Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.
картотека по математике (старшая, подготовительная группа)
Игры способствующие расширению представлений у детей о геометрических фигурах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_rasshirenie_predstavleniy_o.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на расширение представлений о геометрических фигурах
Какая фигура спряталась?
Материал. Магнитная доска; геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники,
трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги).
Дети рассматривают расположенные педагогом на магнитной доске геометрические
фигуры: квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги. Запоминают, как расположены фигуры.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает 1–3 геометрические фигуры. Открыв
глаза, ребята должны назвать как можно больше фигур, которые «спрятались».
Чтобы дети не повторяли ответы друг друга, педагог может выслушивать каждого ребенка
отдельно. Выигрывает тот, кто назовет больше фигур. Он становится ведущим, и игра
продолжается.
Усложнение. Можно изменить количество фигур на магнитной доске. Дети могут название только фигуры, которые «спрятались», но и их цвет.
Какая фигура спряталась?
Материал. Магнитная доска; геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники,
трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги).
Дети рассматривают расположенные педагогом на магнитной доске геометрические
фигуры: квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги. Запоминают, как расположены фигуры.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает 1–3 геометрические фигуры. Открыв
глаза, ребята должны назвать как можно больше фигур, которые «спрятались».
Чтобы дети не повторяли ответы друг друга, педагог может выслушивать каждого ребенка
отдельно. Выигрывает тот, кто назовет больше фигур. Он становится ведущим, и игра
продолжается.
Усложнение. Можно изменить количество фигур на магнитной доске. Дети могут назвать
не только фигуры, которые «спрятались», но и их цвет.
Назови предмет
Дети распределяются на две команды.
Одна команда называет предметы прямоугольной формы, другая – квадратной. За каждый названный предмет команда получает фишку.
В конце игры выясняется, сколько каждая команда набрала фишек.
Педагог спрашивает у детей: «Как можно выяснить, какая команда назвала больше
предметов? (Это можно сделать без счета, путем попарного соотнесения групп предметов.)
Сколько всего предметов четырехугольной формы было названо?»
В заключение можно спросить, какие еще фигуры четырехугольной формы дети знают
(трапеция, ромб) и почему их можно назвать одним словом – четырехугольники? (У них четыре стороны и четыре угла.)
Сложи фигуру
Материал. Танграм (на каждого ребенка).
Педагог предлагает каждому ребенку сделать из танграма животное, которое живет в
зоопарке. При этом необходимо использовать все геометрические фигуры танграма, плотно присоединяя их друг к другу.
По завершении работы педагог спрашивает: «Каких зверей вы сделали? Что делают звери? (Сидят, бегут, стоят.) Похожи ли получившиеся фигуры на настоящих животных? Из каких фигур они сделаны? Можно ли фигуры, из которых делали животных, назвать одним словом. (Многоугольники.) Сколько одинаковых животных?»
Примечание. Если дети сделали одинаковых животных, можно спросить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Пройди и не упади
Материал. Геометрические фигуры.
На полу разложены геометрические фигуры. Педагог говорит детям, что это «камушки», и
предлагает пройти по фигурам, выполнив задания:
– выбрать самую короткую дорожку, сначала пройти по ней, а потом рассказать о своем
маршруте;
– пройти по всем треугольникам, не пропустив ни одного;
– пройти по красным фигурам и рассказать, по каким фигурам шел.
Побеждает ребенок, который сделает наименьшее количество ошибок.
По окончании игры дети убирают фигуры, выполняя следующие задания:
– собрать все фигуры одной формы и назвать их;
– собрать фигуры, распределяя их по размеру и цвету.
Примечание. Все действия дети сопровождают пояснениями, рассказывая, почему именно так выполнили задание.
Найди фигуру
Материал. 3–4 обруча, геометрические фигуры, карточки с цифрами.
На полу на небольшом расстоянии один от другого лежат 3–4 обруча. В каждом обруче
находятся геометрическая фигура и цифра. Например, в обруче с прямоугольником цифра 5, в обруче с трапецией цифра 7 и т. д.
На столе педагога разложены геометрические фигуры. Дети берут по одной фигуре и
начинают бегать по комнате. По сигналу каждый находит свой «домик»: те, у кого трапеция, бегут к обручу с трапецией, у кого треугольник – к обручу с треугольником и т. д. Количество детей, прибежавших к обручу, должно соответствовать цифре в обруче. Если же играющий поздно прибежал к обручу и оказался «лишним», ему нужно быстро заменить фигуру и бежать к другому обручу, где еще есть свободное место.
Педагог проверяет, правильно ли дети выполнили задание, какие фигуры у них в руках и
сколько ребят у каждого обруча.
При повторном проведении игры можно изменить количество геометрических фигур,
поменять геометрические фигуры в обручах. Контроль за выполнением задания можно поручить одному из ребят.
Усложнение . Вместо цифры в обруч можно положить карточку с определенным
количеством кружков.
Что изменилось?
Материал. Геометрические фигуры.
Дети играют парами, сидя за столом напротив друг друга.
Один ребенок выкладывает узор из геометрических фигур (не более 10), располагая их по своему усмотрению. Он старается запомнить выложенный узор, после чего закрывает глаза. Его партнер делает замену или перекладывает фигуры. Открыв глаза, ребенок определяет, что изменилось. Далее дети меняются ролями.
Усложнение. Можно изменить правила: не перекладывать, а переворачивать фигуры;
называть цвет фигур.
Бегите ко мне
Материал. Геометрические фигуры.
