигур. | ||
Круг - овал | ||
Развивать наблюдательность, умение соотносить | ||
сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. | ||
Закрепить счет в пределах 4-х. | ||
Пространственные | Формировать пространственные представления, а именно | |
понятия | лево - право, спереди – сзади - вокруг. | |
Лево - право, | Учить определять и обозначать словами расположение | |
спереди – сзади – | предметов на относительно себя. | |
вокруг. | Закрепить знания о геометрических фигурах. | |
Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения | ||
двух групп предметов, содержащих 4 и 5 элемента. | ||
Счет до 5 | Учить называть числительные от 1 до 5, считать и | |
раскладывать предметы слева направо, упражнять в | ||
ориентировке в пространстве. | ||
Пространственные | Формировать пространственные отношения внутри – | |
снаружи. | ||
понятия | ||
Учить определять и обозначать словами расположение | ||
Внутри - снаружи | ||
предметов. | ||
1
2
3
4
5
1
2
Закрепить количественный счет в пределах 5.
АПРЕЛЬ
Порядковый счет | Учить порядковому счету в пределах 5, дать понятия | |
до 5. | ||
первый – последний. | ||
Понятия | ||
Учить различать количественный и порядковый счет, | ||
первый – | ||
правильно отвечать на вопросы сколько?, Какой по счету? | ||
последний. | ||
Продолжать знакомить с методом сравнения предметов по | ||
Понятия | высоте путем приложения. | |
Высокий - низкий | Учить обозначать результаты сравнения словами высокий | |
- низкий | ||
Продолжить знакомство с понятиями – высокий - низкий, | ||
обозначать результаты сравнения словами. | ||
Понятия | Формировать пространственные представления – вверху, | |
Высокий – | внизу. | |
низкий, | Учить составлять упорядоченный ряд предметов по | |
вверху - внизу | степени выраженности в них признака длины, отражая в | |
речи результат сравнения – выше, ниже, самый высокий – | ||
самый низкий | ||
Формировать пространственные представления: на, над, | ||
под, около, в, слева, справа. Закреплять умение в | ||
Пространственные | ориентировке на плоскости. Учить двигаться в указанном | |
понятия | направлении в соответствии со словесной инструкцией. | |
на, над, под, в. | Закрепить в речи употребление предлогов. Развивать | |
внимание, мышление | ||
Временные | Формировать временные понятия вчера, сегодня, завтра. | |
Учить устанавливать последовательность событий, | ||
понятия | ||
правильно использовать в речи данные понятия. | ||
вчера, сегодня, | ||
Закрепить количественный и порядковый счет в пределах | ||
завтра | ||
5. | ||
МАЙ | ||
Закрепить пространственные представления – на, над, под, | ||
в, слева, справа, верху, внизу, внутри, снаружи, спереди, | ||
Повторение | сзади, вокруг. | |
Закрепить временные представления – утро, вечер, день, | ||
пройденного | ||
ночь, вчера, сегодня, завтра. | ||
материала | ||
Упражнять в подборе и группировке предметов по | ||
определенному признаку (цвет, форма). | ||
Закрепить знания о геометрических телах – шар, куб. | ||
Закрепить навыки количественного и порядкового счета в | ||
пределах 5 с выделением итогового числа с | ||
использованием разных анализаторов: зрительного, | ||
слухового, тактильного. | ||
Повторение | Упражнять в сравнении двух групп предметов по | |
пройденного | количеству – больше, меньше, столько же . | |
материала | Упражнять в подборе и группировке предметов по | |
определенному признаку (величине). Закрепить понятия | ||
величин: большой – маленький, длинный – короткий, | ||
широкий – узкий, высокий –низкий, стимулировать их | ||
активное употребление в речи. |
3
4
ДИАГНОСТИКА
Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога: «Формирование элементарных математических представлений»
Старшая группа | |||
Неделя | Тема | Цели и содержание работы | |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | ДИАГНОСТИКА | ||
2 | |||
Закрепить умение сравнивать предметы по признакам: | |||
Признаки | цвет, форма, размер. | ||
Упражнять в сравнении предметов по указанным | |||
предметов. | |||
признакам. | |||
Закрепить понятия «одинаковый», «разный». | |||
3 | Сравнение | Закрепить и обобщить представления детей о свойствах | |
предметов по 1-2 | предметов. | ||
признакам. | Упражнять в сравнении предметов по 1-2 признакам | ||
Составление групп | (цвет-величина, цвет-форма). | ||
предметов с | Учить составлять группы предметов с заданными | ||
заданными | признаками. | ||
признаками | |||
Понятия | Закрепить понятия один, много, мало, несколько. | ||
Упражнять в сравнении групп предметов, используя | |||
один, много, мало, | |||
понятия один, много, мало, несколько. | |||
несколько | |||
Устанавливать отношения между понятиями один - | |||
много, мало - несколько. | |||
Закреплять понятия большой - маленький, больше - | |||
меньше, одинаковые по размеру. | |||
Понятия | Учить сравнивать предметы по размеру, используя | ||
4 | большой - | данные понятия. | |
маленький, больше- | Закрепить понятие шар. | ||
меньше, одинаковые | Дать понятие о плоскостных фигурах и объемных. | ||
по размеру | Учить обследовать его осязательно-двигательным | ||
(сравнение) | способом. | ||
Геометрическое | Закрепить представления о неустойчивости и отсутствии | ||
тело - шар | углов. | ||
Упражнять в нахождении предметов данной формы в | |||
окружающем пространстве. | |||
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Понятия больше - | Закрепить понятия больше – меньше. | |
меньше. | Упражнять в сравнении предметов по количеству путем | ||
2
3
4
1
2
3
составления групп. | ||
Понятия | Закрепить понятия столько же, одинаково, поровну. | |
Учить сравнивать группы предметов по количеству | ||
столько же, | ||
путем наложения и приложения, находить одинаковые. | ||
одинаково, поровну. | ||
Развивать умение анализировать, сравнивать, | ||
осуществлять последовательные действия. | ||
Уравнивание групп | Учить уравнивать группы предметов: получать | |
равенство из неравенства (неравенство из равенства), | ||
предметов | ||
добавлять к меньшему количеству один предмет или | ||
(разница = 1) | ||
убирать его из большего количества. | ||
Понятие пара. | Закрепить у детей понятие пара, умение находить пары | |
в окружающих предметах. | ||
Уравнивание групп | ||
Учить уравнивать группы предметов, пользуясь | ||
предметов. | ||
приемами приложения и составления пар. | ||
Равенство и | Учить сравнивать количество предметов, давая | |
неравенство | определение больше (меньше) на 1. | |
(+1, -1). | Закрепить навык уравнивания групп предметов. | |
Закрепить представление детей о круге. | ||
Геометрическая | Учить выделять круг среди других геометрических | |
фигура круг. | фигур. | |
Составление круга | Упражнять в нахождении данной геометрической | |
из частей. | фигуры в окружающем пространстве и на картинках. | |
Развивать целостное восприятие предметов. | ||
Закрепить навыки сравнения предметов по высоте, | ||
Понятия | используя в речи слова высокий – низкий. | |
высокий - низкий. | Упражнять в группировке предметов по данному | |
признаку. | ||
Понятия | Познакомить детей с понятиями выше - ниже, | |
выше - ниже, | одинаковые по высоте, учить правильно употреблять их | |
одинаковые по | в речи. | |
высоте | Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов | |
по степени выраженности в них признака высоты. | ||
НОЯБРЬ | ||
Понятия | Учить определять верх и низ в окружающем | |
пространстве, на плоскости и на листе бумаги. | ||
верх – низ, сверху - | ||
Упражнять в понимании и употреблении в речи понятий | ||
снизу | ||
верх – низ, сверху - снизу. | ||
Сравнение | Упражнять в сравнении множеств предметов, находить | |
множеств. Больше – | больше – меньше на 1,2. | |
меньше на 1,2 | Учить уравнивать группы предметов. | |
Познакомить с числом и цифрой 1. | ||
Соотнесение числа | Учить устанавливать соответствие между количеством | |
предметов и цифрой. | ||
и количества. | ||
Учить воспринимать число 1 с помощью различных | ||
Цифра 1. | ||
анализаторов. | ||
Развивать мелкую моторику (выкладывание, обводка по | ||
контуру цифры 1). | ||
Понятия | Учить понимать и использовать в практической | |
деятельности понятия спереди - сзади (перед, за, между). | ||
спереди - сзади | ||
Упражнять в понимании и употреблении в речи этих | ||
(перед, за, между) | ||
понятий. | ||
Понятия | Закреплять навыки сравнения предметов по длине, |
длинный - | используя в речи слова длинный - короткий. | ||
короткий. | Упражнять в группировке предметов по данному | ||
признаку. | |||
Понятия | Познакомить детей с понятиями длиннее - короче, | ||
длиннее - короче, | одинаковые по длине, учить правильно употреблять их в | ||
одинаковые по | речи. | ||
длине. | Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов | ||
по степени выраженности в них признака длины. | |||
Познакомить с образованием и составом числа 2, с | |||
цифрой 2. | |||
Дать понятие о независимости количества от цвета, | |||
Число и цифра 2. | формы, размера. | ||
Образование числа | Учить выделять из множества по образцу и слову, | ||
2. | воспринимать с помощью различных анализаторов. | ||
Учить соотносить число и количество, пользоваться | |||
4 | порядковыми числительными. | ||
Развивать мелкую моторику (выкладывание, обводка по | |||
контуру цифры 2) | |||
Сравнение | Учить сравнивать количества 1 и 2 зрительно и на слух. | ||
Учить различать цифры 1 и 2, соотносить их с | |||
количеств (1,2). | |||
количеством. | |||
Различение цифр 1, | |||
Упражнять в решении практических задач на | |||
2. | |||
конкретных предметах. | |||
Учить находить правое и левое в окружающем | |||
Понятие | пространстве, использовать эти понятия. | ||
Учить ориентироваться в собственном теле и в | |||
правое, левое | |||
окружающем пространстве относительно себя. | |||
Развивать слуховое внимание. | |||
5 | Пространственные | Учить употреблять пространственные понятия верх, низ, | |
понятия верх, низ, | левое, правое, середина, вверху, внизу, слева, справа, | ||
левое, правое, | влево, вправо. | ||
середина, вверху, | Учить детей ориентироваться на плоскости и листе | ||
внизу, слева, справа, | бумаги. | ||
влево, вправо. | |||
ДЕКАБРЬ | |||
Закреплять представление детей о треугольнике. | |||
Геометрическая | Познакомить с геометрическим телом конус. Закрепить | ||
фигура | понятие о плоскостных и объемных фигурах. | ||
треугольник. | Закреплять умение пересчета в пределах 3. | ||
Геометрическое | Упражнять в нахождении данной геометрической | ||
тело конус | фигуры в окружающем пространстве и на картинках. | ||
1 | Развивать целостное восприятие предметов. | ||
Знакомить детей с образованием числа 3 и цифрой 3. | |||
Число и цифра 3. | Учить выделять 3 предмета из множества по слову. | ||
Закреплять навык пересчета предметов, независимо от | |||
Образование числа | |||
расположения в пространстве. | |||
3. | |||
Формировать умение соотносить количество, число и | |||
цифру. | |||
Закрепление | Познакомить с составом числа 3. | ||
Учить различать количество 1,2,3 с помощью различных | |||
2 | образования числа | ||
анализаторов. | |||
3, состав числа 3. | |||
Формировать понятие числовой ряд. | |||
3
4
1
2
3
4
1
Упражнять в прямом и учить обратному счету в | ||
пределах 3. | ||
Понятия | Формировать понятия далеко, близко (около, рядом). | |
далеко, близко | Учить ориентироваться в окружающем мире и мире | |
(около, рядом) | предметов. | |
Понятия | Формировать понятия толстый – тонкий, одинаковый | |
по толщине, толще, тоньше. | ||
толстый – тонкий, | ||
Учить сравнивать предметы по толщине, раскладывать | ||
одинаковый по | ||
их по толщине. | ||
толщине, толще, | ||
Упражнять в группировке предметов по данному | ||
тоньше. | ||
признаку. | ||
Понятия | Закрепить понятия толстый – тонкий, одинаковый по | |
толстый – тонкий, | ||
толщине, толще, тоньше. | ||
одинаковый по | ||
Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов | ||
толщине, толще, | ||
по степени выраженности в них признака. | ||
тоньше. | ||
ПОВТОРЕНИЕ | ||
ЯНВАРЬ | ||
КАНИКУЛЫ | ||
ДИАГНОСТИКА | ||
Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 3. | ||
Счет в прямом (до | Учить сравнивать число и количество, соотносить |
- и обратном (от 3) количество с цифрой.
