ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
рабочая программа по математике (старшая группа)
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Развитие логического мышления ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Развитие логики детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, обеспечивающее целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, способствующее формировании его интеллектуальных и творческих качеств. Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к познавательной активности, дарить ощущение успеха? Актуальность проблемы определяется важностью логического и образно-ассоциативного мышления для развития личности в целом. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать и дальше. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, запоминать и объяснять свой выбор - это и побудило создать кружок «Занимательная логика». Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логика» является рабочим документом, регламентирующим организацию дополнительного образования по познавательному развитию детей 5-6 лет. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Логическое мышление оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, а образно-ассоциативного мышления развивать память и воображение ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zanimatelnaya_logika_5-6_emiralieva_r.k.docx | 47.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель: Эмиралиева Р.К., педагог дополнительного образования
2024-2025 учебный год
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи рабочей программы
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
1.4 Возрастные особенности обучающихся
1.5 Планируемые результаты реализации программы
1.6 Педагогический мониторинг
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
2.2 Сроки реализации программы
2.3. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по Программе
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1 Материально-методическое обеспечение Программы
3.2 Программно-методическое обеспечение Программы
3.3 Дидактическое обеспечение Программы
Приложение
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В наш век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и памяти.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Развитие логического мышления ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Развитие логики детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, обеспечивающее целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, способствующее формировании его интеллектуальных и творческих качеств. Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к познавательной активности, дарить ощущение успеха? Актуальность проблемы определяется важностью логического и образно-ассоциативного мышления для развития личности в целом. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать и дальше. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, запоминать и объяснять свой выбор - это и побудило создать кружок «Занимательная логика». Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логика» является рабочим документом, регламентирующим организацию дополнительного образования по познавательному развитию детей 5-6 лет. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Логическое мышление оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, а образно-ассоциативного мышления развивать память и воображение ребенка.
Объем программы – 32 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа адресована детям от 5 до 6 лет. Для обучения принимаются все желающие.
Организационные формы обучения
Занятия проводятся по группам.
Состав группы обучающихся – постоянный.
Форма обучения очная.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 25 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы проведения занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие – развлечение.
- деловая игра;
- творческая мастерская
- занятие - фантазия
Программа имеет «Стартовый уровень». Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная логика» педагога Детского сада составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Занятия строятся на комплексно-тематическом подходе в сочетании с наглядными и игровыми приёмами, что позволяет сделать учебный процесс увлекательным и ненавязчивым. В каждое занятие включены задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика, релаксация, мимические и голосовые упражнения, имитация действий, а также задания, рассчитанные на развитие мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика, штрихование, обведение рисунка по точкам, рисование двумя руками, графические диктанты. Много времени уделяется словесно-логическим упражнениям, развивающим играм логико-математического содержания, играм на развитие пространственных представлений. Программа предусматривает использование эвристических приемов (метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности), поисковых вопросов, метода предварительных ошибок (особенно при закреплении материала), приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью. Первым помощником в формировании логического и образного мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Во все занятия включены всевозможные игры на развитие логического мышления, занимательные упражнения, дидактические развивающие игры, интерактивные игры, лексические, графические, подвижные игры. В программу занятий включено множество загадок, стихотворений, просмотр мультимедийных презентаций. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, что очень нравиться детям. Каждое занятие начинается с работы на нейротренажорах, что способствует развитию межполушарных связей и формированию концентрации внимания и усидчивости. Одним из результатов дополнительного образования по Программе является формирование у детей основ всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей. У детей формируются умения и навыки, которые органически сочетаются с выработкой у каждого ребёнка положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.
1.2 Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие потенциальных творческих способностей каждого ребёнка, формирование уверенности в собственных возможностях, умения неординарно мыслить, мотивация к самостоятельному поиску и приобретению знаний.
Задачи
1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Внедрение Программы направлено, на: - повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста; - взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка; - изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической, экспериментальной деятельности.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие современные технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
- проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
- технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
- ИКТ;
- Приемы и методы технологии Эйдетика
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам. В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка взрослого человека имеют значимость для них самих и для общества.