Дети стоят в кругу. У каждого ребенка в руках одна геометрическая фигура. Педагог стоит в центре круга. Он дает задание: «Бегите ко мне те, у кого красные фигуры». Дети с красными фигурами подбегают к педагогу и объясняют, почему подбежали. Остальные дети проверяют, правильно ли они справились с заданием. Подсчитывается количество детей возле педагога, после чего они возвращаются в общий круг.
Задания:
– бегут к педагогу дети с четырехугольниками;
– бегут к педагогу дети с большими фигурами;
– бегут к педагогу дети с многоугольниками.
Примечание. Педагог каждый раз уточняет, почему к нему подбежали ребята с разными
фигурами и сколько одинаковых фигур в кругу.
Узоры
Материал. Геометрические фигуры.
Дети играют парами, сидя за столом напротив друг друга.
Один ребенок создает цветочный узор из четырех фигур и показывает его своему партнеру. Тот должен посмотреть на узор в течение 10 секунд (после этого узор прикрывается листом бумаги) и воспроизвести его. Затем ребята сравнивают свои узоры. Если задание выполнено верно, дети меняются ролями.
Усложнение. Увеличить количество деталей или предложить детям объединиться и
придумать общий узор для обоев и рассказать о том, какой это узор.
Транспорт
Материал. Геометрические фигуры.
Дети играют парами, сидя за столом напротив друг друга.
По инструкции педагога каждый ребенок выкладывает машину из четырех квадратов и двух кругов. Затем педагог предлагает изменить вид машины так, чтобы изменилось ее назначение (легковой автомобиль превратить в грузовой), добавив геометрические фигуры.
Дети сравнивают свои машины, рассказывают друг другу, в чем заключены изменения
конструкции, какой стала машина.
Отвечай быстро
Материал. Мяч.
Дети стоят в кругу.
Педагог бросает игроку мяч и называет геометрическую фигуру; ребенок, поймавший мяч,
должен назвать предмет такой формы. Например, педагог говорит: «Треугольник». «Косынка», –
отвечает ребенок и, бросая мяч следующему игроку, называет, например: «Прямоугольник». Игра
продолжается. Одна и та же геометрическая фигура может называться несколько раз. За
правильный ответ ребенок получает фишку.
В конце игры можно подсчитать фишки и определить победителя.
Усложнение. При повторном проведении игры предложите называть одновременно не
один предмет, а два или больше.
Красивый платок
Материал. Лист бумаги, 7 разных геометрических фигур (на каждого ребенка).
Дети играют парами. Перед каждым ребенком на столе лист бумаги и 7 разных
геометрических фигур.
По сигналу дети «украшают платки» – раскладывают фигуры по всему листу в углах, по
сторонам и одну оставляют в центре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?», «Прямоугольник у меня находится наверху между квадратом и треугольником, а у тебя?» Дети по очереди задают вопросы друг другу.
Усложнение. Один ребенок закрывает глаза, а в это время другой перекладывает
геометрические фигуры на его листе. Открыв глаза, ребенок смотрит, как расположены фигуры, и рассказывает, какие изменения произошли. Дети меняются ролями.
Наведи порядок
Материал. Геометрические фигуры.
Дети играют парами, сидя за столом напротив друг друга.
Педагог предлагает разложить геометрические фигуры в определенной
последовательности: красный круг, зеленый квадрат, желтый прямоугольник, маленький синий квадрат, зеленый ромб, красная трапеция. После выполнения задания один ребенок закрывает глаза, а другой – убирает одну из фигур. Открыв глаза, ребенок говорит, какой фигуры не хватает, восстанавливает порядок, и игра продолжается.
Усложнение. Не убирать, а менять местами геометрические фигуры; называть не только
фигуру, но и ее цвет, величину.
Посмотри вокруг
Дети делятся на две команды. Педагог предлагает им называть предметы квадратной,
треугольной, четырехугольной формы, а также форму предметов, не имеющих углов.
За каждый правильный ответ команда получает фишку. Нельзя дважды называть один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подсчитываются фишки и выясняется, какая команда набрала больше очков и победила.
Разложи, как скажу
Материал. Полоска бумаги, геометрические фигуры (на каждого ребенка).
Перед каждым ребенком на столе полоска бумаги и геометрические фигуры.
Педагог поочередно показывает детям квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб,
трапецию и предлагает назвать эти фигуры. Затем предлагает выложить эти фигуры на полосебумаги по памяти. Дети, разложив фигуры, рассказывают, какой ряд они выложили.
Варианты
– Выложить определенное количество геометрических фигур, которые дети видели
несколько секунд.
– Выложить два красных квадрата, один зеленый и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...
Конспект коррекционного занятия по формированию представлений о геометрических фигурах и объемных геометрических телах у детей с нарушением зрения
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Игра – занятие по закреплению у старшего дошкольного детей представлений о геометрических фигурах с использованием ИКТ.
Цель: v Закрепить представления о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:v Закрепить умение группировать фигуры...
Дидактические материалы для работы с детьми 4-5 лет. Игры на развитие представлений о геометрических фигурах
Представляю Вашему вниманию две игры на развитие представлений о геометрических фигурах для средних дошкольников с трудностями в обучении, которые я использую в своей работе...
«Игры для формирования представлений о геометрических фигурах с описанием»
В помощь педагогам и родителям...
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ...
Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений о геометрических фигурах. Тема «Геометрические фигуры»
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах Образовательные:закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);умение классифицировать фигуры п...