Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Наталья Дмитриевна Кирикова

Конспект  

Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Цель: продолжать формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Задачи:

Обучающие задачи:

-продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

-закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число;

-закрепить знания о последовательности дней недели, времена года;

-совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20, в счете в пределах 20.

- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;

- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку влево - вправо, вверх – вниз;

-закреплять знание геометрических фигур, соотносить с предметами окружающего мира.

Развивающие задачи: - развивать умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться.

-Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения, графические навыки.

-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания и желание оказывать помощь.

Воспитывающие задачи:

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

-Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Демонстрационный материал: конверт с письмом, 5 конвертов с заданиями, карточки с заданием, карточки с цифрами от 1 до 20, арифметические знаки; мяч, магнитная доска, запись мелодии из кинофильма «Приключение Буратино»

Раздаточный материал: карточки-домики для заполнения на каждого ребёнка, простой карандаш, тетради в клетку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx880.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Цель: продолжать формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Задачи:

Обучающие задачи:

-продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

-закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число;

-закрепить знания о последовательности дней недели, времена года;

-совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20, в счете в пределах 20.

- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;

- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку влево - вправо, вверх – вниз;

-закреплять знание геометрических фигур, соотносить с предметами окружающего мира.

Развивающие задачи: - развивать умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться.

-Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения, графические навыки.

-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания и желание оказывать помощь.

Воспитывающие задачи:

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

-Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Демонстрационный материал: конверт с письмом, 5 конвертов с заданиями, карточки с заданием, карточки с цифрами от 1 до 20, арифметические знаки; мяч, магнитная доска, запись мелодии из кинофильма «Приключение Буратино»

Раздаточный материал: карточки-домики для заполнения на каждого ребёнка, простой карандаш, тетради в клетку.

Ход занятия:

Организационная игра: (дети вместе с воспитателем собираются в круг)

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы их вместе поприветствуем.

-Здравствуйте!

Воспитатель: теперь поприветствуем друг друга и настроимся на работу.

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –Утро доброе начнется -ДОБРОЕ УТРО!

Педагог: Ребята, сегодня, когда я пришла в группу то увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку и угадаете мелодию из какого она мультфильма. Сначала послушайте мелодию (прослушивают). Если дети не отгадали мелодию, предлагаю отгадать загадку.

Загадка:

- Это что за очень странный человечек деревянный?

На земле и под водой ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный, кто же это? (Буратино).

Педагог: Хотите узнать, о чём он пишет? (ответы детей)

Чтение письма

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик и спрятали его, отдадут только, когда я отгадаю все их задания. Дразнят меня, что я ничего не знаю, говорят я в школе не учился, и никогда не справлюсь с их заданиями. А задания они разбросали по всем героям сказки. Помогите мне! Я обещаю, что обязательно пойду в школу. Спасибо!»

Педагог: Ребята, сможем мы помочь Буратино? (ответы детей)

Педагог: Ну, тогда давайте начинать? Предлагаю первое задание.

1.Первое задание в конверте с геометрической фигурой у которой 4 угла и 4 стороны, но 2 стороны длинные, 2 короткие. (ответы детей)

Педагог: какие предметы вокруг нас похожи на прямоугольник?) (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)

Задание № 1 от Арлекино «Быстрый вопрос - быстрый ответ» (с мячом)

Вопросы:

-Посчитайте от 1 до 10 и обратно.

-Назови соседей числа 3 

-Назови соседей числа 5.

-Назови соседей числа 8.

-Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?

-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

-Какое число я пропустила? 4678, 1246,..

- Сколько дней в неделе?

- Про какие дни мы говорим «рабочие дни»?

- Про какие дни говорим «выходные»?

- Назови соседей субботы?

- Назовите соседей вторника?

- Назовите части суток?

- Сколько месяцев в году?

- Назовите времена года?

- Кто стоит справа от тебя?

- Кто стоит слева от тебя?

Молодцы! Справились.

2- задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке: «он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл» Что же это за геометрическая фигура? (Круг)

Педагог: какие предметы вокруг нас похожи на круг?

- Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг. Принеси, пожалуйста, конверт такой конверт. А какая еще есть фигура похожа на круг? (шар) Какая из них плоская, а какая объемная? (ответы)

(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).

