Формирование временных представлений. «Кусочки времени».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Пахоменко Ксения Николаевна

Цель – формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных особенностях.

Задачи:

Образовательные:

-    продолжать формировать представления детей о часе, частях суток, днях недели;

  • создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире;
  • учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий.

 

Развивающие:

-    развивать познавательную активность;

  • развивать навыки общения, способность правильно понимать;
  • развивать любознательность.

 

Воспитательные:

-    помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кусочки времени197.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие».

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

в средней группе

Тема: Формирование временных представлений.

Название: «Кусочки времени».

Цель – формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных особенностях.

Задачи:

Образовательные:

-    продолжать формировать представления детей о часе, частях суток, днях недели;

  • создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире;
  • учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий.

Развивающие:

-    развивать познавательную активность;

  • развивать навыки общения, способность правильно понимать;
  • развивать любознательность.

Воспитательные:

-    помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.

Материалы и оборудование: системный оператор, «временная» матрёшка, семь гномиков «дни недели», домик «Гномиков», раздаточный материал – карточки с условным изображением частей суток, с изображением «гномиков», условные обозначения «кусочков времени», мольберт, указка, мультимедийное сопровождение к занятию, блоки Дьенеша.

Методы и приемы: - наглядные (наблюдения, демонстрация иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов, часов и т.д.)

- словесные (чтение сказок, отгадывание загадок)

- практические (игры, упражнения, опыты).

Словарная работа: дни недели, сутки, час, минуты, секунды.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативная, физическое развитие.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный

этап 3 мин.

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Сообщение о предстоящей деятельности.

В.: - ребята, сегодня я предлагаю поиграть с временной матрешкой. Но мы будем не только с ней играть, а ещё мы повторим, что можно успеть сделать за определенный кусочек времени.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов. Игра «Теремок» по «кусочкам времени». Организация образовательного пространства.

Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение «Теремок».

-В теремке живут «кусочки времени».

Приветствие, участие в игре

«Теремок». Дети называют кусочки времени, проходят в «теремок», присаживаются на ковёр.

Дети помогают читать стихотворение «Теремок».

Дети называют «кусочки времени»: год, время года, месяц, неделя, сутки, часть суток, час, минута, секунда и проходят на ковёр.

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой, возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Игра «Я целое, вы мои части».

Домик «Гномиков».

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

В.: - поиграем в игру «Я целое, вы мои части»? И так, я-неделя, вы мои части.

В.: - молодцы!

- скажите, а какой сегодня день недели?

- а какой он по счёту? Если дети затрудняются ответить, можно обратить внимание детей на домик «Гномиков»

Участвуют в играх.

Ответы детей: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Дети: - вторник.

Ответы детей.

Расширение

имеющихся

представлений, 8 мин

Продолжать формирование представления детей о частях суток, днях недели (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Работа с системным оператором.

Игра «Кусочек времени - часть суток».

А сейчас все внимание на мольберт.

-Что это?

-Давайте вспомним, для чего он нам нужен?

Автор:  к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский.

Если мы рассмотрим что-то... (объект)

Это что-то для чего-то... (функция объекта)

Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)

Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

А волшебный экран поможет нам.

С чего необходимо начать?

Наш объект в этом окне будет гномик по имени Вторник.

-У нашего объекта есть друзья.

(верхнее окошечко делим пополам и ставим букву Д).

В этом окошечке мы называем всех друзей объекта. (дни недели).

В верхней половинке-

-Где живет объект?

Дальше мы наш объект рассмотрим в прошлом и будущем. И последнее окошко-части.

-А теперь скажите, из каких кусочков времени состоит часть суток?

Участвуют в играх.

Д.: - волшебный экран.

Вместе с воспитателем дети повторяют стихотворение.

Дети - с 1 окошечка.

Ребята находят нужную карточку, помещают на экран.

Дети из множества картинок выбирают те, которые можно поместить на волшебный экран.

- в календаре, стихах и т.д.

Дети находят подходящие картинки, помещают на ватман.

-Час, минута, секунда.

Расширение

имеющихся

представлений + Динамическая

пауза, 4 мин

Смена вида деятельности, предупреждение

утомляемости

Игра «Что успеешь сделать» (за секунду, минуту, час, сутки).

Игра «Временная матрёшка».

-Поиграем в игру?

 -Что успеешь сделать за секунду?

За минуту?

-А теперь хочу предложить вам поиграть с временной матрёшкой.

Дети рассматривают матрёшку, называют её по имени «Неделя». Дальше по цепочке. Педагог по очереди открывает матрёшек, помогает вспомнить их «имена», а также ещё раз уточняет, сколько частей в каждой матрёшке.

Ответы детей.

Показывают, что можно успеть сделать за определённый кусочек времени.

Дети рассматривают матрёшек, называют их по именам, рассуждают.

Вспоминают части каждой временной матрёшки.

Практическая

работа  

5 мин

Развивать познавательную активность; навыки общения, способность правильно понимать задания, развивать любознательность.

Работа подгруппами.

Игра «Найди нужные фигуры» с блоками Дьенеша.

Организация практической работы.

-Ребята, а временная матрёшка хочет снами ещё поиграть. Она прислала нам зашифрованную записку и просит нас «прочитать» это послание. Попробуем?

-Первое задание: собери неделю.

Воспитатель уточняет, всем ли всё понятно, предлагает выполнить задание.

-Второе задание: собери сутки.

Воспитатель уточняет, всем ли всё понятно, предлагает выполнить задание.

-Третье задание: выложи столько блоков, сколько тебе лет.

        

Распределяются на подгруппы по желанию.

Выполняют практическую работу.  Взаимодействуют с другими детьми (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются блоками).

Ответы детей

Заключительный этап. Рефлексия

 2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Метод трёх вопросов.

Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали?

Высказываются по поводу полученной информации.

Предполагаемые ответы:

-играли с матрешкой

-заполняли «волшебный экран», собирали блоки

-хотели узнать, что можно успеть сделать за каждый кусочек времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Статья: "Формирование графических навыков и временных представлений в старшем дошкольном возрасте"

В данной статье рассмотрены проблемы формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Данные проблемы становятся особенно актуальными в совокупности подготовки детей к школе и, ...

Теоретические основы формирования математических представлений о времени у старших дошкольников

В статье показано, что детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, ...

Фотокалендарь наших дел как способ формирования начальных представлений о времени

Для формирования у дошкольников представлений о времени педагоги используют  различные приемы и формы работы: разучивание песен, стихов, беседы в режимных моментах, работают с различными ка...

Конспект ОД Математические представления ТЕМА: Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.

Цель: Формировать временные представления сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.Задачи:-Познакомить с понятием: быстро, медленно-Совершенствовать знания о частях суто...

Картотека игр на формирование и развитие пространственно-временных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственно-временных представлений. Формирование временных представлений и освоение окружающего пространства помогает ребенку сформировать для се...