Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) на тему "Спасение птиц"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Тема: Спасение птиц.
Цель: формирование элементарных математических представлений и экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1.Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до одного часа.
2. Развивать математическую речь, внимание, мыслительную деятельность, логическое мышление, мелкую моторику руки.
3. Воспитывать устойчивый интерес к занятию, навыки сотрудничества, умение работать в коллективе, в подгруппах, самостоятельно, доброе отношение к птицам, желание помогать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu._tema_spasenie_ptits.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие (ФЭМП)
Тема: Спасение птиц.
Цель: формирование элементарных математических представлений и экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1.Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до одного часа.
2. Развивать математическую речь, внимание, мыслительную деятельность, логическое мышление, мелкую моторику руки.
3. Воспитывать устойчивый интерес к занятию, навыки сотрудничества, умение работать в коллективе, в подгруппах, самостоятельно, доброе отношение к птицам, желание помогать им.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Предварительная работа: беседы на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций, дидактические игры, наблюдение за птицами на прогулке, знакомство с задачей, прибором для измерения времени – часами.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.
Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Материал и оборудование:
Для педагога- ноутбук, колонки, презентация к занятию, аудиозапись для динамической паузы «Птички – невелички», голоса Сороки, иллюстрация для составления задачи, набор цифр и математических знаков, плоскостная картинка «Дерево», условная мерка - полоска из картона, простой карандаш, магниты, картинка «Кормушка»; подарки – раскраски «Птицы» и дидактическая игра «Четвертый лишний» (на печатном бланке), часы, мяч.
Для детей - простые карандаши, клей – карандаш, 2 картинки с изображением деревьев (ель и клен), условная мерка - полоска из картона – 2 шт, картинки для наклеивания «кормушка»,счетные палочки, иллюстрации для составления задачи, макеты часов (на печатном бланке).
Ход НОД
1.Вводная часть занятия. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Приветствие «Добрый день, добрый час»
- Ребята, слышите? (голос сороки). Нам Сорока на хвосте принесла нехорошую новость (слайд). Несколько наши пернатых друзей попали в беду. Снежная Королева похитила их и держит в своем ледяном дворце (слайд). Птицы просят нас о помощи. Мы можем им помочь? Как?
- Они вернутся к нам, если мы выполним все задания Снежной Королевы. И как настоящие защитники природы мы обязательно поможем нашим маленьким друзьям и позаботимся о них! А они нас приятно отблагодарят весной!
2. Основная часть занятия.
Интеллектуальная разминка «Задачки – шутки» (в кругу с мячом)
Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти. Сколько морковок осталось? (5)
На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, остальные улетели).
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).
На груше росло 10 груш, а на березе на 2 меньше. Сколько груш на березе? (на иве груши не растут).
1 задание – СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ (по иллюстрации)
- Ребята, ранее вы уже начали знакомство с задачей. Напомните, сколько в задаче частей и как называется каждая часть? (условие, вопрос)
- Что такое условие задачи? (то, что известно).
- Что такое вопрос задачи? (то, что нужно узнать)
- Что еще есть в задаче? (числа)
- С помощью каких арифметических действий решаются задачи? (сложение и вычитание)
- Ребята, 1 задание С.К. – составить по данной иллюстрации задачу и решить ее (иллюстрация выставляется на доску).
(из предложенных детьми вариантов выбирается один и проговаривается педагогом и детьми)
- Назовите условие задачи…вопрос…Что нужно сделать, что бы ответить на вопрос задачи? (решить ее)
Решение задачи с помощью чисел и математических знаков (один ребенок у доски)
- Что известно в задаче? (на дереве сидело 7 синичек, к ним прилетела еще 1 синичка (обозначение чисел цифрами)
- Птиц на ветке стало больше или меньше после того, как прилетела еще 1 синичка?
- Какой математический знак нужно поставить между цифрами?
- Прочитай выражение…
- Сколько всего синиц стало на дереве? С помощью какого математического знака запишем ответ? (равно) Прочитай выражение полностью…
- Ответили на вопрос задачи?
- Что такое в задаче 7? 1? 8?
- Каким действием решили задачу? Почему?
- Молодцы, ребята, мы справились с 1 заданием и спасли…Снегиря (слайд)
Динамическая пауза «Птички - невелички» (под аудиозапись)
2 задание – И/у «Птичья столовая»
- Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Зима - это не только волшебное и сказочное время, но и период, когда наши пернатые друзья – зимующие птицы подвергаются тяжелому испытанию - голоду. А ведь всем известно, что сытой птице и мороз не страшен. Поэтому птицам надо помогать пережить зиму.
