ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРО-ГРАММА «Занимательная логика»
методическая разработка по математике (младшая группа)

Соколова Раиса Николаевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1222

 

Утверждаю

 Директор ГБОУ Школы №1222

____________________

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная догика»

 

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Срок освоения: 1 год

  Возраст обучающихся: 3-4 года

 

Составитель:

Соколова Раиса Николаевна, воспитатель

                                               (ФИО, должность)

Согласовано: _____________

                               (дата)

Старший методист: _________________

 

Москва, 2019

 

Пояснительная записка

             Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

         Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

        

Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная логика».

Задачи программы:

1.Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий;

2.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;

3.Поощрять детей к освоению и применению познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений высказываний в разнообразных жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.

 

Концептуальная основа программы.

             Занятия кружка «Занимательная логика» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

         Большое место на занятиях  занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

 

        

 

 

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся с подгруппой детей 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий 20-25 минут.

 

Ожидаемы результаты:

1. Выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

2. Сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

3. Ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся

справа, слева, вверху, внизу;

4. Разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

5. Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

6. Называть главную функцию (назначение) предметов;

7. Расставлять события в правильной последовательности;

8. Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность

действий;

9. Применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

10. Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

11. Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

12. Проводить аналогию между разными предметами;

13. Запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,

рассуждать.

14. Проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:

1.     Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

2. Проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

3. Технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Контрольные задания.
  2. Открытые занятия.

 

 

 

 

 

Каледарно-тематическое планирование

 

Тема

Цель, задачи

Содержание

Ноябрь

1

Тема: "День рождение куклы Маши".

 

Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов;

Развивать умение сравнивать совокупность предметов по  количеству путем составления пар;

Развивать фантазию;

Совершенствовать творческие способности.

Д/и  «Поезд»

Д/и «Куклы пришли в гости»

Д/и «Бусы для куклы Маши»

2

Тема: "Загадки осени".

 

Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия;

умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар, выделять признаки сходства и различия;

Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес.

Д\и «Коврик из листьев»

Д/и «Что изменилось?

Д/и «Собираем урожай»»

3

Тема: "В гостях у гнома".

 

Закреплять усвоение понятий  «столько же»,

 «больше», «меньше»;

Анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия.

Д/и «Идем в гости»

Д/и «Подарим гномам шарики»

Д/и «Четвертый лишний»

 

4

 

 

Тема: "Прогулка в лес".

Закреплять усвоение понятий  «столько же», «больше», «меньше»;

Учить видеть составные части множества, каждая из которых отличается определенным цветом.

Учить на основе сравнения выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Д/и «Угости зайцев морковкой»

Д/и «Найди лишнее»

Д/и «Посади цветы на клумбу»

Декабрь

5

Тема: "Веселый счет".

 

Обучать счету  до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента, установлению равенства между ними путем прибавления и вычитания единицы.

Развивать мыслительные операции, речь, временные представления.

Д/ и «Березы и елочки»

Д/и «Шишки и желуди»

Д/и «Что сначала, что потом»

6

Тема: "Веселый счет".

 

Закрепить счет до двух;

Познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;

Развивать умение соотносить цифру с количеством, фантазию, творческие способности, наблюдательность, внимание.

Д/у «Что по одному, а что по два?»

Д/и «На что это похоже?»

Д/ и «Чего не стало»

7

Тема: "Чудесные превращения"

 

Закрепить свойства круга;

Научить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Закрепить счет до двух;

Развивать фантазию, творческие способности,.

Д/и «Разные колеса»

Д/и «Дорисуй картинку»

Д/у «Раскрась бусы»

8

Тема: "Учимся рассуждать".

 

Закреплять навыки счета, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством;

Совершенствовать пространственное представление, речь детей.

 

Д/и «Расставь игрушки»

Д/и «Угадай где спряталась матрешка»

Д/и «Кто не такой как остальные»

 

 

Январь

9

Тема: "Сказочный  лабиринт"

 

Развивать наблюдательность, мыслительные операции, воображение, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Закрепить с детьми геометрическую фигуру- шар и ее свойства;

Закрепить счет до двух;

 

Д/и «Веселые снеговики»

Д/и «На что похоже»

Д/и «Угадай чего не стало»

10

Тема: "Веселый цирк".

 

Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 2 и 3 элемента;

Обучать счету до трех;

Развивать логическое мышление, умение обосновывать правильность решения.

Д/у «Встречаем клоунов»

Д/и «Собери в группы по три»

Д/и «Выбери недостающую фигуру»

11

Тема: "Витаминка путешествует"

 

Познакомить детей с цифрой 3 (с формой наглядного изображения числа 3);

Развивать умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством;

Продолжать учить анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность (изменение по форме);

Д/и «Мы строители»

Д/и «Найди два одинаковых предмета»

Д/и «Соберем гирлянду для елочки»

12

Тема: "Почемучка".

 

Развивать умение при сравнении трех предметов  выделять параметр высоты;

Закрепить счет в пределах трех, умение соотносить цифру с количеством;

Учить составлять совокупность предметов по определенному признаку;

 

Д/и «Построим гараж для машины»

Д/и «Елочные игрушки»

Д/и «Какие ошибки допустил художник?»

 

Февраль

13

Тема: "Раз снежинка, два снежинка..."

 

Развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов;

Закрепить с детьми геометрическую фигуру- треугольник и его свойства;

Развивать логическое мышление и воображение.

Д/и «День-ночь»

Д/и «Украсим елку»

Д/и «Дорисуй картинку»

14

Тема: "Учимся сравнивать".

Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов;

Совершенствовать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.

Д/и «На что похоже?»

Д/и «Автомобили»

Д/и «Что изменилось?»

15

Тема: "Учимся сравнивать".

 

Научить сравнивать две совокупности, содержащие 3 и 4 элемента;

Закрепить с детьми геометрическую фигуру- квадрат и его свойства;

Упражнять в счете звуков;

Д/и «Напоим куклу чаем»

Д/у «Веселое приключение»

Д/у «Мы музыканты»

16

Тема: "Гео-метрическое конструирование".

 

Учить счету до четырех.

Закрепить знание геометрических фигур- квадрат, круг и треугольник;

Продолжать учить анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность.

 

 

 

 

Д/и «Собери в мешочки по четыре»

Д/и «Поездка в автобусе»

Д/и «На что это похоже?»

 

 

 

Март

17

Тема: "Ученый кот"

Счет до пяти. Временные представления.

Учить детей вести счет до пяти,

Познакомить детей с геометрическим телом- кубом и его свойствами;

Развивать временные отношения и представления;

Совершенствовать логическое мышление, память.

Д/и «Угадай предмет»

Д/и «Прокати в ворота»

Д/и «Раньше-позже»

 

18

Тема: "Мы -    изобретатели"

 

Учить счет в пределах пяти, познакомить с порядковым счетом;

 Формировать пространственные отношения «впереди», «сзади»;

Развивать воображение, логику мышления, память;

 

 

 

Инсценировка сказки «Репка»

Д/у «Найди свое место»

19

Тема: "Мы -    изобретатели"

 

Познакомить с формой наглядного изображения числа 5; закреплять счет в пределах пяти;

Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов;

Развивать воображение, логику мышления, память.

 

Д/и «Собери игрушки в мешочки по 5»

Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Какой шар забыли положить?»

20

Тема: "Волшебный сундучок"

 

Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»;

Продолжать учить счету до 5; развивать умение соотносить цифры 1-5 с количеством;

Развивать умение считать посредством тактильно- моторных ощущений.

Д/и «Пятый лишний»

Д/и «Наведем порядок»

Д/и «Счет пальцами»

Апрель

21

Тема: "Логические цепочки"

 

Сформировать представление о парных предметах;

Находить предметы с заданными свойствами и группировать их в пары;

Узнавать и называть цифры до 5.

Д/и «Парные предметы»

Д/и «Найди пару»

Д/и «Хлопаем в ладоши»

 

22

Тема: "Путешествие на поезде"

 

Познакомить с геометрической фигурой- овалом и его свойствами;

Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки;

Закреплять навыки счета в пределах пяти.

 

Д/и «В гостях у геометрических фигур»

Д/и «Калейдоскоп»

Д/и «Подбери заплатки к коврикам»

23

Тема: " Веселый прямоугольник"

 

Познакомить детей с геометрической фигурой - прямоугольником и его свойствами;

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры, навыки счета в пределах пяти, умение соотносить цифру с количеством;

Развивать логическое мышление, творческие способности.

Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Какой фигуры не стало?»

Д/и «Найди отличия»

24

Тема: "Собираем картинки"

 

Продолжать формировать навыки порядкового счета в пределах пяти;

Развивать приемы умственных действий, быстроту реакции, познавательный интерес, навыки самостоятельной работы.

Д/и «В гостях у Айболита»

Д/и «Поезд»

Д/у «Продолжи раскрашивать цветы»

 

 

 

 

Май

25

Тема: "День-ночь-вечер-утро"

 

Продолжать учить различать части суток: день, ночь, вечер, утро;

Формировать временные представления;

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Д/и «Собери картинку»

Д/и «На что похоже»

Д/и «Магазин»

26

Тема: "Поиск закономерностей"

 

Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур;

Научить составлять числовой ряд, ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях.

Д/и «Поезд»

Д/и «Найди игрушку»

Д/и «Построим ступеньки к домику»

27

Тема: "Веселый счет"

Счет до пяти.

Закрепить счет в пределах пяти, знание форм геометрических фигур;

Формировать умение соотносить число и цифру;

Развивать память, мышление, сообразительность, воображение.

Д/и «Что перепутал художник»

Д/и «Найди свой домик»

Д/и «Закончи раскрашивать рисунок»

28

Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем"

Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно- проверочных занятий.

Игра-путешествие

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:

математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

2. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва

«Просвещение» 1991.

4.. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,

1997.

5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних

детей). М., 1984.// www.pedlib.ru

6. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.

М., 2008.

7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

8. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

9. Петерсон Л. Г, Кочемасова Е. Е «Игралочка» практический курс математики для дошкольников. М., 1998.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_logika_sokolovoi_1.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1222

Утверждаю

 Директор ГБОУ Школы №1222

____________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная догика»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Срок освоения: 1 год

  Возраст обучающихся: 3-4 года

Составитель:

Соколова Раиса Николаевна, воспитатель

                                               (ФИО, должность)

Согласовано: _____________

                               (дата)

Старший методист: _________________

Москва, 2019

Пояснительная записка

             Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

        Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

         

Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная логика».

Задачи программы:

1.Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий;

2.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;

3.Поощрять детей к освоению и применению познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений высказываний в разнообразных жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.

Концептуальная основа программы.

             Занятия кружка «Занимательная логика» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

         Большое место на занятиях  занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

        

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся с подгруппой детей 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий 20-25 минут.

Ожидаемы результаты:

1. Выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

2. Сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

3. Ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся

справа, слева, вверху, внизу;

4. Разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

5. Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

6. Называть главную функцию (назначение) предметов;

7. Расставлять события в правильной последовательности;

8. Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность

действий;

9. Применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

10. Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

11. Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

12. Проводить аналогию между разными предметами;

13. Запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,

рассуждать.

14. Проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:

1.     Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

2. Проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

3. Технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Контрольные задания.
  2. Открытые занятия.

Каледарно-тематическое планирование

Тема

Цель, задачи

Содержание

Ноябрь

1

Тема: "День рождение куклы Маши".

Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов;

Развивать умение сравнивать совокупность предметов по  количеству путем составления пар;

Развивать фантазию;

Совершенствовать творческие способности.

Д/и  «Поезд»

Д/и «Куклы пришли в гости»

Д/и «Бусы для куклы Маши»

2

Тема: "Загадки осени".

Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия;

умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар, выделять признаки сходства и различия;

Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес.

Д\и «Коврик из листьев»

Д/и «Что изменилось?

Д/и «Собираем урожай»»

3

Тема: "В гостях у гнома".

Закреплять усвоение понятий  «столько же»,

 «больше», «меньше»;

Анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия.

Д/и «Идем в гости»

Д/и «Подарим гномам шарики»

Д/и «Четвертый лишний»

4

Тема: "Прогулка в лес".