порядке | Сравнивать числа и количество, давая определение | |
больше - меньше на 1 | ||
Формировать понятия внутри – снаружи на наглядном | ||
Понятия внутри - | материале. | |
снаружи. | Закрепить умение ориентироваться в пространстве. | |
Учить использовать сформированные понятия в речи. | ||
Закреплять представление детей о квадрате, кубе. | ||
Геометрическая | Закрепить понятие о плоских и объемных формах. | |
Учить выделять квадрат среди других геометрических | ||
фигура квадрат, | ||
фигур. | ||
Геометрическое | ||
Упражнять в нахождении данной геометрической | ||
тело куб. | ||
фигуры в окружающем пространстве и на картинках. | ||
Развивать целостное восприятие предметов. | ||
Знакомить детей с образованием числа 4 и цифрой 4. | ||
Учить выделять 4 предмета из множества по слову. | ||
Образование числа | Закреплять навык пересчета предметов, независимо от | |
4; знакомство с | расположения в пространстве. | |
цифрой 4 | Формировать умение соотносить количество, число и | |
цифру. | ||
Закрепить понятие числовой ряд. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||
Закреплять навыки пересчета предметов независимо от | ||
перемещения и их расположения в пространстве, | ||
Состав числа 4 | называние итога счета. | |
Учить согласовывать числительные с | ||
существительными. | ||
Учить составлять число 4 разными способами. |
2
3
4
1
Закрепить числовой ряд в пределах 4. | ||
Понятия больше - | Закреплять понятия больше - меньше. | |
Упражнять в сравнении количества с числом и цифрой. | ||
меньше Сравнение | ||
Закреплять последовательность чисел/цифр в | ||
количеств. Цифры | ||
числовом/цифровом ряду. | ||
1-4. | ||
Образование и | Повторить образование и состав числа 4. | |
Закрепить понятие числового ряда, счет прямой и | ||
состав числа 4 | ||
обратный. | ||
(повторение) | ||
Упражнять в решении практических задач в пределах 4. | ||
Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. | ||
Геометрическая | Упражнять в различении геометрических фигур по | |
форме, цвету и величине. | ||
фигура | ||
Учить сравнивать геометрические фигуры, узнавать | ||
прямоугольник. | ||
изменения. | ||
Геометрические | ||
Учить узнавать формы в предметах окружающей | ||
фигуры – | ||
обстановки и на картинках. | ||
прямоугольник - | ||
Развивать конструктивные способности, ориентировку | ||
квадрат. | ||
на листе бумаги. | ||
Упражнять в составлении из частей целого. | ||
Познакомить детей с тетрадью в клетку, учить видеть | ||
Знакомство с | клетку. | |
Закрепить умение ориентироваться в пространстве листа | ||
тетрадью в клетку. | ||
тетради (верх, низ, слева, справа, середина). | ||
Учить обводить заданное количество клеток. | ||
Понятия | Формировать понятия вчера, сегодня, завтра. | |
вчера, сегодня, | ||
Закреплять понятия раньше, позже. | ||
завтра, раньше, | ||
Учить устанавливать последовательность событий. | ||
позже | ||
Знакомить детей с образованием числа 5 и с цифрой 5. | ||
Закреплять навык пересчета предметов, независимо от | ||
Образование числа | расположения в пространстве. | |
Формировать умение соотносить количество, число и | ||
5. Цифра 5. | ||
цифру. | ||
Учить выделять 5 предметов из множества по слову. | ||
Закрепить понятие числовой ряд в пределах 5. | ||
Закреплять навыки пересчета предметов независимо от | ||
перемещения и их расположения в пространстве, | ||
направления счета в пределах 5. | ||
Учить выполнять счет движений и счет предметов на | ||
Число и цифра 5 | ощупь. | |
Учить определять место числа в числовом ряду. | ||
Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах | ||
5, от заданного числа, порядковый счет. Учить отвечать | ||
на вопросы: Который по счету? На каком месте? | ||
МАРТ | ||
Части суток. | Закрепить умение определять и называть части суток, их | |
Их | последовательность, соотносить с действиями в разное | |
последовательность. | время суток. | |
Закрепление | Закрепить представление детей о геометрических телах. | |
геометрических тел | Учить находить предметы из окружения, похожие на | |
шар, куб, конус. | данные геометрические тела. |
Учить сравнивать геометрические тела с | |||
геометрическими фигурами. | |||
Число и цифра 0. | Познакомить с числом и цифрой 0. | ||
Упражнять в отсчете заданного количества в пределах 5. | |||
2 | Познакомить с составом числа 5. | ||
Упражнять в счете в пределах пяти с открытым | |||
Состав числа 5. | |||
результатом. | |||
Упражнять в сравнении количества предметов. | |||
Знакомить детей с образованием числа 6, числовым | |||
рядом до 6. | |||
Учить выделять 6 предметов из множества по слову. | |||
Учить пересчитывать предметы в разном расположении | |||
Число 6. | в пространстве, с использованием разных анализаторов. | ||
Формировать умение соотносить число, количество. | |||
Упражнять в счете предметов в пределах 6, с | |||
3 | присчитывание и отсчитыванием по 1. | ||
Учить воспроизводить числовой ряд от заданного до | |||
заданного числа. | |||
Закреплять навыки пересчета предметов независимо от | |||
перемещения и их расположения в пространстве, | |||
Число 7 | направления счета. | ||
Учить определять место числа в числовом ряду. | |||
Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах | |||
7, от заданного числа, порядковый счет | |||
Знакомить детей с образованием числа 8. | |||
Учить выделять 8 предметов из множества по слову. | |||
Число 8. | Учить пересчитывать предметы в разном расположении | ||
в пространстве с помощью слухового и двигательного | |||
Образование числа. | |||
анализаторов. | |||
Закрепить понятие числовой ряд, уметь воспроизводить | |||
числовой ряд от заданного и до заданного числа. | |||
4 | Закреплять числовой ряд, умение находить место числа в | ||
ряду | |||
Учить называть соседей числа. | |||
Числовой ряд. | Закрепить навыки пересчета предметов независимо от | ||
перемещения и их расположения в пространстве в | |||
Соседи числа. | |||
пределах 8, направления счета. | |||
Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах | |||
8, от заданного числа, порядковый счет. | |||
АПРЕЛЬ |
Знакомить детей с образованием числа 9. | |||
Учить выделять 9 предметов из множества по слову. | |||
Число 9. | Учить пересчитывать предметы в разном расположении | ||
в пространстве с помощью слухового и двигательного | |||
Образование числа. | |||
анализаторов. | |||
1 | Закрепить понятие числовой ряд, уметь воспроизводить | ||
числовой ряд от заданного и до заданного числа. | |||
Закреплять числовой ряд, умение находить место числа в | |||
Числовой ряд. | ряду | ||
Соседи числа. | Закреплять умение называть соседей числа. | ||
Закрепить навыки пересчета предметов независимо от |
перемещения и их расположения в пространстве в | |||
пределах 9, направления счета. | |||
Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах | |||
9, от заданного числа, порядковый счет. | |||
Знакомить детей с образованием числа 10. | |||
Учить выделять 10 предметов из множества по слову. | |||
Учить пересчитывать предметы в разном расположении | |||
Число 10. | в пространстве с помощью слухового и двигательного | ||
Образование числа. | анализаторов. | ||
Закрепить понятие числовой ряд, уметь воспроизводить | |||
числовой ряд от заданного и до заданного числа. | |||
Упражнять в количественном и порядковом счете. | |||
2 | Закреплять числовой ряд, умение находить место числа в | ||
ряду. | |||
Упражнять в выкладывании числового ряда до 10, в | |||
счете обратном порядке с любого заданного числа. | |||
Числовой ряд. | Учить называть соседей числа. | ||
Соседи числа. | Закрепить навыки пересчета предметов независимо от | ||
перемещения и их расположения в пространстве в | |||
пределах 10, направления счета. | |||
Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах | |||
8, от заданного числа, порядковый счет. | |||
Выделение | Упражнять в отсчитывании заданного количества | ||
количеств, больше | предметов. | ||
названного числа | Закреплять умение в выделении количеств, больше | ||
3 | на 1 | названного числа на 1. | |
Выделение | Упражнять в отсчитывании заданного количества | ||
количеств, меньше | предметов. | ||
названного числа | Закреплять умение в выделении количеств, меньше | ||
на 1 | названного числа на 1. | ||
Выделение | Упражнять в отсчитывании заданного количества | ||
количеств, больше | предметов. | ||
или меньше | Закреплять умение отсчитывать количество предметов, в | ||
названного числа на | выделении количеств ,больше или меньше названного | ||
4 | 1 | числа на 1. | |
Состав числа 2 и 3 | Закрепить состав чисел 2 и 3. | ||
(повторение). | Упражнять в решении практических задач в пределах 3. | ||
Решение | Упражнять в прямом, обратном, порядковом счете в | ||
практических задач | пределах 10, в соотнесении числа и цифры в пределах 5. | ||
в пределах 3. | Закрепить ряд цифр в пределах 5. | ||
Состав числа 4 | Закрепить состав числа 4. | ||
(повторение). | Упражнять в решении практических задач в пределах 4. | ||
Решение | Упражнять в прямом, обратном, порядковом счете в | ||
практических задач | пределах 10, в соотнесении числа и цифры в пределах 5. | ||
5 | в пределах 4. | Закрепить ряд цифр в пределах 5. | |
Состав числа 5 | Закрепить состав числа 5. | ||
(повторение). | Упражнять в решении практических задач в пределах 5. | ||
Решение | Упражнять в прямом, обратном, порядковом счете в | ||
практических задач | пределах 10, в соотнесении числа и цифры в пределах 5. | ||
в пределах 5. | Закрепить ряд цифр в пределах 5. | ||
МАЙ | |||
1 | Дни недели. | Формировать понятия неделя, дни недели, их |
последовательность. | |||
Учить устанавливать последовательность дней недели. | |||
Ориентировка в | |||
пространстве и на | Закрепить умение ориентировать в окружающем | ||
листе бумаги | пространстве и на листе бумаги. | ||
(закрепление) | |||
Закрепить состав чисел в пределах пяти. | |||
Состав чисел в | Упражнять в составлении числа из отдельных единиц, | ||
пределах 5 | из двух меньших чисел. | ||
2 | (повторение) | Закрепить счет в пределах 10, соотнесение числа и | |
цифры в пределах пяти. | |||
Занятие – | |||
путешествие в | Повторение пройденного материала | ||
страну математики | |||
3 | ДИАГНОСТИКА | ||
Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога: «Формирование элементарных математических представлений»
Подготовительная группа | |||
Неделя | Тема | Цели и содержание работы | |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | ДИАГНОСТИКА | ||
2 | |||
Геометрические | Повторить геометрические фигуры, которые известны | ||
фигуры | |||
детям: круг, треугольник, квадрат. | |||
(повторение). | |||
Учить детей сравнивать предметы по цвету, находить | |||
Сравнение | |||
одинаковые и разные по цвету предметы на основе | |||
предметов по | |||
практических действий, составлять группы предметов, | |||
цвету. | |||
одинаковых по цвету. | |||
Учить понимать значение слов: каждый, все, остальные, | |||
Понимание | кроме. Вводить эти слова в активный словарь ребенка. | ||
значений слов: | Упражнять детей в сравнении предметов по цвету, | ||
каждый, все, | находить одинаковые и разные по цвету предметы на | ||
3 | остальные, кроме. | основе практических действий, составлять группы | |
предметов, одинаковых по цвету. | |||
Закрепить знание о геометрической фигуре | |||
прямоугольник. | |||
Учить выделять прямоугольник среди других | |||
геометрических фигур. | |||
Упражнять в нахождении данной геометрической фигуры | |||
Прямоугольник. | в окружающем пространстве и на картинках. | ||
Развивать целостное восприятие предметов. | |||
Упражнять в сравнении предметов по цвету, находить | |||
одинаковые и разные по цвету предметы на основе | |||
практических действий, составлять группы предметов, | |||
одинаковых по цвету. | |||
4 | Сравнение | Закрепить умение различать и правильно называть | |
предметов по | геометрические фигуры. | ||
форме. | Изучать одно из свойств предметов – форму. | ||
Учить сравнивать предметы по форме. | |||
Упражнять в сравнении предметов по форме, находить | |||
одинаковые и разные по форме предметы на основе | |||
практических действий, составлять группы предметов, | |||
одинаковых по форме и различных по другим признакам. | |||
Познакомить с геометрической фигурой овал. | |||
Учить выделять овал среди других геометрических фигур. | |||
Упражнять в нахождении данной геометрической фигуры | |||
