Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Цели: Закрепление навыков ориентировки во времени. Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Познакомить с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Закрепление навыков вычисления с помощью числового луча. Развитие логического мышления, познавательных интересов, мелкой моторики.
Материал: магнитная доска, мел, маркеры, набор сюжетных картинок к тексту, полоски – «дорожки» с деформированным числовым рядом от 10 до 20 (по количеству детей); рабочие тетради (с. 26, задание №1,№2), числовые лучи по количеству детей, простой и цветные карандаши, ручки.
Литература: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е. Сычева; «Формирование элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина; Н.Б. Истомина «Готовимся к школе» часть 2, №20 (программа «Ступеньки детства»)
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у царя Считая.
- Однажды вечером царь Считай и внучка Почемучка играли в шахматы в гостиной. Окна были широко распахнуты, и из сада доносился тонкий аромат роз.
«А ты помнишь, внучка, как появились эти розы?» - спросил царь Считай.
«Конечно, помню, дедушка. У нас в альбоме даже фотографии есть.
Давай посмотрим!»
«Неси альбом».
(воспитатель прикрепляет к доске серию сюжетных картинок в неправильной последовательности)
«Ой! Что это? Наверное, опять Кот –в -сапогах мышей ловил альбом с полки уронил, а сложил фотографии неправильно. Надо все исправить»
Вместе с детьми воспитатель «наводит порядок в альбоме внучки Почемучки», разложив фотографии по порядку.
Дети выполняют задание, подробно объясняя своё решение.
- Введение в новую тему.
- Вот мы, внученька, навели порядок в альбоме. А пойду я посмотрю, как там розы наши на клумбе цветут – сказал царь Считай.
А вы знаете, что в царстве царя Считая везде и всюду числа. Пошел царь Считай по числовой дорожке в свой цветник, а дорожка поломалась, числа пропали!
Царь Считай просит ему помочь, починить дорожку к цветнику.
10 | 12 | 14 | 15 | 17 | 20 |
Дети заполняют полоски – «дорожки» с деформированным числовым рядом.
Пришел царь Считай к клумбам с розами, а там сидит на пеньке грустный садовник.
-Что случилось, садовник, почему грустный такой?
- Совет твой нужен, царь –батюшка. Никак не могу решить – уменьшить количество кустов роз или увеличить. Подсказал бы ты, что делать?»
Посмотрел царь на клумбу с розами и сказал:
- Конечно уменьшить. Возьми – ка прутик, да запиши на песке, чтобы не забыть. (воспитатель записывает на доске). Сколько сейчас кустов роз на клумбе?
- 6 кустов – ответил садовник. (воспитатель пишет на доске цифру 6)
- Мы будем уменьшать количество кустов. Значит, шесть – это уменьшаемое. – сказал царь Считай. (воспитатель спрашивает детей, как царь назвал первое число)
- Уменьшим количество кустов на два, то есть будем вычитать. Значит два – это вычитаемое. (воспитатель продолжает запись на доске, спрашивает детей, как царь назвал число два)
- Когда уберем два куста роз, останется четыре куста. Это разность между шестью и двумя. (воспитатель продолжает запись, спрашивает, как царь назвал число 4)
- Ох, и намудрил ты, царь-батюшка, все бы тебе слова непонятные говорить. А нам, садовникам, попроще надо: выкопай два куста роз, да и все. Не беспокойся, как ты сказал, так и сделаю.
Воспитатель еще раз просит детей назвать (показать) уменьшаемое, вычитаемое и разность.
А в это время внучка Почемучка сидела у окошка и слышала разговор царя Считая и садовника, и не могла понять – что же такое уменьшаемое, вычитаемое и разность.
- Давай – те поможем внучке Почемучке разобраться в этом. Прочитаем примеры, уменьшаемое обведем красным карандашом, а вычитаемое – зеленым.
Дети совместно с воспитателем анализируют примеры из рабочих тетрадей (с. 26, задание №1).
- Молодцы, ребята! Пока мы с вами разбирали примеры, внучка Почемучка сидела и рассматривала яблоки и груши, которые лежали в вазе на столе.
(Дети совместно с воспитателем выполняют задание №2 в рабочей тетради)
- Физкультминутка.
Весь засыпан снегом яблоневый сад,
А на каждой ветке яблоки висят.
Красные, круглые, румяные – смотри!
Это же не яблоки! Это – снегири!
- Составление задач.
- В вазе было 4 яблока, 2 желтых и 2 красных. Давайте закрасим два желтых и два красных. Внучка Почемучка съела два яблока.
- Ребята, нарисуйте, какие она два яблока могла бы съесть?
- Какие 2 яблока остались?
- Внучка Почемучка очень любит составлять и решать задачи, давайте составим задачи для внучки Почемучки.
- Какие части задачи вы знаете, ребята? (условие и вопрос)
- На столе в вазе лежало 4 яблока, два съела внучка Почемучка. (воспитатель с детьми уточняют что это условие). Сколько яблок осталось в вазе? (это вопрос задачи). В вазе осталось 2 яблока. Прочитаем и запишем на доске задачу полностью: 4-2=2.
Воспитатель с детьми уточняют, что это арифметическая задача на вычитание.
- А теперь составим задачу для внучки Почемучки про груши.
- Представьте, что в вазе лежали груши- зеленые и желтые, всего их было 6, сколько каких груш могло лежать? (дети высказывают состав числа 6 из двух наименьших) Давайте с вами нарисуем 4 зеленых и 2 желтых.
- Посмотрите, что у нас получилось, какое условие можно составить?
- Если стоит знак минус, какое условие к задаче мы можем придумать?
(На столе в вазе лежало 6 груш, 3 из них взяла внучка Почемучка)
- Какие груши внучка Почемучка могла взять? Давайте раскрасим (дети рисуют варианты)
- Итак, мы составили условие: было 6 груш, внучка взяла 3 груши.
- Чего не хватает в задаче? (вопроса)
- Какой вопрос будет в этой задаче? (сколько груш осталось в вазе?)
- Какое решение задачи, давайте запишем выражение.
Воспитатель с детьми записывают задачу на доске, проговаривая её целиком.
6-3=3
- Выполнение задания в тетради.
- Внучка Почемучка очень довольна вами.
- А царь Считай тоже приготовил для вас задание в рабочих тетрадях. Нам необходимо решить примеры. Поможет вам в этом числовой луч.
(Дети читают примеры по одному, определяют уменьшаемое, разность)
10-2= 8+2=
6-3= 2+2=
7-4= 8+4=
- Итог.
- Ребята, внучке Почемучке и царю Считаю очень понравилось с вами заниматься.
-Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?
-Чему научились?
-Все – ли вам было понятно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"
Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»
Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "С математикой в морское плавание".
С математикой в морское плавание (подготовительная группа)...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада «Математическая эстафета»
Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, квадратов Воскобовича на занятии по ФЭМП...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».
Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...
«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".
Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...