Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) на тему "Спасение птиц"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тема: Спасение птиц.

 

Цель: формирование элементарных математических представлений и экологической культуры дошкольников.

 

Задачи:

 

1.Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до одного часа.

 

2. Развивать математическую речь, внимание, мыслительную деятельность, логическое мышление, мелкую моторику руки.

 

3. Воспитывать устойчивый интерес к занятию, навыки сотрудничества,  умение работать в коллективе, в подгруппах, самостоятельно, доброе отношение к птицам, желание помогать им.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие (ФЭМП)

Тема: Спасение птиц.

Цель: формирование элементарных математических представлений и экологической культуры дошкольников.

Задачи:

1.Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до одного часа.

 

2. Развивать математическую речь, внимание, мыслительную деятельность, логическое мышление, мелкую моторику руки.

3. Воспитывать устойчивый интерес к занятию, навыки сотрудничества,  умение работать в коллективе, в подгруппах, самостоятельно, доброе отношение к птицам, желание помогать им.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое  развитие, художественно-эстетическое.

Предварительная работа: беседы на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций, дидактические игры, наблюдение за птицами на прогулке, знакомство с задачей, прибором для измерения времени – часами.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Материал и оборудование:

Для педагога- ноутбук, колонки, презентация к занятию, аудиозапись для динамической паузы «Птички – невелички», голоса Сороки, иллюстрация для составления задачи, набор цифр и математических знаков, плоскостная картинка «Дерево», условная мерка - полоска из картона, простой карандаш, магниты,  картинка «Кормушка»; подарки – раскраски «Птицы» и дидактическая игра «Четвертый лишний» (на печатном бланке), часы, мяч.

Для детей - простые карандаши, клей – карандаш,  2 картинки с изображением деревьев (ель и клен), условная мерка - полоска из картона – 2 шт, картинки для наклеивания «кормушка»,счетные палочки, иллюстрации для составления задачи, макеты часов (на печатном бланке).

Ход НОД

1.Вводная часть занятия. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Приветствие «Добрый день, добрый час»

- Ребята, слышите? (голос сороки). Нам Сорока  на хвосте принесла нехорошую новость (слайд). Несколько наши пернатых друзей  попали в беду. Снежная Королева  похитила их  и держит  в своем ледяном дворце (слайд). Птицы просят  нас о помощи. Мы можем  им помочь? Как?

- Они вернутся к нам, если мы выполним  все задания Снежной Королевы. И как  настоящие защитники природы мы обязательно поможем нашим маленьким друзьям и позаботимся о них!  А они  нас приятно отблагодарят весной!

2. Основная часть  занятия.

Интеллектуальная разминка «Задачки – шутки» (в кругу с мячом)

Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти. Сколько морковок осталось? (5)

На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, остальные улетели).

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).

На груше росло 10 груш, а на березе на 2 меньше. Сколько груш на березе? (на иве груши не растут).

1 задание – СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ  (по иллюстрации)

- Ребята, ранее вы уже начали знакомство с задачей.  Напомните, сколько в задаче частей и как  называется каждая часть?  (условие, вопрос)

- Что такое условие задачи? (то, что известно).

-  Что такое вопрос задачи? (то, что нужно узнать)

- Что еще есть в задаче? (числа)

- С помощью каких арифметических действий решаются задачи? (сложение и вычитание)

- Ребята,  1 задание С.К. – составить по данной иллюстрации задачу и решить ее (иллюстрация выставляется на доску).

(из предложенных детьми вариантов выбирается один и проговаривается педагогом и детьми)

- Назовите условие задачи…вопрос…Что нужно сделать, что бы ответить на вопрос задачи? (решить ее)

Решение задачи  с помощью чисел и математических знаков (один ребенок у доски)

- Что известно в задаче? (на дереве сидело 7 синичек, к ним прилетела еще 1 синичка (обозначение чисел цифрами)

- Птиц  на ветке стало  больше или меньше после того, как прилетела еще 1 синичка?

-  Какой математический знак нужно поставить между цифрами?

 

- Прочитай выражение…

- Сколько всего синиц стало на дереве? С помощью какого математического знака запишем ответ? (равно) Прочитай выражение полностью…

- Ответили на вопрос задачи?

- Что такое в задаче  7? 1? 8?

- Каким действием решили задачу?  Почему?

- Молодцы, ребята, мы  справились с 1 заданием и  спасли…Снегиря (слайд)

Динамическая пауза «Птички - невелички» (под аудиозапись)

2 задание –  И/у «Птичья столовая»

- Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Зима - это не только волшебное и сказочное время, но и период, когда наши пернатые друзья – зимующие птицы подвергаются  тяжелому испытанию - голоду. А ведь всем известно, что сытой птице и мороз не страшен. Поэтому птицам надо помогать пережить зиму.

