Консультация для воспитателей "Игра "Да - нет" как элемент технологии ТРИЗ в системе работы с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Консультация предназначена для восптателей ДОУ. В ней рассматривается одна из игр технологии ТРИЗ - игра "Да - нет". Игра может применяться в разных деятельностях, имеет несколько уровней сложности, может применяться для игр с детьми разного дошкольного возраста. Данная консультация составлена по материалам Сидорчук Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_da-net.pptx | 500.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При работе с творческими задачами необходимы мыслительные операции, позволяющие выявить необходимый материал. От группировки признаков и выбора оснований для классификации объектов зависит решение творческой задачи. Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение большего количества неактуальной в данный момент информации. Метод дихотомии позволяет сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Он основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.
Игра «Да – Нет» - средство по обучению сужения поля поиска. В работе с дошкольниками рекомендуется использовать следующие виды задач « Да-Нет »: 1. Поиск объекта по признакам и их значениям 1.1. Поиск объектов по признаку, значения которого упорядочиваются в ряд «от самого…, до самого…» 1.2. Поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд, когда для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения. 2. Выяснение недостающих данных в ситуациях. 2.1. Анализ бытовых ситуаций. 2.2. Анализ ситуаций из литературных произведений.
Освоение числового ряда Алгоритм сужения поля поиска в числовом ряду Ведущий представляет числовой ряд, в котором загадано какое-либо число. Вводится основное правило игры: не допускается перечисление чисел данного ряда. Играющие задают вопросы по поиску этого числа в ряду. Ведущим принимаются вопросы, сужающие поле поиска ( отсечение половины числового ряда). Выигрывает тот, кто выйдет на загаданное число, задав наименьшее количество вопросов.
Освоение числового ряда Игровая задача: отгадать число, загаданное ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска. Условия: не допускается перечисление чисел; принимаются только вопросы, сужающие поле поиска Выявление среднего числа с последующим отсечением половинного множества. Использование слов: "до", "после", "между", «перед»..
Освоение объектного ряда Для этого устанавливаются картинки каких-либо объектов. Игра проводится точно также, как с числовым рядом, но термины «больше – меньше» заменяются на «право – лево» от середины.
Освоения разных видов пространства В дошкольном возрасте важны понятия, связанные с ориентацией в пространстве (система отсчета и способы пространственной ориентации). Цель: Учить детей сужать поле поиска объекта в пространстве; Учить детей находить точку отсчета в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); Развивать умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; Использовать при решении задач ориентировки на линии, на плоскости, в объемном пространстве; Обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно-пространственном окружении.
Алгоритм сужения поля поиска в пространстве Ведущий загадывает предмет, расположенный в каком-либо пространстве (линейном, плоскостном, объемном). правила игры: нельзя перечислять объекты; при поиске обязательно использовать слова, обозначающие местонахождение объекта в пространстве. Играющие задают вопросы по поиску объекта в пространстве. Ведущий принимает вопросы, сужающие поле поиска в пространстве (механизмом сужения является отсечение части пространства). Выигрывают те, кто выйдет на загаданный объект, задав наименьшее количество вопросов.
Освоение линейного (одномерного) пространства Цель развитие умения сужать поле поиска объекта на линии; обучение умению ориентироваться в линейном пространстве; обогащение словаря терминами: «середина», «право – лево», «между», «крайние» и др.. Игровая задача В линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим.
Освоение плоскостного (двумерного) пространства Двухмерное пространство осваивается на основе объектов, расположенных на горизонтальной и вертикальной плоскости. Цель : обучение умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве; обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть », «верхняя – нижняя часть », «дальняя – ближняя часть », « угол », «сторона» плоскости .
Освоение объемного (трехмерного) пространства обучение умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета; обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть комнаты», «верхняя – нижняя часть комнаты», «дальняя – ближняя часть комнаты», «верхний – нижний угол», «ближний - дальний угол», «правый – левый угол », «правая – левая сторона», « задняя – передняя часть комнаты », «выше – ниже уровня глаз».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА» с детьми дошкольного возраста
Упражнения для профилактики плоскостопия.Упражнения для проработки тазобедренных суставов, точек стопы, улучшения ориентации в пространстве, координации, нормализации мышечного тонуса.Упражнения разви...
Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр разработа и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого ...
Семинар-практикум "ТРИЗ - технология речевого развития в работе с детьми дошкольного возраста".
Т- теорияР-решенияИ-изобретательскихЗ - задач...
Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста
Картотека интеллектуально-речевыхигр с элементами технологии ТРИЗ и РТВдля детей старшего дошкольного возраста 2015 годг. Кал...
Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...
Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."
Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...
«Геокешинг» — одна из современных технологий с элементами краеведения и туризма в работе с детьми дошкольного возраста
laquo;Геокэшинг»- приключенческая игра с элементами туризма и краеведения можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста....