Формирование временных представлений. «Кусочки времени».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель – формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных особенностях.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать представления детей о часе, частях суток, днях недели;
- создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире;
- учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать навыки общения, способность правильно понимать;
- развивать любознательность.
Воспитательные:
- помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кусочки времени | 197.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие».
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
в средней группе
Тема: Формирование временных представлений.
Название: «Кусочки времени».
Цель – формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных особенностях.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать представления детей о часе, частях суток, днях недели;
- создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире;
- учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать навыки общения, способность правильно понимать;
- развивать любознательность.
Воспитательные:
- помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.
Материалы и оборудование: системный оператор, «временная» матрёшка, семь гномиков «дни недели», домик «Гномиков», раздаточный материал – карточки с условным изображением частей суток, с изображением «гномиков», условные обозначения «кусочков времени», мольберт, указка, мультимедийное сопровождение к занятию, блоки Дьенеша.
Методы и приемы: - наглядные (наблюдения, демонстрация иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов, часов и т.д.)
- словесные (чтение сказок, отгадывание загадок)
- практические (игры, упражнения, опыты).
Словарная работа: дни недели, сутки, час, минуты, секунды.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативная, физическое развитие.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников |
Организационный этап 3 мин. | Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого. | Сообщение о предстоящей деятельности. В.: - ребята, сегодня я предлагаю поиграть с временной матрешкой. Но мы будем не только с ней играть, а ещё мы повторим, что можно успеть сделать за определенный кусочек времени. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов. Игра «Теремок» по «кусочкам времени». Организация образовательного пространства. Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение «Теремок». -В теремке живут «кусочки времени». | Приветствие, участие в игре «Теремок». Дети называют кусочки времени, проходят в «теремок», присаживаются на ковёр. Дети помогают читать стихотворение «Теремок». Дети называют «кусочки времени»: год, время года, месяц, неделя, сутки, часть суток, час, минута, секунда и проходят на ковёр. |
Актуализация, 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой, возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Игра «Я целое, вы мои части». Домик «Гномиков». | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. В.: - поиграем в игру «Я целое, вы мои части»? И так, я-неделя, вы мои части. В.: - молодцы! - скажите, а какой сегодня день недели? - а какой он по счёту? Если дети затрудняются ответить, можно обратить внимание детей на домик «Гномиков» | Участвуют в играх. Ответы детей: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Дети: - вторник. Ответы детей. |
Расширение имеющихся представлений, 8 мин | Продолжать формирование представления детей о частях суток, днях недели (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. | Работа с системным оператором. Игра «Кусочек времени - часть суток». | А сейчас все внимание на мольберт. -Что это? -Давайте вспомним, для чего он нам нужен? Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский. Если мы рассмотрим что-то... (объект) Это что-то для чего-то... (функция объекта) Это что-то из чего-то... (подсистема объекта) Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта) Чем-то было это что-то... (прошлое объекта) Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта) Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! А волшебный экран поможет нам. С чего необходимо начать? Наш объект в этом окне будет гномик по имени Вторник. -У нашего объекта есть друзья. (верхнее окошечко делим пополам и ставим букву Д). В этом окошечке мы называем всех друзей объекта. (дни недели). В верхней половинке- -Где живет объект? Дальше мы наш объект рассмотрим в прошлом и будущем. И последнее окошко-части. -А теперь скажите, из каких кусочков времени состоит часть суток? | Участвуют в играх. Д.: - волшебный экран. Вместе с воспитателем дети повторяют стихотворение. Дети - с 1 окошечка. Ребята находят нужную карточку, помещают на экран. Дети из множества картинок выбирают те, которые можно поместить на волшебный экран. - в календаре, стихах и т.д. Дети находят подходящие картинки, помещают на ватман. -Час, минута, секунда. |
Расширение имеющихся представлений + Динамическая пауза, 4 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Игра «Что успеешь сделать» (за секунду, минуту, час, сутки). Игра «Временная матрёшка». | -Поиграем в игру? -Что успеешь сделать за секунду? За минуту? -А теперь хочу предложить вам поиграть с временной матрёшкой. Дети рассматривают матрёшку, называют её по имени «Неделя». Дальше по цепочке. Педагог по очереди открывает матрёшек, помогает вспомнить их «имена», а также ещё раз уточняет, сколько частей в каждой матрёшке. | Ответы детей. Показывают, что можно успеть сделать за определённый кусочек времени. Дети рассматривают матрёшек, называют их по именам, рассуждают. Вспоминают части каждой временной матрёшки. |
Практическая работа 5 мин | Развивать познавательную активность; навыки общения, способность правильно понимать задания, развивать любознательность. | Работа подгруппами. Игра «Найди нужные фигуры» с блоками Дьенеша. | Организация практической работы. -Ребята, а временная матрёшка хочет снами ещё поиграть. Она прислала нам зашифрованную записку и просит нас «прочитать» это послание. Попробуем? -Первое задание: собери неделю. Воспитатель уточняет, всем ли всё понятно, предлагает выполнить задание. -Второе задание: собери сутки. Воспитатель уточняет, всем ли всё понятно, предлагает выполнить задание. -Третье задание: выложи столько блоков, сколько тебе лет.
| Распределяются на подгруппы по желанию. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются блоками). Ответы детей |
Заключительный этап. Рефлексия 2 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. | Метод трёх вопросов. | Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали? | Высказываются по поводу полученной информации. Предполагаемые ответы: -играли с матрешкой -заполняли «волшебный экран», собирали блоки -хотели узнать, что можно успеть сделать за каждый кусочек времени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
Статья: "Формирование графических навыков и временных представлений в старшем дошкольном возрасте"
В данной статье рассмотрены проблемы формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Данные проблемы становятся особенно актуальными в совокупности подготовки детей к школе и, ...
Теоретические основы формирования математических представлений о времени у старших дошкольников
В статье показано, что детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, ...
Фотокалендарь наших дел как способ формирования начальных представлений о времени
Для формирования у дошкольников представлений о времени педагоги используют различные приемы и формы работы: разучивание песен, стихов, беседы в режимных моментах, работают с различными ка...
Проект по познавательному развитию " Формирование начальных представлений о временах года у детей младшего возраста" ( для детей 3-5лет)
Продуктивно- творческий проект продолжительсностью 1 год...
Конспект ОД Математические представления ТЕМА: Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.
Цель: Формировать временные представления сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.Задачи:-Познакомить с понятием: быстро, медленно-Совершенствовать знания о частях суто...
Картотека игр на формирование и развитие пространственно-временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственно-временных представлений. Формирование временных представлений и освоение окружающего пространства помогает ребенку сформировать для се...