Закреплять усвоение понятий  «столько же», «больше», «меньше»;

Учить видеть составные части множества, каждая из которых отличается определенным цветом.

Учить на основе сравнения выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Д/и «Угости зайцев морковкой»

Д/и «Найди лишнее»

Д/и «Посади цветы на клумбу»

Декабрь

5

Тема: "Веселый счет".

 

Обучать счету  до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента, установлению равенства между ними путем прибавления и вычитания единицы.

Развивать мыслительные операции, речь, временные представления.

Д/ и «Березы и елочки»

Д/и «Шишки и желуди»

Д/и «Что сначала, что потом»

6

Тема: "Веселый счет".

Закрепить счет до двух;

Познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;

Развивать умение соотносить цифру с количеством, фантазию, творческие способности, наблюдательность, внимание.

Д/у «Что по одному, а что по два?»

Д/и «На что это похоже?»

Д/ и «Чего не стало»

7

Тема: "Чудесные превращения"

Закрепить свойства круга;

Научить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Закрепить счет до двух;

Развивать фантазию, творческие способности,.

Д/и «Разные колеса»

Д/и «Дорисуй картинку»

Д/у «Раскрась бусы»

8

Тема: "Учимся рассуждать".

Закреплять навыки счета, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством;

Совершенствовать пространственное представление, речь детей.

Д/и «Расставь игрушки»

Д/и «Угадай где спряталась матрешка»

Д/и «Кто не такой как остальные»

Январь

9

Тема: "Сказочный  лабиринт"

Развивать наблюдательность, мыслительные операции, воображение, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Закрепить с детьми геометрическую фигуру- шар и ее свойства;

Закрепить счет до двух;

Д/и «Веселые снеговики»

Д/и «На что похоже»

Д/и «Угадай чего не стало»

10

Тема: "Веселый цирк".

Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 2 и 3 элемента;

Обучать счету до трех;

Развивать логическое мышление, умение обосновывать правильность решения.

Д/у «Встречаем клоунов»

Д/и «Собери в группы по три»

Д/и «Выбери недостающую фигуру»

11

Тема: "Витаминка путешествует"

Познакомить детей с цифрой 3 (с формой наглядного изображения числа 3);

Развивать умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством;

Продолжать учить анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность (изменение по форме);

Д/и «Мы строители»

Д/и «Найди два одинаковых предмета»

Д/и «Соберем гирлянду для елочки»

12

Тема: "Почемучка".

Развивать умение при сравнении трех предметов  выделять параметр высоты;

Закрепить счет в пределах трех, умение соотносить цифру с количеством;

Учить составлять совокупность предметов по определенному признаку;

Д/и «Построим гараж для машины»

Д/и «Елочные игрушки»

Д/и «Какие ошибки допустил художник?»

Февраль

13

Тема: "Раз снежинка, два снежинка..."

Развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов;

Закрепить с детьми геометрическую фигуру- треугольник и его свойства;

Развивать логическое мышление и воображение.

Д/и «День-ночь»

Д/и «Украсим елку»

Д/и «Дорисуй картинку»

14

Тема: "Учимся сравнивать".

Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов;

Совершенствовать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.

Д/и «На что похоже?»

Д/и «Автомобили»

Д/и «Что изменилось?»

15

Тема: "Учимся сравнивать".

Научить сравнивать две совокупности, содержащие 3 и 4 элемента;

Закрепить с детьми геометрическую фигуру- квадрат и его свойства;

Упражнять в счете звуков;

Д/и «Напоим куклу чаем»

Д/у «Веселое приключение»

Д/у «Мы музыканты»

16

Тема: "Гео-метрическое конструирование".

Учить счету до четырех.

Закрепить знание геометрических фигур- квадрат, круг и треугольник;

Продолжать учить анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность.

Д/и «Собери в мешочки по четыре»

Д/и «Поездка в автобусе»

Д/и «На что это похоже?»

Март

17

Тема: "Ученый кот"

Счет до пяти. Временные представления.

Учить детей вести счет до пяти,

Познакомить детей с геометрическим телом- кубом и его свойствами;

Развивать временные отношения и представления;

Совершенствовать логическое мышление, память.