Формы реализации программы: Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы и приёмы реализации программы: Для качественного развития логического мышления предусмотрено:
- Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
- Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве. Среди методов используются такие как: беседа, объяснение, игра, выставки, праздники; а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике: интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании наглядно – образного логического мышления. На каждом занятие дети работают с раздаточным материалом и в рабочих тетрадях «Логика» М.В.Беденко, «Развиваем логику» М.В.Беденко
1.4 Возрастные особенности обучающихся
В старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. На примерах составления множеств из разных предметов они знакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5. Сравнивая смежные числа в пределах 10 с опорой на наглядный материал, дети усваивают, какое из двух смежных чисел больше, какое меньше, получают элементарное представление о числовой последовательности — о натуральном ряде.
В старшей группе начинают формировать понятие о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на 2 и 4 части модели геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также другие предметы, сравнивают целое и части.
Большое внимание уделяют формированию пространственных и временных представлений. Так, дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин. Детей учат различать близкие по форме геометрические фигуры: круг и фигуру овальной формы, последовательно анализировать и описывать форму предметов. У детей закрепляют умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе («слева от меня окно, впереди меня шкаф»), по отношению к другому предмету («справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка»). Развивают умение ориентироваться в пространстве: изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учат определять положение ребенка среди окружающих предметов (например, «я стою за стулом», «около стула» и т. п.). Дети запоминают названия и последовательность дней недели.
Проект «Занимательная логика» ориентирован на дошкольников 5-6 лет и учитывает возрастные особенности усвоения материала детьми данного возраста:
• Решать задачи в одно действие, может составлять такие задачи самостоятельно. Знает простейшие математические знаки.
• Называть цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10.
• Уметь классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.
• Способен обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
• Способен к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
• Уметь выявлять закономерность и дополнять ряд предметов, следуя логике. Способен найти лишний предмет, признак или число из предложенного ряда.
• Уметь составлять простые рассказы на основе предложенных картинок. Может самостоятельно придумывать концовку различных историй.
• Объединять предметы в группы на основе общих признаков. Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации.
1.5 Планируемые результаты реализации Программы
Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. А главным критерием оценки ребёнка будет моральное удовлетворение от собственного достижения.
Целевые ориентиры образовательной деятельности.
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.6. Педагогический мониторинг (диагностика)
К концу года у детей:
. • Сформированы навыки и умения: строить грамотные рассуждения, обдумывать и планировать свою деятельность, предвидеть конечный результат.
• Сформированы навыки самостоятельного поиска решений.
• Развиты психические процессы: внимание, память, логическое мышление, умение творчески подходить к решениям поставленных задач.
• Сформированы навыки использования полученных знаний в практической деятельности.
• Развито умения внимательно выслушивать, анализировать информацию, сопоставлять условие задачи с вопросом и обосновывать свои суждения.
Показатели | Оценка индивид. развития | |
начало | конец | |
Определение обобщающих понятий | ||
Устанавливать логические связи и отношения между понятиями. | ||
Сравнение существенных признаков предметов и явлений от несущественных. | ||
Проявляет находчивость, смекалку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений и задач. | ||
Умеет рассуждать, доказывать. | ||
Имеет представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях. | ||
Итоговый | ||
Уровень развития |
Критерии оценки усвоения программы:
«Занимательная логика» (логика для дошкольников)
Высокий уровень. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. Ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах. Ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого .
Низкий уровень. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе. Ребёнок затрудняется с выполнением задания, даже с дополнительными вопросами взрослого, либо ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка и содержанием Программы
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2.2. Сроки реализации Программы
Срок освоения Программы – 1 год. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет в течение всего года (с октября по май) по 1 раза в неделю по 25 мин.