в окружающем пространстве и на картинках. | |||
Овал | Развивать целостное восприятие предметов. | ||
Упражнять в сравнении предметов по форме, находить | |||
одинаковые и разные по форме предметы на основе | |||
практических действий, составлять группы предметов, | |||
одинаковых по форме. | |||
Сравнение | Закрепить умение различать и правильно называть | ||
геометрические фигуры. | |||
предметов по | |||
Изучать одно из свойств предметов – размер. | |||
размеру. | |||
Учить сравнивать предметы по размеру. | |||
ОКТЯБРЬ | |||
Закрепить умение различать и правильно называть | |||
геометрические фигуры. | |||
Сравнение | Упражнять в сравнении предметов по размеру, находить | ||
предметов по | одинаковые и разные по размеру предметы на основе | ||
размеру. | практических действий, составлять группы предметов, | ||
одинаковых по размеру и различных по другим | |||
признакам. | |||
Закрепить понятие большой – маленький. | |||
Упражнять в сравнении нескольких предметов по | |||
Понятия | величине способами приложения, наложения, определять | ||
эти признаки предметов словами большие – маленькие, | |||
1 | большой - | ||
одинаковые по величине, больше, меньше, самый большой, | |||
маленький | |||
самый маленький. | |||
Формировать умение группировать предметы по | |||
указанным признакам. | |||
Закрепить умение сравнивать несколько предметов по | |||
величине способами приложения, наложения, определять | |||
Понятия | эти признаки предметов словами большие – маленькие, | ||
большой - | одинаковые по величине, больше, меньше, самый большой, | ||
маленький | самый маленький. | ||
Формировать умение группировать предметы по | |||
указанным признакам. | |||
Уточнить и закрепить количественные отношения один – | |||
много, столько же на основе визуального сравнения и | |||
Понятия | пересчета. | ||
один, много, | Закрепить умение соотносить число 1 с количеством и | ||
2 | столько же | цифрой. | |
Работать над согласованием числительного один и | |||
наречия много с существительным в роде и падеже. | |||
Понятия | Уточнить и закрепить понятия слева – справа – | ||
слева, справа, | посередине в действиях с конкретными предметами и на | ||
посередине. | плоскости. |
Закрепить ориентировку в пространстве и на листе | |||
бумаги. | |||
Формировать умение анализировать и сравнивать | |||
Сравнение | совокупности предметов методом взаимно однозначного | ||
соотнесения (наложение, приложение). | |||
совокупностей | |||
Раскрыть понятия равенства и неравенства совокупностей | |||
предметов | |||
предметов, используя понятия много, столько же, мало, | |||
несколько, одинаково, поровну, больше, меньше. | |||
Упражнять в сравнении совокупностей предметов | |||
методом взаимно однозначного соотнесения (наложение, | |||
Сравнение | приложение). | ||
совокупностей | Учить использовать в речи слова много, столько же, | ||
предметов | мало, несколько, одинаково, поровну, больше, меньше. | ||
Учить отвечать на вопрос сколько? (больше, меньше, | |||
столько же) | |||
Закрепить понятия равенства и неравенства предметов. | |||
3 | Сравнение | Упражнять в сравнении совокупностей предметов путем | |
увеличения или уменьшения количества предметов. | |||
совокупностей | |||
Учить сопровождать практические действия словами | |||
предметов. | |||
прибавил, убавил, стало больше, стало меньше, стало | |||
Знаки =, =/=. | |||
поровну. | |||
Познакомить детей со знаками =, =/=. | |||
Сравнение | |||
совокупностей | Закрепить понятия равенства и неравенства предметов. | ||
предметов. | Упражнять в правильном использовании знаков =, =/=. | ||
Знаки =, =/=. | |||
Уточнить и закрепить знания детей в образовании числа 2 | |||
Число и цифра 2. | на основе сравнения двух совокупностей, умение | ||
называть, обозначать цифры, соотносить число с | |||
количеством и цифрой. | |||
Закрепить понятие пара. | |||
Число и цифра 2. | Учить распределять количество предметов парами. | ||
Пара. | Упражнять в согласовании числительного с | ||
4 | существительным в роде и падеже. | ||
Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по | |||
высоте способами приложения, наложения. | |||
Понятия | Определять указанные признаки предметов словами: | ||
высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые по высоте, | |||
высокий - низкий | |||
самый высокий, самый низкий. | |||
Формировать умение группировать предметы по | |||
указанным признакам. | |||
НОЯБРЬ | |||
Продолжать упражнять детей в сравнении нескольких | |||
предметов по высоте способами приложения, | |||
наложения. | |||
Понятия | Определять указанные признаки предметов словами: | ||
1 | высокий - низкий | высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые по высоте, | |
самый высокий, самый низкий. | |||
Формировать умение группировать предметы по | |||
указанным признакам. | |||
Число и цифра 3. | Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа | ||
3 на основе двух совокупностей. | |||
Упражнять в назывании и обозначении числа цифрой, | |||
соотнесении числа с количеством и цифрой. | |||
Упражнять в счете до 3 в прямом и обратном порядке, в | |||
Число и цифра 3. | счете на слух, на ощупь, счете движений. | ||
Упражнять в согласовании числительного 3 с | |||
существительным в роде и падеже. | |||
Понятия | Уточнить и закрепить пространственные представления в | ||
впереди – сзади, на | |||
действиях с конкретными предметами и на плоскости. | |||
– над – под. | |||
Понятия | Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по | ||
длинный - | |||
длине способами приложения, наложения. | |||
короткий. | |||
Определять указанные признаки словами: длинный - | |||
Длиннее, короче. | |||
короткий, длиннее - короче, самый длинный, самый | |||
Самый длинный, | |||
2 | короткий, одинаковые по длине. | ||
самый короткий. | |||
Понятия | Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по | ||
длине способами приложения, наложения. | |||
длинный - | |||
Определять указанные признаки словами: длинный - | |||
короткий. | |||
короткий, длиннее - короче, самый длинный, самый | |||
Длиннее, короче. | |||
короткий, одинаковые по длине. | |||
Самый длинный, | |||
Формировать умение группировать предметы по | |||
самый короткий. | |||
указанному признаку. | |||
Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа | |||
Число и цифра 4. | 4 на основе двух совокупностей. | ||
Упражнять в назывании и обозначении числа цифрой, | |||
соотнесении числа с количеством и цифрой. | |||
Устанавливать последовательность чисел в пределах 4 в | |||
прямом и обратном порядке. | |||
Число и цифра 4. | Упражнять в счете до 4 в прямом и обратном порядке, в | ||
счете на слух, на ощупь, счете движений. | |||
3 | |||
Упражнять в согласовании числительного 4 с | |||
существительным в роде и падеже. | |||
Уточнить представление о сутках и составных частях | |||
суток, их последовательность. Систематизировать | |||
Части суток | конкретные представления о том, что происходит в | ||
разное время суток. | |||
Учить соотносить части суток с определенным цветом | |||
(ночь - черный, день – белый). | |||
Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по | |||
Понятия | ширине. | ||
Учить определять ширину предметов словами: узкий - | |||
узкий - широкий. | |||
широкий, уже – шире, самый широкий, самый узкий, | |||
одинаковые по ширине. | |||
Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по | |||
4 | ширине. | ||
Закрепить умение определять ширину предметов | |||
Понятия | |||
словами: узкий - широкий, уже – шире, самый широкий, | |||
узкий - широкий. | |||
самый узкий. | |||
Формировать умение группировать предметы по | |||
указанному признаку. | |||
Понятие о | Закрепить представление о настоящем, будущем, | ||
времени: | прошедшем времени (сегодня, завтра, вчера). |
настоящее, | Учить использовать в речи соответствующие слова, | ||
прошлое, будущее | обозначающие временные понятия. | ||
(сегодня, завтра, | |||
вчера). | |||
Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа | |||
5 на основе двух совокупностей. | |||
Число и цифра 5. | Упражнять в назывании и обозначении числа цифрой, | ||
соотнесении числа с количеством и цифрой. | |||
Устанавливать последовательность чисел в пределах 5 в | |||
прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. | |||
Познакомить с новым видом многоугольников – | |||
5 | пятиугольником. | ||
Пятиугольник. | Упражнять в счете до 5 в прямом и обратном порядке, в | ||
Число и цифра 5. | счете на слух, на ощупь, счете движений. | ||
Упражнять в согласовании числительного 5 с | |||
существительным в роде и падеже. | |||
Формировать представление детей о сложении, как | |||
Сложение. Знак + | объединении совокупностей предметов. Познакомить со | ||
знаком +. | |||
ДЕКАБРЬ | |||
Сложение. Знак + | Формировать представление детей о сложении, как | ||
объединении совокупностей предметов. Познакомить со | |||
знаком +. | |||
1 | Сложение. Знак + | Закрепить представления детей о сложении, как | |
(закрепление) | |||
объединении совокупности предметов. | |||
Сложение. Знак + | |||
Учить записи сложения с помощью знака +. | |||
(закрепление) | |||
Упражнять детей в сравнении предметов по толщине. | |||
Понятия | Учить определять толщину предметов словами: толстый | ||
толстый - тонкий. | - тонкий, одинаковые по толщине, толще - тоньше, | ||
самый толстый, самый тонкий. | |||
Упражнять детей в сравнении предметов по толщине. | |||
Учить определять толщину предметов словами: толстый | |||
Понятия | - тонкий, одинаковые по толщине, толще - тоньше, | ||
толстый - тонкий | самый толстый, самый тонкий. | ||
2 | Формировать умение группировать предметы по | ||
указанному признаку. | |||
Порядковые | Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить | ||
числительные. | навыки порядкового счета в пределах пяти. Показать, что | ||
Понятия | для определения порядкового места предмета имеет | ||
между, перед, за. | значение направление счета. | ||
Учить располагать предметы в указанном порядке и | |||
определять пространственные отношения: между, перед, | |||
за. | |||
Свойства | Закрепить и обобщить представления о свойствах | ||
предметов | предметов: цвете, форме, размере. | ||
(обобщение) | Закрепить умение детей сравнивать предметы по цвету, | ||
3 | форме, размеру. | ||
Учить находить признаки сходства и различия и выражать | |||
их в речи. | |||
Свойства | Закрепить умение детей сравнивать предметы по цвету, | ||
предметов | форме, размеру. |
(обобщение) | Учить классифицировать предметы по заданным | ||
признакам. | |||
Учить находить признаки сходства и различия и выражать | |||
их в речи. | |||
Вычитание. Знак - | Формировать представление о вычитании как об | ||
удалении из совокупности предметов ее части. | |||
Познакомить со знаком - . | |||
Вычитание. Знак - | Закрепить представления детей о вычитании. | ||
Учить записи сложения с помощью знака -. | |||
Сложение и | Закрепить практические навыки сложения и вычитания. | ||
4 | вычитание. | Учить анализировать, что было в начале, что получилось | |
Сложение и | в результате действий. | ||
Учить определять какое действие должно быть выполнено | |||
вычитание. | |||
и обосновывать выбор знака. | |||
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | ДИАГНОСТИКА | ||
Формировать представление о сравнении совокупностей | |||
Знаки >, < | предметов с помощью знаков >, <. | ||
Упражнять в сравнении совокупностей предметов и | |||
обосновывать выбор знака. | |||
Закрепить практические навыки сравнения совокупностей | |||
Знаки >, < | предметов с помощью знаков >, < и сопровождать | ||
действия словами: больше, меньше. | |||
3 | ). | ||
Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа | |||
6 на основе двух совокупностей. | |||
Познакомить с цифрой 6, с соотнесением числа с | |||
Число и цифра 6. | количеством и цифрой. | ||
Учить написанию цифры 6. | |||
Устанавливать последовательность чисел в пределах 6 в | |||
прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. | |||
Познакомить с новым видом многоугольников – | |||
шестиугольником. | |||
Упражнять в счете до 6 в прямом и обратном порядке, в | |||
Число и цифра 6. | счете на слух, на ощупь, счете движений. | ||
Упражнять в составлении и записи операций сложения и | |||
Шестиугольник. | |||
вычитания в пределах 6 и прочтении полученного | |||
выражения. | |||
Учить согласовывать числительное 6 с | |||
существительными в роде и падеже. | |||
4 | Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа | ||
7 на основе двух совокупностей. | |||
Познакомить с цифрой 7, с соотнесением числа с | |||
Число и цифра 7. | количеством и цифрой. | ||
Учить написанию цифры 7. | |||
Устанавливать последовательность чисел в пределах 7 в | |||
прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. | |||
Закрепить понятия о последовательности дней в неделе, | |||
Дни недели | месяцев в году, показать, что эта последовательность | ||
Месяцы | всегда одна и та же. | ||
Закрепить знания о последующих и предыдущих днях |
недели и месяцах в году. | |||
Учить активно использовать их названия в речи. | |||
ФЕВРАЛЬ | |||
Упражнять в счете до 7 в прямом и обратном порядке, в | |||
счете на слух, на ощупь, счете движений. | |||
Упражнять в составлении и записи операций сложения и | |||
Число и цифра 7. | вычитания в пределах 7 и прочтении полученного | ||
Многоугольники. | выражения. | ||
Закрепить знания о многоугольниках. | |||
Учить согласовывать числительное 7 с | |||
существительными в роде и падеже. | |||
Познакомить с геометрическим телом цилиндр. Закрепить | |||
Геометрическое | понятие о плоскостных и объемных фигурах. | ||
1 | Закреплять умение пересчета в пределах 7. | ||
тело | |||
Упражнять в нахождении данного геометрического тела | |||
цилиндр | |||
в окружающем пространстве и на картинках. | |||
Развивать целостное восприятие предметов. | |||
Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа | |||
8 на основе двух совокупностей. | |||
Познакомить с цифрой 8, с соотнесением числа с | |||
Число и цифра 8. | количеством и цифрой. | ||
Учить написанию цифры 8. | |||
Устанавливать последовательность чисел в пределах 8 в | |||
прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. | |||
Упражнять в счете до 8 в прямом и обратном порядке, в | |||
счете на слух, на ощупь, счете движений. | |||
Упражнять в составлении и записи операций сложения и | |||
Число и цифра 8. | вычитания в пределах 8 и прочтении полученного | ||
выражения. | |||
Учить согласовывать числительное 8 с | |||
существительными в роде и падеже. | |||
Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа | |||
9 на основе двух совокупностей. | |||
Число и цифра 9. | Познакомить с цифрой 9, с соотнесением числа с | ||
2 | количеством и цифрой. | ||
Учить написанию цифры 9. | |||
Устанавливать последовательность чисел в пределах 9 в | |||
прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. | |||
Упражнять в счете до 9 в прямом и обратном порядке, в | |||
счете на слух, на ощупь, счете движений. | |||
Число и цифра 9. | Упражнять в составлении и записи операций сложения и | ||
вычитания в пределах 9 и прочтении полученного | |||
выражения. | |||
Учить согласовывать числительное 9 с | |||
существительными в роде и падеже. | |||
Уточнить знания о числе и цифре 0. | |||
Упражнять в отсчете заданного количества в пределах 9. | |||
Учить выполнять счетные операции на сложение и | |||
3 | Число и цифра 0 | вычитание в пределах 9, упражнять в чтении данных | |
записей. | |||
Показать, что при выполнении действий сложения и | |||
вычитания с числом 0 результат не изменяется. |
Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа | |||
10 на основе двух совокупностей. | |||
Число и цифра 10. | Познакомить с цифрой 10, с соотнесением числа с | ||
количеством и цифрой. | |||
Учить написанию цифры 10. | |||
Устанавливать последовательность чисел в пределах 10 в | |||
прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. | |||
Упражнять в счете до 10 в прямом и обратном порядке, в | |||
счете на слух, на ощупь, счете движений. | |||
Число и цифра 10. | Упражнять в составлении и записи операций сложения и | ||
вычитания в пределах 10 и прочтении полученного | |||
Цифровой ряд. | выражения. | ||
Учить узнавать заданную цифру из ряда других. | |||
Учить согласовывать числительное 10 с | |||
существительными в роде и падеже. | |||
Измерение длины. | Формировать представления об измерении длины с | ||
помощью мерки, линейки. | |||
Измерение длины. | |||
Познакомить с такими единицами измерения длины, как | |||
Числовой отрезок. | |||
шаг, пядь, локоть, сажень. | |||
Упражнять в практическом измерении длины с помощью | |||
мерки, линейки. | |||
4 | Познакомить с сантиметром и метром как | ||
Измерение длины. | общепринятыми единицами измерения длины, | ||
Числовой отрезок. | формировать умение использовать линейку для | ||
измерения длин отрезков. | |||
Познакомить с числовым отрезком, показать приемы | |||
присчитывания и отсчитывания одной или нескольких | |||
единиц на числовом отрезке. | |||
МАРТ | |||
Познакомить с геометрическим телом пирамида. | |||
Закрепить понятие о плоскостных и объемных фигурах. | |||
Закреплять умение пересчета в пределах 10. | |||
Геометрическое | Упражнять в нахождении данного геометрического тела | ||
тело | в окружающем пространстве и на картинках. | ||
пирамида | Формировать умение сравнивать геометрические тела: | ||
шар-куб, конус-пирамида-цилиндр. Учить находить | |||
1 | признаки сходства и различия геометрических тел. | ||
Развивать целостное восприятие предметов. | |||
Числа от 1 до 10 | Упражнять в назывании и обозначении чисел от 1 до10. | ||
Учить устанавливать последовательность чисел в прямом | |||
и обратном порядке в пределах 10, начиная с любого | |||
числа. | |||
Числа от 1 до 10 | Учить понимать выражения: до, после, за, между, перед. | ||
Формировать умение соотносить цифру, число и | |||
количество в пределах 10. | |||
Числа от 1 до 10, | Продолжать учить соотносить цифру, число и количество | ||
в пределах 10, сравнивать смежные числа, увеличивая или | |||
операция | |||
уменьшая на 1,2 единицы. | |||
сравнения | |||
2 | Закрепить знаки =, =/=. | ||
Закрепить состав чисел 2 и 3, учить раскладывать числа | |||
Состав чисел 2,3 | 2,3 на 2 меньших числа, а из двух меньших чисел | ||
составлять одно на конкретных предметах и на числовых |
карточках. | |||
Упражнять в согласовании числительных 2,3 с | |||
существительными в роде и падеже. | |||
Познакомить с переместительным свойством сложения и | |||
Переместительное | показать его практическое применение на наглядном | ||
свойство сложения | материале и с помощью цифр. | ||
Упражнять в составлении арифметического выражения. | |||
Состав числа 4 | Закрепить состав числа 4, учить раскладывать число 4 на | ||
2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять | |||
одно целое число на конкретных предметах и на | |||
числовых карточках. | |||
3 | Состав числа 4 | Упражнять в составлении арифметического выражения. | |
Упражнять в согласовании числительного 4 с | |||
существительными в роде и падеже | |||
Закрепить состав числа 5, учить раскладывать число 5 на | |||
Состав числа 5 | 2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять | ||
одно целое число на конкретных предметах и на числовых | |||
карточках. | |||
Упражнять в составлении арифметического выражения. | |||
Состав числа 5 | Продолжать формировать понятие о переместительном | ||
свойстве сложения. | |||
Упражнять в согласовании числительного 5 с | |||
существительными в роде и падеже. | |||
Закрепить состав числа 6, учить раскладывать число 6 на | |||
4 | Состав числа 6 | 2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять | |
одно целое число на конкретных предметах и на числовых | |||
карточках. | |||
Упражнять в составлении арифметического выражения. | |||
Продолжать формировать понятие о переместительном | |||
Состав числа 6 | свойстве сложения. | ||
Учить считать по 2. | |||
Упражнять в согласовании числительного 6 с | |||
существительными в роде и падеже | |||
АПРЕЛЬ | |||
Закрепить состав числа 7, учить раскладывать число 7 на | |||
Состав числа 7 | 2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять | ||
одно целое число на конкретных предметах и на числовых | |||
карточках. | |||
Упражнять в составлении арифметического выражения. | |||
Состав числа 7 | Продолжать формировать понятие о переместительном | ||
1 | свойстве сложения. | ||
Упражнять в согласовании числительного 7 с | |||
существительными в роде и падеже | |||
Дать представления детям об арифметической задаче. | |||
Арифметическая | Учить правильно отвечать на вопросы задачи по образцу, | ||
задача | уметь выделять условие задачи и вопрос. | ||
на сложение | Учить составлять задачи на сложение в предметно - | ||
практической деятельности. | |||
Закрепить состав числа 8, учить раскладывать число 8 на | |||
2 | Состав числа 8 | 2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять | |
одно целое число на конкретных предметах и на числовых | |||
карточках. | |||
Упражнять в составлении арифметического выражения, | |||
Состав числа 8 | решении арифметических задач на сложение. | ||
Упражнять в согласовании числительного 8 с | |||
существительными в роде и падеже. | |||
Закрепить состав числа 9, учить раскладывать число 9 на | |||
Состав числа 9 | 2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять | ||
одно целое число на конкретных предметах и на числовых | |||
карточках. | |||
Упражнять в согласовании числительного 9 с | |||
Состав числа 9 | существительными в роде и падеже | ||
Упражнять в составлении арифметического выражения, | |||
решении арифметических задач. | |||
3 | Закрепить состав числа 10, учить раскладывать число 10 | ||
Состав числа 10 | на 2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять | ||
одно целое число на конкретных предметах и на числовых | |||
карточках. | |||
Состав числа 10 | Упражнять в составлении арифметического выражения, | ||
решении арифметических задач на сложение. | |||
Арифметическая | Дать представление об арифметической задаче на | ||
задача | |||
вычитание. | |||
на вычитание | |||
Учить правильно отвечать на вопросы задачи по образцу, | |||
Арифметическая | уметь выделять условие задачи и вопрос. | ||
задача на | Учить составлять задачи на вычитание в предметно - | ||
4 | вычитание | практической деятельности. | |
Закрепить пространственные представления – право-лево, | |||
верх-низ, посередине, между. | |||
Ориентировка в | Упражнять в использовании в речи слов, обозначающих | ||
пространстве и на | местоположение предметов, направление движений. | ||
листе бумаги. | Упражнять в написании графических диктантов по | ||
образцу и по словесной инструкции. | |||
Закрепить названия геометрических фигур, цифр. | |||
Арифметические | Учить сравнивать задачи на нахождение суммы и остатка | ||
задачи на | |||
и называть арифметические действия, используя | |||
сложение и | |||
конкретные предметы, зрительные опоры, схемы. | |||
вычитание | |||
Учить решать задачи на увеличение числа на несколько | |||
Арифметические | |||
единиц, используя при этом конкретные предметы, | |||
задачи на | |||
5 | иллюстративный материал, схемы. | ||
сложение и | |||
Упражнять в составлении задач всех видов по картинкам. | |||
вычитание | |||
Учить выделять числовые данные и реальные действия, | |||
Арифметические | |||
которые привели к изменению количества предметов. | |||
задачи на | |||
Учить делать рисунок задачи, отражая в нем ее условия. | |||
сложение и | |||
Упражнять в составлении записи решения задачи. | |||
вычитание | |||
МАЙ | |||
Повторение | Обобщить знания о геометрических фигурах, | ||
геометрических телах. Упражнять в сравнении | |||
1 | плоскостных и объемных фигур. | ||
Повторение | Закрепить представления о свойствах предметов (цвет, | ||
форма, размер), упражнять в классификации | |||
Повторение | геометрических тел и фигур по заданному признаку. |
Закрепить навыки пространственной ориентировки на | |||
плоскости, в пространстве, относительно себя. | |||
Развивать графические навыки. | |||
Повторение | Закрепить числа и цифры 0-10, количественный и | ||
порядковый счет в пределах 10 - прямой и обратный; | |||
умение соотносить число, количество и цифру. | |||
2 | Повторение | Закрепить умение сравнивать 2 числа с использованием | |
знаков <., >, =. | |||
Закрепить состав чисел от 2 до 10. | |||
Повторение | Упражнять в составлении и решении арифметических | ||
задач и примеров на сложение и вычитание. | |||
3 | ДИАГНОСТИКА | ||
4 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие» (чтение художественной литературы)
Планирование расписано по дням и темам недели....
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...