Д/и «Угадай предмет»

Д/и «Прокати в ворота»

Д/и «Раньше-позже»

18

Тема: "Мы -    изобретатели"

Учить счет в пределах пяти, познакомить с порядковым счетом;

 Формировать пространственные отношения «впереди», «сзади»;

Развивать воображение, логику мышления, память;

Инсценировка сказки «Репка»

Д/у «Найди свое место»

19

Тема: "Мы -    изобретатели"

Познакомить с формой наглядного изображения числа 5; закреплять счет в пределах пяти;

Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов;

Развивать воображение, логику мышления, память.

Д/и «Собери игрушки в мешочки по 5»

Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Какой шар забыли положить?»

20

Тема: "Волшебный сундучок"

Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»;

Продолжать учить счету до 5; развивать умение соотносить цифры 1-5 с количеством;

Развивать умение считать посредством тактильно- моторных ощущений.

Д/и «Пятый лишний»

Д/и «Наведем порядок»

Д/и «Счет пальцами»

Апрель

21

Тема: "Логические цепочки"

Сформировать представление о парных предметах;

Находить предметы с заданными свойствами и группировать их в пары;

Узнавать и называть цифры до 5.

Д/и «Парные предметы»

Д/и «Найди пару»

Д/и «Хлопаем в ладоши»

22

Тема: "Путешествие на поезде"

Познакомить с геометрической фигурой- овалом и его свойствами;

Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки;

Закреплять навыки счета в пределах пяти.

Д/и «В гостях у геометрических фигур»

Д/и «Калейдоскоп»

Д/и «Подбери заплатки к коврикам»

23

Тема: " Веселый прямоугольник"

Познакомить детей с геометрической фигурой - прямоугольником и его свойствами;

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры, навыки счета в пределах пяти, умение соотносить цифру с количеством;

Развивать логическое мышление, творческие способности.

Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Какой фигуры не стало?»

Д/и «Найди отличия»

24

Тема: "Собираем картинки"

Продолжать формировать навыки порядкового счета в пределах пяти;

Развивать приемы умственных действий, быстроту реакции, познавательный интерес, навыки самостоятельной работы.

Д/и «В гостях у Айболита»

Д/и «Поезд»

Д/у «Продолжи раскрашивать цветы»

Май

25

Тема: "День-ночь-вечер-утро"

Продолжать учить различать части суток: день, ночь, вечер, утро;

Формировать временные представления;

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Д/и «Собери картинку»

Д/и «На что похоже»

Д/и «Магазин»

26

Тема: "Поиск закономерностей"

Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур;

Научить составлять числовой ряд, ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях.

Д/и «Поезд»

Д/и «Найди игрушку»

Д/и «Построим ступеньки к домику»

27

Тема: "Веселый счет"

Счет до пяти.

Закрепить счет в пределах пяти, знание форм геометрических фигур;

Формировать умение соотносить число и цифру;

Развивать память, мышление, сообразительность, воображение.

Д/и «Что перепутал художник»

Д/и «Найди свой домик»

Д/и «Закончи раскрашивать рисунок»

28

Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем"

Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно- проверочных занятий.

Игра-путешествие

Используемая литература.

1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:

математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

2. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва

«Просвещение» 1991.

4.. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,

1997.

5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних

детей). М., 1984.// www.pedlib.ru

6. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.

М., 2008.

7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

8. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

9. Петерсон Л. Г, Кочемасова Е. Е «Игралочка» практический курс математики для дошкольников. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Логика для малышей»

В течение последних 5 лет в своем ДОУ веду кружок "Логика для малышей". Современные требования ФГОС ДО обязывают всю образовательную  деятельность выстраивать в соответствии с современн...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Занимательная логика"

Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Рабочая программа кружка  « Занимательная логика » направлена на  овладение детьми дошкольного возрас...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная логика» возраст обучающихся: 4-5 лет

Интеллектуальное развитие ребенка — это важнейшая составная часть его психического развития. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становлен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗКИ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА»

Фиолетовый лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно заниматель...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая про-грамма художественной направленности «Веселая капелька»

           Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития д...