Задание № 2 Работа со вторым десятком. (Дети встают перед мольбертом, на котором прикреплены карточки с цифрами). Задание от Дуримара-продавца пиявок.

Педагог- Ребята, сегодня мы с вами умеем считать до 20-ти, и знаем цифры второго десятка?

- выложите цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.

- посчитайте обратно от 20 до 11.

- найди число 15, 18, 13 и покажи его.

- А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».

- Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку (цифры перепутались). Исправьте её. (Ребенок находит ошибку и исправляет ее).

-Аналогично с цифрой, которая пропала найди ее и поставь на место.

Педагог: - Молодцы, с этим заданием вы справились. Сейчас тихонечко займите свои места.

3 задание находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3.

Педагог: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

- Какие предметы вокруг нас похожи на треугольник?)

-Какая еще есть фигура похожа на треугольник, но она объемная? (ответы) (ребёнок приносит конверт)

Педагог достаёт из конверта листок с заданием и читает его: «Папа Карло заблудился. Он отправился на поиск Буратино, подул сильный ветер и сдул номера квартир в домах, чтобы вернуться домой ему нужно правильно поставить номера квартир.»

Задание № 3 «Домики»

Педагог: Ребята, посмотрите, какой красивый домик! Только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать.

Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома. (дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

Педагог: 4 задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны? (ответы) - Какие предметы вокруг нас похожи на квадрат?) Какая фигура похожа на квадрат? (куб) Какая из них плоская, а какая объемная?

Задание от Мальвины: У Мальвины есть друг и помощник. Кто это, мы узнаем, когда нарисуем его. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под диктовку. Ребята, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка. От этой точки мы будем работать дальше:

1) 2 клетки вправо

2) 1 клетка вверх

3) 1 клетка вправо

4) 1 клетка вверх

5) 1 клетка вправо

6) 3 клетки вниз

7) 4 клетки вправо

8) 1 клетка вверх

9) 1 клетка вправо

10) 5 клеток вниз

11) 2 клетки влево

12) 2 клетки вверх

13) 3 клетки влево

14) 2 клетки вниз

15) 2 клетки влево

16) 4 клетки вверх

17) 2 клетки влево

18) 1 клетка вверх

Педагог: Кто ребята у вас получился? (собака.) Как звали друга Мальвины? (Артемон.)-Молодцы.

Задание №5 с геометрической фигурой похожей на огурец.

- Что это за геометрическая фигура? Какие предметы похожи на овал? (дети называют предметы, приносят конверт с заданием. Сообщаю детям, что задание от мудрой Черепахи Тортиллы. Задание на решение арифметических задач.

«Решение и составление задач».

Педагог: Ребята, скажите, сколько частей в задаче? (задаче четыре части)

Педагог: Назовите их. Дети: 1 - условие, 2 - вопрос, 3 - решение, 4 - ответ.

Педагог: Какие вы знаете арифметические действия? Дети: сложение, вычитание.

-Какие вы знаете арифметические знаки? – (Плюс, минус, равно.)

Педагог: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.

«На листе кувшинки сидело 7 лягушат, приплыло еще два лягушонка. Сколько стало лягушат на листе?»

- С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?». (Сложение) 
- «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче?». Прошу повторить задачу еще раз. 
Один ребёнок работает на доске, остальные дети на местах записывают данные задачи цифрами. Уточняю «Больше или меньше стало лягушат, после того как приплыли ещё 2.
Дети решают задачу и отвечают на вопрос. Выясняю «Какое арифметическое действие выполняли? Какие числа сложили? Почему складывали эти числа? Что сделали, чтобы решить задачу? Какой ответ в задаче?». Обобщаю ответы детей: к семи прибавить два, получилось девять. Девять лягушат стало на листе.

Зачитываю следующую задачу.  

«У Буратино было 8 монет, три он отдал папе Карло. Сколько монет осталось у Буратино?»

Педагог: Назовите, пожалуйста, условие задачи. Назовите вопрос. Решение задачи. Ответ.

Педагог: Молодцы!  Вот и открылся наш ключик. Мы помогли Буратино и теперь он сможет открыть потайную дверь.

Подведение итогов:

-Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы. Как вы думаете, они вернут Буратино ключик? Назовите, какие задания вы выполняли?

Рефлексия.

- Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

Буратино благодарит всех. Большое спасибо за работу.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...