«Развитие сенсорных и математических представлений дошкольников с использованием эффективных форм и приемов, сочетающих практическую и игровую деятельность, как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
статья по математике (младшая группа)

Зеленцова Юлия Александровна

Из опыта работы воспитателя МБДОУ д /с  № 41 комбинированного вида (2020-2021 уч. год) Воспитатель: Зеленцова Ю.А.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя МБДОУ д /с  № 41 комбинированного вида

(2020-2021 уч. год)

Воспитатель: Зеленцова Ю.А.

«Развитие сенсорных и математических представлений дошкольников с использованием эффективных форм и приемов, сочетающих практическую и игровую деятельность, как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

        Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

        Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

                                          В.А.Сухомлинский

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно- исследовательской деятельности.

 В соответствии с ООП ДОУ и программой «От рождения до школы» в Программное содержание 2 младшей группы входит:

Сенсорное развитие

  • создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);
  • закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
  • совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине;

Количество и счет

  • учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы»;
  • понимать вопрос «Сколько?»;
  • различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»;
  • учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения;
  • учить уравнивать неравные по количеству группы предметов путем добавления или убавления одного предмета

Величина

  • учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее — короче, выше — ниже, больше — меньше)
  • сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения;  
  • обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые по длине; широкий — узкий, одинаковые по ширине; высокий — низкий, одинаковые по высоте; большой — маленький, одинаковые по величине;

Форма

  • познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;
  • учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание;

Ориентировка во времени

  • учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер

Ориентировка в пространстве

  • развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева;
  • учить различать правую и левую руки;

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

        В своей практике я широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время.

Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Хочу поделиться своим опытом и находкой Математические игры на липучках.

В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.  

Дидактические игры на липучках дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке.

В работе применяю игры на липучках для детей 3-4 лет:

  • Игра «Веселые фигуры». Цель: Закреплять знания о форме геометрических фигур. Развивать внимание, память, мышление и воображение у детей.
  • Игра «Подбери колеса к машине», «Припаркуй машину в гараж». Цель: Закреплять знания цвета путем соотнесения «такой» - « не такой»
  • Игра «Большой - маленький», «Один - много». Цель: закреплять знания детей о цвете, размере предметов, развивать умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов
  • Игра «Собери пирамидку». Цель: закреплять у детей умения устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Игры на липучках имеют следующие преимущества:

  1. первое и самое главное – детям это нравится. Малыши могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
  2. реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
  3. игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
  4. незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
  5. простота и доступность игр.

        Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Работу в этом направлении я не прекращаю, занимаюсь поиском шаблонов игр и для других возрастов, так как игры на липучках — это не только весело и красочно, но и познавательно и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста "

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

Презентация " Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Цель: формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и д...

Исследовательская работа " ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сейчас, когда в обществе наблюдаются признаки нестабильности, необходимо вспомнить исконные традиции русского и башкирского рода, к начальным истокам, к нашим знакомым понятиям, таким как...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста"

Использование театрализованных игр в качестве вспомогательного способа по развитию речи ребенка....

Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...

Методическая разработка «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам пр...