- Как мы можем помочь им не погибнуть от голода?
- Предлагаю вам сейчас открыть «Птичью столовую»! Кормушки мы будем вешать не на все деревья. Нужны будут деревья определенной высоты.
(На доску вывешивается изображение дерева).
- Как узнать высоту ствола этого дерева? (измерить его)
- С помощью, каких измерительных средств можно измерять высоту предметов? (слайд)
- Ребята, сейчас я вам покажу, как еще можно измерить высоту предметов, в данном случае высоту ствола дерева. Это можно сделать с помощью условной мерки, например, такой полоски из картона (показ).
Условная мерка – это своеобразное орудие измерения. В то же время она выступает как мера (единица измерения) в данном конкретном случае.
- Давайте узнаем, чему равна высота ствола дерева – скольким условным меркам.
Показ педагогом способа измерения высоты ствола дерева условной меркой – полоской картона:
- Приложим мерку так, что бы нижние края мерки и ствола дерева совпали.
- С помощью карандаша проводим линию по верхнему краю мерки.
- Каждую отметку карандашом отмечаем магнитом… после измерения по общему количеству магнитов мы узнаем высоту ствола дерева.
- Далее прикладываем мерку уже к линии, отмеченной на стволе, снова проводим линию по верхнему краю мерки, отметку фиксируем магнитом… и так до конца.
- Итак, сколько раз условная мерка поместилась в высоте ствола дерева? Посчитайте магниты.
- Чему равна высота ствола дерева? Высота дерева равна 4 условным меркам (на доске цифра 4)
Практическая деятельность детей - измерение высоты стволов деревьев условной меркой (работа в подгруппах)
Задача: найти из 2 предложенных деревьев (ели и клена) дерево с такой же высотой ствола, как у дерева на доске.
Проверка
- Ребята, в какой подгруппе какие деревья – ель или клен, соответствуют по высоте дереву, которое на доске? Почему?
- Вот мы и нашли деревья нужной высоты. Можем смело вешать на них кормушки и открывать «Птичью столовую».
Организация импровизированной «Птичьей столовой»
(Дети на деревья клеят кормушки, затем деревья магнитом прикрепляют на доске)
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Птички прилетали, крыльями махали.
Сели. Посидели. И дальше полетели.
- Молодцы! Выполнив это задание, мы спасли…Синичку! (слайд)
3 задание – И/у «Тик - так»
- Ребята, а вы знаете, что птиц нужно кормить по режиму, т.е по времени?
Так птицы быстро привыкают, что в определённое время могут рассчитывать найти корм в кормушке, а в остальное время отправятся искать пропитание в других местах.
- Когда в детском саду удобнее подкладывать корм в кормушки? На утренней прогулке, в 11.00 часов
- А какой же прибор нам поможет следить за временем? (часы, демонстрация)
- Как устроены часы? (циферблат, стрелки)
- Уточните, что позывает короткая стрелка, а что – длинная стрелка?
- Где находится минутная (длинная) стрелка, когда часы показывают круглое время – 1 час, 3 часа, 9 часов? (на 12, демонстрация)
Работа с макетом часов (самостоятельная индивидуальная работа на печатном бланке)
Задача: установить время на часах 11.00
Пальчиковая игра «Кормушка» (слайд)
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(На каждое название птицы загибают по одному пальчику).
Всем хватило зёрнышек.
(Опять сжимают и разжимают кулачки).
3. Заключительная часть занятия.
- Ребята, вот мы и выполнили все задания С.К. и спасли наших маленьких пернатых друзей. Почему мы не бросили их в беде? А как птицы отблагодарят вас весной? (споют красивые песни, принесут пользу природе и человеку)
- В знак благодарности за спасение и заботу наши пернатые друзья хотят подарить вам небольшой подарок – раскраски и дидактическую игру «Четвертый лишний». Они надеяться, что они вам будут интересны и полезны.
- Что делали на занятии? Что нового узнали? Чему научились? Оцените свою работу на занятии.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А.Яшин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"
Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются с решением разных математических задач....
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во 2 младшей группе по теме «Птицы»
Закреплять умение сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами: больше – меньше, столько – сколько, поровну....
Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:
Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....
Конспект НОД по Познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе Тема: «Поможем птицам»
Тема: «Поможем птицам»...
План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.
Технологии: игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:• Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.• Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.• Познакомить де...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".
Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: расширение представления детей о зимующих птицах.Задачи:-формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменения...