Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Сафина Любовь Александровна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Цели: Закрепление навыков ориентировки во времени. Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Познакомить с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Закрепление навыков вычисления с помощью числового луча. Развитие логического мышления, познавательных интересов, мелкой моторики.

Материал: магнитная доска, мел, маркеры, набор сюжетных картинок к тексту, полоски – «дорожки» с деформированным числовым рядом от 10 до 20 (по количеству детей); рабочие тетради (с. 26, задание №1,№2), числовые лучи по количеству детей, простой и цветные карандаши, ручки.

Литература: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Г.Е. Сычева; «Формирование элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина; Н.Б. Истомина «Готовимся к школе» часть 2, №20 (программа «Ступеньки детства»)

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у царя Считая.

- Однажды вечером царь Считай и внучка Почемучка играли в шахматы в гостиной. Окна были широко распахнуты, и из сада доносился тонкий аромат роз.

«А ты помнишь, внучка, как появились эти розы?» - спросил царь Считай.

«Конечно,  помню, дедушка. У нас в альбоме даже фотографии есть.

Давай посмотрим!»

«Неси альбом».

(воспитатель прикрепляет к доске серию сюжетных картинок в неправильной последовательности)

«Ой! Что это? Наверное, опять Кот –в -сапогах мышей ловил альбом с полки уронил, а сложил фотографии неправильно. Надо все исправить»

Вместе с детьми воспитатель «наводит порядок в альбоме внучки Почемучки», разложив фотографии по порядку.

Дети выполняют задание, подробно объясняя своё решение.

  1. Введение в новую тему.

- Вот мы, внученька, навели порядок в альбоме. А пойду я посмотрю, как там розы наши на клумбе цветут – сказал царь Считай.

А вы знаете, что в царстве царя Считая везде и всюду числа. Пошел царь Считай по числовой  дорожке в свой цветник, а дорожка  поломалась, числа пропали!

Царь Считай просит ему помочь, починить дорожку к цветнику.

10

12

14

15

17

20

Дети заполняют полоски – «дорожки» с деформированным числовым рядом.

Пришел царь Считай  к клумбам с розами, а там сидит на пеньке грустный садовник.

-Что случилось, садовник, почему грустный такой?

- Совет твой нужен, царь –батюшка. Никак не могу решить – уменьшить количество кустов роз или увеличить. Подсказал бы ты, что делать?»

Посмотрел царь на клумбу с розами и сказал:

- Конечно уменьшить. Возьми – ка прутик, да запиши на песке, чтобы не забыть. (воспитатель записывает на доске). Сколько сейчас кустов роз на клумбе?

- 6 кустов – ответил садовник.  (воспитатель пишет на доске цифру 6)

- Мы будем уменьшать количество кустов. Значит, шесть – это уменьшаемое. – сказал царь Считай. (воспитатель спрашивает детей, как царь назвал первое число)

- Уменьшим количество кустов на два, то есть будем вычитать. Значит два – это вычитаемое. (воспитатель продолжает запись на доске, спрашивает детей, как царь назвал число два)

- Когда уберем два куста роз, останется четыре куста. Это разность между шестью и двумя. (воспитатель продолжает запись, спрашивает, как царь назвал число 4)

- Ох, и намудрил ты, царь-батюшка, все бы тебе слова непонятные говорить. А нам, садовникам, попроще надо: выкопай два куста роз, да и все. Не беспокойся, как ты сказал, так и сделаю.

Воспитатель еще раз просит детей назвать (показать) уменьшаемое, вычитаемое и разность.

А в это время внучка Почемучка сидела у окошка и слышала разговор царя Считая и садовника, и не могла понять – что же такое уменьшаемое, вычитаемое и разность.

- Давай – те поможем внучке Почемучке разобраться в этом. Прочитаем примеры, уменьшаемое обведем красным карандашом, а вычитаемое – зеленым.

Дети совместно с воспитателем анализируют примеры из рабочих тетрадей (с. 26, задание №1).

- Молодцы, ребята! Пока мы с вами разбирали примеры, внучка Почемучка сидела и рассматривала яблоки и груши, которые лежали в вазе на столе.

(Дети совместно с воспитателем выполняют задание №2 в рабочей тетради)

  1. Физкультминутка.

Весь засыпан снегом яблоневый сад,

А на каждой ветке яблоки висят.

Красные, круглые, румяные – смотри!

Это же не яблоки! Это – снегири!

  1. Составление задач.

- В вазе было 4 яблока, 2 желтых и 2 красных. Давайте закрасим два желтых и два красных.  Внучка Почемучка съела два яблока.

- Ребята, нарисуйте, какие она два яблока могла бы съесть?

- Какие 2 яблока остались?

- Внучка Почемучка очень любит составлять и решать задачи, давайте составим задачи для внучки Почемучки.

- Какие части задачи вы знаете, ребята? (условие и вопрос)

- На столе в вазе лежало 4 яблока, два съела внучка Почемучка. (воспитатель с детьми уточняют что это условие). Сколько яблок осталось в вазе? (это вопрос задачи). В вазе осталось 2 яблока. Прочитаем и запишем на доске задачу полностью: 4-2=2.

Воспитатель с детьми уточняют, что это арифметическая задача на вычитание.

- А теперь составим задачу для внучки Почемучки про груши.

- Представьте, что в вазе лежали груши- зеленые и желтые, всего их было 6, сколько каких груш могло лежать? (дети высказывают состав числа 6 из двух наименьших) Давайте с вами нарисуем 4 зеленых и 2 желтых.

- Посмотрите, что у нас получилось, какое условие можно составить?

 - Если стоит знак минус, какое условие к задаче мы можем придумать?

(На столе в вазе лежало 6 груш, 3 из них взяла внучка Почемучка)

- Какие груши внучка Почемучка могла взять? Давайте раскрасим (дети рисуют варианты)

- Итак, мы составили условие: было 6 груш, внучка взяла 3 груши.

- Чего не хватает в задаче? (вопроса)

- Какой вопрос будет в этой задаче?  (сколько груш осталось в вазе?)

- Какое решение задачи, давайте запишем выражение.

Воспитатель с детьми записывают задачу на доске, проговаривая её целиком.

6-3=3

  1. Выполнение задания в тетради.

- Внучка Почемучка очень довольна вами.

- А царь Считай тоже приготовил для вас задание в рабочих тетрадях. Нам необходимо решить примеры. Поможет вам в этом числовой луч.

(Дети читают примеры по одному, определяют уменьшаемое, разность)

10-2=                8+2=

6-3=                  2+2=

7-4=                  8+4=

  1. Итог.

- Ребята, внучке Почемучке и царю Считаю очень понравилось с вами заниматься.

-Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?

-Чему научились?

-Все – ли вам было понятно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...

«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".

Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...