2.3 Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программе «Занимательная логика» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Месяц | № занятия | Содержание занятия |
Октябрь | 1 | 1.Знакомство с предметом «логика». 2.Игра «Я знаю…» (с мячом) 3. Работа в тетрадях. «Логика». М.В.Беденко ( 4-5 стр.) |
2 | 1.Работа в тетрадях. «Развиваем логику». М.В.Беденко ( 4-5 стр.) 2. Прописи. Цифра 1 | |
3 | 1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная) 2. Нейроупражнение «Стрелки» (Приложение 1) 3. Работа в тетрадях. «Логика». М.В.Беденко ( 6-7 стр.) | |
4 | 1.Работа в тетрадях. «Развиваем логику». М.В.Беденко ( 6-7 стр.) 2. Пропись. Цифра 2 | |
Ноябрь | 5 | 1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» (Приложение 3) 2. Работа в тетрадях. «Логика». М.В.Беденко ( 8-9 стр.) |
6 | 1.Повтори позу (работа со счетными палочками) (Приложение 2) 2.Работа в тетрадях. «Развиваем логику». М.В.Беденко ( 8-9 стр.) 3.Пропись. Цифра 3 | |
7 | 1.Нейротренажер «Солнышко, тучка, листочки, лужа» с хлопком. 2. Круги Эйлера (Приложение 3) 3.Работа в тетрадях. «Логика». М.В.Беденко ( 10-11 стр.) | |
8 | 4. Работа в тетрадях. «Развиваем логику». М.В.Беденко ( 10-11 стр.) 5. Пропись. Цифра 4 | |
Декабрь | 9 |
презентация (Приложение 5)
|
10 |
| |
11 | 1.Загадки «Определи время года по перечисленным признакам» (Приложение 6) 3.Работа в тетрадях. «Логика». М.В.Беденко ( 14-15 стр.) | |
12 | 1.Дидактическая игра «Построй дорожку» (Приложение 4) 2.Работа в тетрадях. «Развиваем логику». М.В.Беденко ( 14-15 стр.) 3.Пропись. Цифра 6 | |
Январь | 13 |
|
14 |
| |
15 |
| |
16 |
| |
Февраль | 17 |
|
18 |
| |
19 |
| |
20 |
| |
Март | 21 |
|
22 |
| |
23 |
| |
24 |
| |
Апрель | 25 |
|
26 |
| |
27 |
| |
28 |
2. Думай, считай, решай! (Приложение 19) 3. ТРИЗ «Маленькие человечки» | |
Май | 29 |
|
30 |
| |
31 |
| |
32 |
|
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. Формы организации работы с родителями:
- анкетирование родителей с целью выявления уровня желания посещать кружок «Занимательная логика»;
- консультации о подборе развивающих игр для детей 5 -7 лет;
- индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
- развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
- распространение информационных материалов: папка-передвижка, памятки, буклеты;
- совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
- подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
- организация «Домашняя игротека»;
- разъяснительная и образовательная работа.
- Консультация для родителей «Что такое Эйдетика и зачем развивать ассоциативное мышление ребенка?»
- Индивидуальные консультации по вопросам формирования элементарных математических представлений детей.
- подбор и составление загадок с использованием цифр.
- открытое занятие «Как Незнайку решать задачи учили».
- консультация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логикоматематических игр».
- Семинар для педагогов «Приемы и методы технологии Эйдетика»
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Для успешной реализации данной Программы имеются технические средства обучения
1. ММ-проектор, настенный экран, ноутбук
2. Столы рабочие, стулья детские
3. Мольберт
4. Колонка
5. Принтер
3.2. Дидактическое обеспечение Программы
1. Карточки для совершенствования логических процессов, предметные картинки, сюжетные картины.
2. Таблицы, муляжи, игрушки и пр. наглядность.
3. Тетради на печатной основе, ручки шариковые, карандаши.
4. Нейротренажоры.
5. Дидактические игры
6. Специальные развивающие пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Колумбово яйцо, Танграм, Монгольская игра и т.д.)
7. Счетные палочки
3.3. Программно-методическое обеспечение Программы
1. Л.В. Алабина Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
2. Е.Е.Алябьева Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет Издательство: Сфера, 2016
3. Н. Терентьева Логическое мышление М.: Стрекоза 2012
4. А.М. Щетинина: Учим дошкольников думать. Игры, занятия, диагностика Издательство: Сфера, 2012 г.
5. Интернет - ресурсы
6. Беденко М.В. Развивающие задания. Логика: тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет.-4-е изд.-М.: ВАКОША,2022.-48с.
7. Беденко М.В. Развиваем логику. Логика: тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. -М.: ВАКО,2018.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...