- Как мы можем помочь им не погибнуть от голода?

- Предлагаю вам сейчас открыть «Птичью столовую»! Кормушки мы будем вешать не на все деревья. Нужны будут деревья определенной высоты.

 (На доску вывешивается изображение дерева).

- Как узнать высоту ствола  этого дерева? (измерить его)

- С помощью,  каких измерительных средств  можно измерять высоту  предметов?  (слайд)

- Ребята, сейчас я вам покажу, как еще можно измерить высоту предметов, в данном случае высоту ствола дерева. Это можно сделать с помощью условной мерки, например, такой полоски  из картона (показ).

Условная мерка – это своеобразное орудие измерения. В то же время она выступает как мера (единица измерения) в данном конкретном случае. 

- Давайте узнаем, чему равна  высота ствола дерева – скольким условным меркам.

Показ педагогом способа измерения высоты ствола  дерева условной меркой – полоской картона:

- Приложим мерку так, что бы нижние края мерки и  ствола дерева совпали.

-  С помощью карандаша проводим линию по верхнему краю мерки.

- Каждую отметку карандашом отмечаем  магнитом… после измерения  по общему количеству магнитов  мы узнаем высоту ствола дерева.

- Далее прикладываем мерку уже к линии, отмеченной на стволе, снова проводим линию  по верхнему краю мерки, отметку фиксируем магнитом… и так до конца.

- Итак, сколько раз условная мерка поместилась в высоте ствола дерева? Посчитайте  магниты.

- Чему равна высота ствола  дерева?  Высота дерева равна 4  условным меркам (на доске цифра 4)

Практическая деятельность детей - измерение высоты стволов  деревьев условной меркой (работа в подгруппах)

Задача:  найти  из 2 предложенных деревьев (ели и клена) дерево с  такой же высотой ствола, как  у дерева на доске.

Проверка

- Ребята, в какой подгруппе какие деревья – ель или клен, соответствуют по высоте  дереву, которое на доске? Почему?

- Вот мы и нашли деревья нужной высоты. Можем смело вешать на них кормушки и открывать «Птичью столовую».

Организация импровизированной «Птичьей столовой»

(Дети на деревья клеят кормушки, затем деревья магнитом прикрепляют на доске)

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Птички прилетали, крыльями махали.

Сели. Посидели. И дальше полетели.

- Молодцы! Выполнив это задание, мы спасли…Синичку! (слайд)

3 задание – И/у  «Тик - так»

- Ребята, а вы знаете, что птиц нужно  кормить по режиму, т.е  по времени?

Так птицы быстро привыкают, что в определённое время могут рассчитывать найти корм в кормушке, а в остальное время отправятся искать пропитание в других местах.

- Когда в детском саду  удобнее подкладывать корм в кормушки?  На утренней прогулке, в 11.00 часов

 - А какой же прибор нам поможет следить за временем? (часы, демонстрация)

- Как устроены часы? (циферблат, стрелки)

- Уточните,  что позывает короткая стрелка, а что – длинная стрелка?

- Где  находится минутная (длинная)  стрелка, когда часы показывают круглое время – 1 час, 3 часа, 9 часов? (на 12, демонстрация)

Работа с макетом часов (самостоятельная индивидуальная работа на печатном бланке)

Задача:  установить время на часах 11.00

Пальчиковая игра  «Кормушка» (слайд)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику).

Всем хватило зёрнышек.

(Опять сжимают и разжимают кулачки).

3. Заключительная часть  занятия.

- Ребята, вот мы и выполнили все задания С.К. и спасли наших маленьких пернатых друзей. Почему мы не бросили их в беде?  А как птицы отблагодарят вас  весной? (споют красивые песни, принесут пользу природе и человеку)

- В знак благодарности  за спасение  и заботу наши пернатые друзья хотят подарить вам небольшой подарок – раскраски и дидактическую игру «Четвертый лишний». Они надеяться, что они  вам будут интересны и полезны.

- Что делали на занятии? Что нового узнали? Чему научились? Оцените свою работу на занятии.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

                              Нам встречать весну.           А.Яшин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются  с решением разных математических задач....

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во 2 младшей группе по теме «Птицы»

Закреплять умение сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами: больше – меньше, столько – сколько, поровну....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:• Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.• Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.• Познакомить де...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".

Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель:  расширение представления детей о зимующих птицах.Задачи:-формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменения...